В то время, как правительство готовится представить новую антикоррупционную программу, ее критики задают вопрос: почему многие высокопоставленные чиновники по-прежнему чувствуют себя вне закона?
Антикоррупционная программа является результатом трудов группы экспертов из международных организаций и правительственных структур. Наряду с представителями министерств юстиции, экономики и финансов, а также президентской администрации, в разработке этого документа принимали участие специалисты из Всемирного Банка, Международного Валютного Фонда, ОБСЕ и Совета Европы.
Для разработки программы, реализация которой должна начаться в сентябре или октябре после завершения соответствующего социологического исследования, Всемирный банк предоставил Армении грант в размере 300 тысяч долларов. По словам ответственного за внешние связи ереванского офиса Всемирного банка Вигена Саркисяна, ожидается широкое обсуждение этой программы в обществе.
Однако уже сейчас программа вызывает определенное недоверие, так как, по мнению многих, ее будут осуществлять как раз те люди, которые являются первоисточником коррупции. Иными словами, коррупционеры будут бороться с коррупцией.
По оценкам независимых экспертов, около девяносто пяти процентов армянских предприятий работают в тени, вследствие чего мимо государственного бюджета ежегодно проходит более одного триллиона драмов (примерно 2 миллиарда долларов).
Один из основных источников распространения коррупции депутаты парламента страны, которые очень часто принимают законы, в которых заложена основа для злоупотреблений.
Здесь уместно вспомнить про то, что ожидаемых результатов не принес принятый в прошлом году закон "О декларировании имущества и доходов государственных чиновников", согласно которому вышеуказанные лица должны представить соответствующие документы до 31 января текущего года. Подавляющее большинство высокопоставленных чиновников охотно задекларировали, в основном, свои зарплаты, а основные источники доходов остаются в тени. К примеру, министр транспорта и связи Андраник Манукян, заявив, что зарабатывает пять тысяч долларов в месяц (кстати, это почти в 10 раз больше, чем официально зарабатывает президент), тем не менее не указал, что ему принадлежат один из самых престижных отелей в Ереване и компания по продаже автомобилей.
"Я думаю, взятки всегда будут брать там, где рядовые граждане выходят на прямой контакт с чиновником", - говорит Седмара Седракян, пенсионерка. "Неужели нельзя ограничить число нужных, скажем, для оформления пенсии или наследства документов, чтобы нам поменьше бегать по кабинетам бюрократов" я знаю много людей, которые просто готовы обойти закон, лишь бы не оказаться в зависимости от аппетита и настроения чиновника".
Прозрачность и гласность - первые враги коррупции, считает председатель общественно-правовой организации Акаствер (Антитень) Вага Амирханян. И в этом смысле роль средств массовой информации становится особенно актуальной.
К примеру, ежедневная газета "Аравот" с завидной регулярностью публикует на своих страницах фото отелей, ресторанов, персональных особняков министров и начальников управлений, депутатов и их родственников, судей и самых разнообразных начальников, все чаще представляющих силовые ведомства. Публикаций много, а реакции со стороны властей никакой. Зато есть серьезная реакция со стороны общественности.
Недавние социологические исследования, проведенные общественной организацией "Армянский демократический форум" в сотрудничестве со Всемирным банком и представительством Международного Валютного Фонда в Ереване, показали, насколько велико недовольство общества коррумпированностью чиновничьего аппарата.
По словам респондентов, представляющих девяносто пять предприятий страны, больше всего взяток им приходится давать налоговым инспекторам и при таможенном оформлении товаров. Не случайно, что свыше семидесяти процентов представителей предприятий выражают категорическое несогласие с утверждением властей о защищенности производителей от государственного произвола. Более восьмидесяти процентов опрошенных назвали судебную власть институтом, заслуживающим наименьшего доверия.
В переходном обществе, каким является Армения, где недавно созданные институты и законы еще не функционируют надлежащим образом, стимулы и возможности для коррупции возрастают, а ее воздействие на социально-политическую жизнь и экономику становится всепроникающим, - считает руководитель представительства МВФ в Ереване Гарбис Ирадян.
Не удивительно, что значительная часть населения республики скептически относится к заявлениям правительства в отношении борьбы с коррупцией, считая, что коррупция, как и мафия - бессмертна. Изменение подобного отношения к проблеме является одним из направлений, в котором, по мнению авторов анти-коррупционной программы, следует работать.
"Люди в простых беседах приводят уйму фактов на основе своего личного опыта, однако при этом из-за всякого рода опасений просят журналистов не называть их имен. Однако без их свидетельств публикации с перечислением фактов могут быть расценены как клевета", - сказал посол ОБСЕ в Армении Рой Рив (Roy Reeve).
По его словам, в сентябре опубликованы будут результаты исследования общественного мнения, которое было проведено НПО ?Transparency International Armenia?. Если до этого работа проводилась с правительством и парламентом для разработки и принятия документа, то на следующем этапе к обсуждению будет привлекаться гражданская общественность. "Как только стратегия будет принята и начнется открытое обсуждение документа, журналисты смогут подробнее писать об имеющих место негативных явлениях в этой области", - сказал Р.Рив.
Проект программы антикоррупционной стратегии охватывает все структуры государственного устройства, вовлекает общественность и публичные институты. Для реализации подобной стратегии, по мнению авторов проекта, необходимо создание особого органа по борьбе с коррупцией.
Однако, эксперты, в числе которых как члены правительства, так и депутаты парламента Армении, высказывают опасение, что даже и специальное агентство по борьбе с коррупцией может, в свою очередь, стать рассадником коррупции, так как его члены могут сами преднамеренно скрывать факты коррупции. Как бы то ни было, работа по борьбе с коррупцией в Армении продолжается, и для того, чтобы она привела к ощутимым результатам, в республике все, без исключения, должны проявить добрую волю и принципиальность.