ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ингуши приняли присягу России в 1770 году на добровольной основе, заявили историки в 245-ю годовщину вхождения Ингушетии в состав России. Ингуши присягнули России в присутствии 24 старейшин, отмечается в копии договора от 1770 года.
В марте 1770 года Ингушетия вошла в состав Российской империи, отмечается в опубликованной на "Кавказском узле" справке "Общие сведения о Республике Ингушетия". 22 августа 1810 года представители шести ингушских родов также подписали "Акт присяги шести ингушских фамилий с Россией", в том же году была заложена крепость Назрань. При этом ингуши принимали участие в Кавказской войне на стороне имама Шамиля, особенно активно участвовали орстхойцы (жители восточной части Ингушетии).
Боков: от торжеств отказались из-за экономической ситуации в стране
Власти республики сегодня провели праздничные мероприятия, посвященные 245-й годовщине добровольного вхождения Ингушетии в состав России.
"В рамках этого события в Магасе состоялось открытие сквера, сопровождавшееся концертом, организованным городской студией искусств. На площади перед Башней Согласия молодежный комитет республики провел флешмоб", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь главы республики Шамсудин Боков.
Также к праздничной дате приурочено открытие нового детсада, отметил Шамсудин Боков. "18 марта в Долаково откроется новый детский сад, который полностью решит проблему двухсменки в этом населенном пункте. Его открытие приурочено к праздничной дате", - рассказал Шамсудин Боков.
Вместе с тем, по его словам, от проведения масштабных торжеств пришлось отказаться "с учетом нынешней экономической ситуации в стране".
"Было принято решение совместить празднование этой даты с празднованием Дня республики, который будет отмечаться летом в Государственном Кремлевском дворце в Москве", - сказал Шамсудин Боков.
В марте 2004 года в Ингушетии пересмотрели дату вхождения республики в состав России. "Считать март 1770 года датой окончательного единения Ингушетии с Россией и принять обращение", - данное решение приняли участники республиканской научно-практической конференции, прошедшей в Назрани. Как заявили участники конференции, "единение Ингушетии с Россией произошло не в 1810 году, а в 1770 году".
Дзарахова: ингуши присягнули на верность России на Склоне Согласия
К юбилейной дате была приурочена презентация книги "Россия-Ингушетия 245", которая прошла сегодня в Ингушском НИИ гуманитарных наук. Ее провела заместитель директора института, доктор исторических наук Зейнаб Дзарахова.
"В сборнике представлены научные материалы ингушских ученых о наших взаимоотношениях и контактах с Россией, имевших место с давних времен. О том, какую роль сыграли ингуши в судьбе российского государства. У нас настолько все интегрировано", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Зейнаб Дзарахова.
По ее словам, о том, что в 1770 году ингуши приняли присягу на верность России, писали историк Марк Блиев и другие российские ученые.
"Факт принятия присяги зафиксировал естествоиспытатель и путешественник Иоганн Гюльденштедт – он был на Кавказе в это время. На этом событии присутствовали 24 старейшины, которые представляли 24 больших населенных пункта. Они озвучили решение народа, который стоял за ними, людей, которые их делегировали. Ингуши присягнули на верность России на Склоне Согласия. Три дня ингуши праздновали это событие. Так праздновали только самые большие праздники", - сообщила Зейнаб Дзарахова.
Гадиев: присяга на верность Ингушетии России была предсказуемой
Договор от 1770 года стал итогом тесных торгово-экономических и политических связей, рассказал Умалат Гадиев, заместитель руководителя Археологического центра Ингушетии, автор дипломной работы о присоединении Ингушетии к России.
"Существует множество материалов, в том числе и археологических, которые фиксируют факт наличия контактов между ингушскими средневековыми обществами и древней Русью XX-XII века. В археологических памятниках Ингушетии археологи очень часто находят религиозные изделия, предметы быта, изготовленные на территории древней Руси: кресты, иконки, нательники, дневники", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Умалат Гадиев.
Торгово-экономические и политические связи "предсказуемо оформились в присягу на верность Ингушетии России", считает Гадиев.
