ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На рассмотрении Европейского суда по правам человека находятся 11 жалоб от заключенных в российских тюрьмах чеченцев и ингушей, нарушения прав которых были зафиксированы комитетом "Гражданское содействие" с сентября 2011 года по август 2014 года. Правозащитники отмечают отсутствие реакции по жалобам из прокуратур.
Как писал "Кавказский узел", комитет "Гражданское содействие" разработал и реализовал проект "Защита фундаментальных прав жителей Чеченской Республики и Республики Ингушетия, находящихся под следствием либо отбывающих наказание в учреждениях пенитенциарной системы РФ" в период с сентября 2011 года по август 2014 года в партнерстве с организацией "Каритас" из Франции при поддержке Европейской комиссии по гуманитарной помощи. Презентация доклада комитета по результатам проекта прошла 31 марта в Москве.
Помимо доклада участники пресс-конференции раздали материалы "круглого стола" "Положение мусульман в местах принудительного содержания граждан", прошедшего 21 мая 2014 года в Институте этнологии и антропологии РАН.
"Среди заключенных чеченцев и ингушей много осужденных по сфальсифицированному обвинению"
Комитет "Гражданское содействие", занимающийся помощью мигрантам, стал разрабатывать и осуществлять пилотный проект противодействия дискриминации чеченцев и ингушей в пенитенциарной системе, так как с 1991 года к правозащитникам поступало большое количество жалоб по этой теме, сообщила глава комитета Светлана Ганнушкина.
"Две чеченские войны привели к тому, что к нам привыкли обращаться со своими бедами жители Чечни, Ингушетии. В отношении них очень часто фабрикуются уголовные дела. В 1999 и 2000 годах была целая кампания по задержанию на улицах городов России чеченцев – делалось это с помощью подкладывания наркотиков и оружия. Таким образом, в тюрьмах оказалось очень много людей. К заключенному, независимо от того, совершил он преступление или нет, должны относиться только гуманно", - заявила Светлана Ганнушкина.
По ее словам, проект является пилотным, его целью был мониторинг и возможное предотвращение нарушений прав жителей Чечни и Ингушетии в российских тюрьмах.
За время работы проекта в комитет "Гражданское содействие" поступило около 700 обращений от представителей исследуемой группы.
Обращения классифицировались по следующим категориям: угроза и избиение заключенного сотрудниками колоний и другими заключенными, непредоставление медицинской помощи, неправомерное наложение дисциплинарных взысканий и переводы на более строгий режим, потеря связи с родственниками, проблема воспрепятствования осуществлению религиозного культа, заведение новых уголовных дел в отношении уже отбывающих срок, рассказала администратор проекта Ольга Чмурова.
Помимо всего прочего, как выяснили правозащитники, подавляющее большинство ингушей и чеченцев отбывают наказание "запредельно далеко" – это Дальний Восток и Урал, где нет возможности встречаться с родственниками. По разным причинам, таким как отсутствие денег, преклонный возраст, болезни, родственники не могут прилететь на свидание.
"При этом зачастую приехавшим отказывают в посещении, помещая заключенного в ШИЗО под надуманным предлогом", - указала Чмурова.
В комитет обращались и граждане, у которых отсутствуют конечности, но инвалидности нет – руководство колонии инвалидами таких заключенных не признает.
"Случаются парадоксальные вещи – на инвалида-колясочника вешают бирку - "склонен к побегу", - добавила Ганнушкина.
"Уроженцы Чечни и Ингушетии часто становятся в тюрьмах жертвами агрессии участников чеченских войн"
Нарушение прав представителей исследуемой категории граждан встраивается в общие проблемы всех российских заключенных, но имеет свои особенности, отметила составитель доклада, юрист фонда "В защиту прав заключенных" Надежда Раднаева.
Среди таких особенностей она отметила конфликт чеченских заключенных, которые воевали на стороне бандформирований, с тюремщиками – бывшими силовиками, воевавшими на стороне федеральных сил. Сотрудники исправительных учреждений "ввиду стереотипного подхода" и "в связи с низким уровнем образованности и культуры" относятся к уроженцам Чечни и Ингушетии "крайне негативно", причем вне зависимости от того, принимали ли кавказцы участие в военных конфликтах или нет, отметила юрист.
"Им достаточен факт того, что перед ним уроженец северокавказской республики", - прокомментировала Надежда Раднаева.
Тюремщики, ранее принимавшие участие в различных военных конфликтах на территории Кавказа, "принесли с собой агрессию, травмированную психику и соответствующее отношение к тем, с кем они недавно воевали", в свою очередь отметила Ганнушкина.
Немаловажным, отметила Раднаева, является религиозный аспект – заключенные, по ее словам, сталкиваются с "непониманием" тюремщиками ислама, на этом фоне происходит масса конфликтов, а соответственно и нарушений.