Подписание договора произошло 17-19 марта 1770 года вблизи селения Ангушт на равнинной местности под названием Барта босе, что переводится с ингушского как Склон Согласия, а 12 июля 1770 года Договор о добровольном вхождении Ингушетии в состав России, подписанный ингушскими старейшинами, был одобрен Коллегией иностранных дел России, отмечают ингушские историки. "Приехал сюда в нашу землю архимандрит Порфирий, при котором ко усердию и в подданство Ея Императорскаго Величества присягали. При сем же к государственному интересу оной архимандрит добропорядочный принял труд и нам по обычаю христианскому истинной путь указал. Мы, киштинский народ, под сим подписались", - говорится в копии договора от 1770 года, предоставленной "Кавказскому узлу" руководителем Госархива Ингушетии Магометом Картоевым.
Арутюнов: ингуши не принимали активного участия в борьбе с царизмом
Кавказские народы входили в состав России не единовременно, даты для празднования юбилеев берутся достаточно произвольно, считает этнограф, член-корреспондент РАН, заведующий отделом народов Кавказа Сергей Арутюнов.
"Это всегда было сочетанием добровольного вхождения и каких-то военных действий – завоевания или покорения. Не было такого случая, чтобы интересы всех слоев совпали, и все радостно пошли и вошли в состав России. Чаще всего трудящиеся массы достаточно охотно приветствовали вхождение в состав России, потому что это означало уменьшение их эксплуатации. Позиция знати зависела от каких-то конкретных интересов. Одни усматривали в этом вхождении для себя выгоду, другие считали, что выгоднее иметь дело с другими покровителями", - рассказал ученый.
При этом, по его словам, ингуши не принимали "активного участия в борьбе с царскими войсками" во время Кавказской войны.
"Дело в том, что ингуши довольно много страдали от жесткой теократической структуры государства имама Шамиля. Они не принимали активного участия в борьбе с царизмом, с царскими войсками, которое выказали чеченцы, которые в большинстве своем до конца поддерживали Шамиля. У ингушей не было знати. Впрочем, и у чеченцев в это время уже не было знати, но у чеченцев был "верхушечный слой", который был заинтересован в борьбе с дагестанскими феодалами. А феодалы как раз были скорее, на стороне царской власти. Так что Шамиль истреблял феодалов", - считает историк.
Сергей Арутюнов также заметил, что Ингушетия вошла в состав России добровольно. Вместе с тем он подчеркнул, что были "какие-то силы, которые этому противостояли". "Да, Ингушетия по большей части добровольно вошла в состав России, хотя и там были какие-то силы, которые этому противостояли. И кто-то даже принимал участие в Кавказской войне. Но, относительно чеченцев, не много. При этом не нужно рассматривать вхождение Ингушетии в состав России как всеобщее ликование и одобрение. Но преимущественные тенденции в ту или иную сторону можно отметить", - заявил историк.
Руководитель Госархива Ингушетии Магомет Картоев также предоставил "Кавказскому узлу» копию документа XIX века, в котором говорится о льготах, дарованных ингушам за преданность России в период Кавказской войны. "Общество Назрановских Ингушъ, являясь ко мне, прошли подтверждение прав, данных им прежним Начальством. Имея ввиду всегдашнюю покорность их к Правительству, исполняю сим желание их с тем, что общество си сохранит права, предоставленные оному до тех пор, покуда пребудет нам верно и покорно, и если всегда будет исполнять требования Начальства, с готовностью, могущою служить доказательством преданности их Правительству нашему. Лагерь при речке Гойты. Августа 19 дня 1832 года", - говорится в документе (орфография автора, командира отдельного Кавказского корпуса, сохранена).
По утверждению Сергея Арутюнова, существует "миф о всеобщем и интенсивном принятии ислама, о том, что ислам был давно родственен и близок ингушской психологии. "Это вовсе не так, потому что на территории Ингушетии есть несколько выдающихся христианских храмов, несколько языческих святилищ. Причем, языческие и христианские культы иногда переплетаются, что трудно сказать об исламе. Ислам очень нетерпим к проявлению языческих культов. Вот это – миф", - привел свою точку зрения Арутюнов.
Вместе с тем Сергей Арутюнов обратил внимание на то, что сейчас чеченцы утверждают, что "вся вайнахская культура является их культурой, а ингуши заимствовали что-то у них".
"На самом деле это все переплетено настолько тесно и неразрывно, что определить - что чеченское, а что ингушское – довольно сложно. Существуют мифы о многотысячелетней культурной истории чеченцев и ингушей, чего, конечно, не может быть. Потому что до позднего Средневековья чеченцев и ингушей вообще, как отдельных народов, не существовало. Существовали разнородные нахские племена, которые трудно отождествить с ингушами и чеченцами. Сами названия этих народов восходят к самым крупным селам: Чечен - в равнинной части Чечни, и Ангушт - на месте нынешней станицы Тарской Пригородного района Северной Осетии. О существовании этих сел можно достоверно говорить с восемнадцатого века. В семнадцатом веке были поселения, но под иными наименованиями", - рассказал ученый.
Докфильм о крыме, вп уже успел назвать,всего лишь,хорошим кино....)))
Всегда удивляют такие утверждения - не тейп и не тукхум. Чеченцы из кого сложились, как народ? Не из тейпов и не тукхумов?
Народ ингушский из кого состоит? Не из тейпов и из тукхумов? Разве ингуши и чеченцы не есть объединение тейпов и тукхумов? Или дело по другому обстоит, мой король?
К чему этот бред ? Это еще со школы известно, что Ингушетия добровольно приняла подданство Российской империи, ингушские села сами направили это прошение. Единственные кавказские единицы, которые никогда не мирились с Россией это Дагестан и Чечня. До этого были адыги, но с ними Российская империя еще до этого разгром учинила, разделив их на пять народов. А что, никого не удивляло, что антироссийских движений в Ингушетии не возникало.
Получается ингуши попросились "под крыло" императора, чтобы защититься от подданных им - императору кабардинских князей? И как все потом происходило? Перестали князья притеснять ингушей?
Насчет происхождения у меня ответ не замысловатый: все мы произошли от Адама и Евы и все так или иначе являемся ихними детьми.
Таты, насколько я знаю - горские евреи. Такое утврежение прядли будет приемлимо среди ингушского общества.
Вы допускаете, что ингуши и чеченцы могли сформироваться вперва как один тукхум, состоящий из разных тейпов, без деления на народы, а потом, со временем одни тейпы стали именовать себя Г1алгйаями, другие Нохчи?
Ну да,все присоединились добровольно! Уж такая заботливая расея,ну дальше некуда!Вот и Крым бросился в объятия мамочки!
Уговорил, прощаю)Ни кто не спорит об общем Нахском корне. Но, на определённом историческом этапе мы разошлись, а Россия всего лишь использовало это и закрепила, путём разных названий. Не собираюсь разводить исторический диспут, но то, что Гlалгlай это ни тейп и даже не тукхум- это факт 100%.
Откуда антироссийским настроениям взяться в маленькой Ингушетии, которая является самым маленьким регионом в РФ, если вы имеете ввиду сепаратистские настроения? Хотя на момент присоединения, ингуши вроде как жили и на месте нынешнего Владикавказа.
В Чечено-Ингушетии, Ингуши составляли меньшинство и этим, насколько я знаю, некоторые объясняются "развал" Чечено-Ингушской республики.
Самое забавное заключается в том, что 1770 году на Кавказе, не было таких народов как Ингуши и Чеченцы, были Вайнахи, которые идентифицировали друг друга по названию тэйпа, самым большим из которых, был тэйп Г1алг1и. И если бы этот тэйп не был бы в свое время обозначен Русскими колонистами как отдельный народ Ингуши, то сегодня в Чечне (тоже Русское название) того места которое Вайнахи называют Даймохк (страна Вайнахов) были бы самым большим Вайнахским тэйпом. Дробление, смешение, перемешивание, выселение коренных народов и заселение завоеванных территорий более лояльными народами, было государственной политикой Российской империи. Кстати, самым лояльным тэйпом Российской империи в среде Вайнахов в свое время зарекомендовал себя курдско – цыганский род Курайшиты или если быть более точнее, Курдайшиты, которых Российская империя в свое время практически насильно посадила на голову Вайнахам. Так что с этим письмом вы господа лизуны имперских болтов немного подзапоздали, тепленькое местечко уже давно занято)).
О наимудрейший Король, простите мне мою дерзость за то, что я осмелился заговорить с Вами. Не могли бы Вы, о лучезарный, просветить нас, почему тогда Ингуши (Г1алг1ий) называют себя сами по происхождению Вайнахами и говорят на одном языке с соседним народом, с Чеченцами, который также почему то называет себя Вайнахским народом? Не станете же вы утверждать или обвинять Чеченцев в плагиате вашего языка и вашего исторического самоназвания? О несравненнейший, просветите нас пожалуйста и расскажите о вещей версии происхождения Ингушского народа. Только предупреждаю сразу, что на версию о инопланетном происхождении уже претендуют несколько десятков народов, а версия до исторического, до динозаврского периода уже заняли армяне, так что, Вам, что бы удивить нас, и заставить поверить в правдивость вещего рассказа, придется очень постараться, и покорнейше, нижайше, еще раз, прощу простить меня доьхьун.
Какая тогда у них была религия и что было объединяющим фактором?
Так, стоп. Во первых, в 1770 году небыло такой территориальной единицы, как Ингушетия и ингуши врядли сформировались, как отдельный народ. ВСе-таки сначала чеченцы и ингуши были очень близки и различие языка было только в различии диалектов.
Некоторые историки утверждают, что ислам в Ингушетию проник только в 19 веке. Выходит тогдашние согласешения были подписаны не совсем мусульманскими стариками? Кто эти старики, которые подписали документ? Если есть документ, значит должны быть и фамилии подписавших. А если нету фамилий, то выходит документ одностороний или липа?
И еще, если бы иншуши добровольно вошли в состав империи, то стали бы они призывать Шамиля, прийти к ним и разбудить народ для борьбы с царизмом, хотя когда тот явился к ним, поддержки он так и не получил...
Галгаевцы или Галгаи — общество чеченского племени; обитают в Владикавказском округе, Терской области, в верховьях реки Ассы и по реке Тоба-Чочь. Живут обыкновенно по 3 — 4 двора вместе.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Энциклопедические источники царской России о горцах северного Кавказа.
Ингуши — народ чеченского племени в Терской области, ок. 155 т. челов., магометане, частью христиане. (Стр. 831).
Руслан Султанович. Плиев: «Ингушский язык не существует, как и самого народа, употребляемый ингушами говор, это Чеченский язык Орстхоевского диалекта».
Друзь,при Хазарском каганате все были если не горскими евреями,то прозелитами как минимум...)Думаю этот исторический факт,ингушское общество переживет безболезненно...)
Ересь. "не было таких народов как Ингуши и Чеченцы, были Вайнахи, которые идентифицировали друг друга по названию тэйпа, самым большим из которых, был тэйп Г1алг1и". Нет и небыло тейпа Г1алг1и. Проблема в том, что каждый второй мнит себя историком, и ты в том числе поверил Бдурахманову и пытаешься одеяло перетягивать. Не пройдёт.
Как отмечает Г. Вертепов, «под именем ингушей известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких отдельных групп или обществ, которые входили в состав бывшего Ингушевского округа Терской области. К ним относятся: джейраховцы, кистины (кисты), галгаевцы (галагаевцы), назрановцы и галашевцы. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов (селений), долин, гор и рек, на которых они обитают, причем перенесение сельских правлений из одного аула в другой в некоторых случаях влекло за собою и перемену названия самого общества» (204, с.71).
Как то у Вас все очень просто получается, в истории такого не бывает. Тот факт, что такого государства как Ингушетия не существовало не значит, что ингуши себя никак не обозначили в отношениях вне - существовали множество влиятельных родов и семей объединенных общим интересом. Конкретно в этом случае это была зависимость ингушских сел от Кабарды и кабардинских князей - они еще ранее приняли подданство Российской империи и пользовались своей властью притясняя ингушей - это, как замечают многие историки, стало одной из причин принятия подданства самими ингушами. О происхождении ингушей я бы не стал так же однозначно утверждать - некоторые говорят, что они вовсе произошли от татов или иных родственных им народов. А тот факт, что они могли и не быть мусульманами ни о чем не говорит - многие из них оставались язычниками. До и после этого документа чеченцы с ингушами часто бывали в союзе, но Россия нередко и успешно сорила их (провоцируя нападения под видом чеченцев / ингушей и т.п.) - главное, чтобы обезопасить себя от набегов.Меня вообще удивляет эта статья - позиционирует себя как сенсацию - это общеизвестный факт и есть огромное число доказательств этого, кроме этого договора после него подписывались и другие.
А.П. Берже в книге "Чечня и чеченцы" (Тифлис, 1859 г.), перечислив 20 вайнахских обществ с запада на восток, от Дарьяла до Ауха, заключает этот перечень следующими словами (стр. 67):
Назрановцы, карабулаки, галашевцы, джерахи, кисты, галгаевцы, цоринцы, акинцы, пшхой или шопоши, ичкеринцы, качкалыки, мичиковцы, ауховцы, чеченцы терекские, чеченцы сунженские, чеченцы брагунские. Въ строгомъ же смысле деление это не имъетъ основание.
"Вот исчисление всех племен, на которые принято делить Чеченцев. В строгом же смысле деление это не имеет основания. Самим Чеченцам оно совершенно неизвестно. Они сами себя называют Нахче, т.е. "народ" и это относится до всего народа, говорящего на Чеченском языке и его наречиях. Упомянутые же названия им были даны или от аулов, как Цори, Галгай, Шатой и др., или от рек и гор, как Мичиковцы и Качкалыки. Весьма вероятно, что рано или поздно все или большая часть приведенных нами имен исчезнут и Чеченцы удержат за собою одно общее наименование".
Ингуши — народ чеченского племени, живущий в Терской области, в Ингушском округе, занимает пространство до 1000 кв. в. Сами себя ингуши называют Ламур; их называют также Галгай или Назрановцы. В Xl в. Ингуши зависели от Грузии, с первой же четверти XY в. подпали под зависимость кабардинцев. Постоянные притеснения заставили ингушей в 1770 г. отдаться под покровительство России. Всех ингушей 15. 500 душ обоего пола. Они отличаются от других чеченских племён склонностью к мирным занятиям, из коих главные: хлебопашество и скотоводство. В нравах и обычаях они имеют немало сходство с осетинами. Большая часть ингушей (до 11. 970) магометане, но между ними есть до 3. 540 христиан; впрочем, и те и другие мало исполняют свои религиозные обряды. И даже христиане придерживаются многоженства, платя за жён калым (орду).
Русский энциклопедический словарь, изд. И. Н. Березиным, СПБ. 1877 г. том 2-й, стр. 386, 387. БАН, эн. 03/ Березин.
Та́ты (варианты названий — кавказские персы, закавказские персы) — иранский этнос, проживающий в Азербайджанеи России (преимущественно на юге Дагестана). Варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон. Говорят на татском языке, относящемся наряду с фарси, дари и таджикским к юго-западной группеиранских языков. Среди татов также распространены азербайджанский и русский языки. Верующие — мусульмане-шииты, незначительное количество суннитов (населяют сёла к западу от города Дербент[9])
В.Шнирельман пишет: «Имепрская Русь, против непоборимого чеченского народа предприняла коварные планы, покорение этого народа огнём не было возможным, видя обстоятельство, Россия начала разделять чеченцев на умеренныx и агрессивных, а под конец, назрел план ударить в сплочённость, этим самым разделив и обрaзовав ингушский народ, исключительно из чеченских племён».
Вашингтон Ирвинг: «Единство чеченцев и ингушей не было расколено даже в начале 19 века».
Р.Плиев: «ингушский язык не существует, как и самого народа, употребляемый ингушами говор, это Чеченский язык Орстхоевского диалекта».
А.Ждановский пишет: «ингуши, это отделённое от чеченцев племя, которое стало развиваться под крылом русской империи».
В.И.Морковин: «Процесс образования ингушского народа, завершился в конце 19 века».
Cо слов Мелентия Яковлевича Ольшевского, русского военного писателя, генерала, участника Кавказской войны. Его мемуары «Кавказ с 1841 по 1866 год» впервые целиком были напечатаны в 2003 г. в СПб:
"Настоящие жители не называют себя чеченцами и как бы стыдятся этого имени. Они называют себя или по имени своего родоначальника Нохчэ, или по имени его сыновей.
— Мы Нохчэ, народ Божий, – отвечали мне всегда с некоторым озлоблением старики, когда в разговоре с ними приходилось их называть чеченцами. Да и молодое поколение недолюбливает, когда их называют чеченцами".
Ряд последующих авторов, оперируя главным образом этими тезисами, основанными на языковых данных, также относили ингушей к восточнокавказской семье народов и считали их одной из ветвей чеченского народа
Г. К. Казбек. Военно-статистическое описание Терской области, ч. 1. Тифлис, 1888, стр. 107.
Западноевропейские языковеды (Р. Эркерт, А. Дирр, Н. Трубецкой, А. Тромбети и др.) тоже объединяли чеченский, ингушский и тушинский языки в единую чеченскую, или кистинскую, группу
М. Я. Яемировский. Из прошлого и настоящего кавказской лингвистики. ИИНИИК, т. I. Владикавказ, 1928, стр. 299—348.
В 1915 г. акад. Н. Я. Марр выделил ингушский язык вместе с чеченским и цова-тушинским (бацбийским) диалектами в особую чеченскую групп
И. Я. Марр. Племенной состав населения Кавказа. Пг., 1920, стр. 44.