"Ни одно из обращений от чеченских правозащитников не было удовлетворено прокуратурой"
Всего за время осуществления проекта к чеченским правозащитникам поступило более 200 обращений по поводу пыток, в основном они поступали по организованной комитетом "Гражданское содействие" "горячей линии", сообщил координатор проекта в Чечне Аюб Титиев.
По этим обращениям были составлены жалобы в прокуратуру, но "ни одно из обращений не было удовлетворено", и "суть избиений не выяснена", отметил Титиев.
"Каждый ответ был лишь отпиской. Зачастую ответы приходят абсурдные", - рассказал Титиев.
В качестве одного из примеров он привел избиение в Волгоградской области заключенного Татаева, который провел после этого четыре дня в реанимации и месяц в больнице. "Ответ на жалобу областной прокуратуры был следующим: "заключенный нанес себе увечья, расцарапав себе веко, в результате к нему были применены наручники", - сообщил Титиев. По его словам, прокуратура нарушений прав не нашла.
Татаев привлекался к уголовной ответственности, уже будучи заключенным, за то, что "пытался укусить надзирателя за палец, когда тот разрывал ему рот", сообщил адвокат Илларион Васильев, который вел в судах дела некоторых заключенных.
"В итоге Татаева избивали так, что была ампутирована слезная протока", - рассказал Илларион Васильев.
"Чеченцы и ингуши часто неправомерно помещаются в ШИЗО"
Чеченцы и ингуши, как выяснили правозащитники, часто неправомерно получают дисциплинарные наказания и помещаются в ШИЗО, сообщил Илларион Васильев.
В качестве примера Васильев привел Беслана Гадаева, отбывающего наказание в Приморском крае и проведшего шесть лет в штрафном изоляторе, где, по словам адвоката, "пачка сигарет сыреет за минуту". Объяснить, почему человек на протяжении настолько длительного срока совершает одни и те же проступки, руководство колонии не может, отмечает Васильев. По его словам, Гадаев помещался в ШИЗО за "нарушение формы одежды", "нарушение режима локальной зоны" и за то, что "прилег на кровать".
За аналогичный проступок в ШИЗО посадили одноногого инвалида Абубакарова, что "выглядит наиболее цинично": из-за постоянного стояния "культя человека стала загнивать", отметил Васильев.
"Зэки даже не знают, за что сидят – каждые две недели в ШИЗО ему сообщают, что в изоляторе он проведет еще столько же. Обжаловать действия должностных лиц можно, но смысла это не имеет – на обжалование дается три месяца, и должен быть адвокат, который ведет дело, но присутствовать с клиентом постоянно невозможно", - сказал Васильев.
Он отметил, что местные адвокаты, которые "не хотят ссориться с руководством колонии" и "не желают рисковать должностями", зачастую выполняют свои функции спустя рукава.
"В большинстве случаев совместная работа правозащитников с ОНК оказывалась продуктивной"
Участники проекта плотно взаимодействовали с региональными Общественными наблюдательными комиссиям (ОНК). В большинстве случаев, по словам правозащитников, совместная работа оказывалась продуктивной.
Так, с помощью вмешательства ОНК Владимирской области удалось добиться отмены возбуждения сотрудниками колонии уголовного дела в отношении Озниева, а при участии челябинской ОНК удалось снять обвинения с Каргиева. В обоих случаях подозрения и обвинения были сфальсифицированы и надуманны, сообщила Надежда Раднаева.
Впрочем, ОНК помогали правозащитникам не всегда. Руководящие должности некоторых комиссий заняли бывшие работники пенитенциарной системы, не желающие ставить подписи и печати под документами, указали участники проекта.
Такое наблюдается в Бурятии, сообщил Илларион Васильев. Он рассказал, что в одном случае он получил историю пыток заключенного, но печати под документом не было. "В ОНК сказали: "нас за это ругают". Данная бумага никакой силы в суде не имеет, и начать процесс я не могу", - отметил Васильев.
По словам другого адвоката Валерия Шухардина, руководству колонии невыгодна утечка информации, и администрация не идет навстречу защитникам, пытаясь придумать разнообразные преграды для встречи адвоката с подзащитными.
Так, по его словам, в Минусинской тюрьме Красноярского края, где содержался Зубайр Зубайраев, запрещают проносить аппаратуру, в частности, диктофоны, а также до встречи с адвокатом "беседуют" с зэком, намекая на возмездие, если защитнику поступят жалобы.
"Речь идет даже не об избиениях, а об изнасилованиях", - сказал Шухардин.
"Среди пыток есть и извращенные"
Среди пыток, которые применяют к заключенным чеченцам и ингушам, есть и извращенные, отмечает Валерий Шухардин. По его словам, одного из заключенных (его история фигурирует в докладе) вывезли в психиатрическую клинику, пытали током, привязывая к рукам, ногам и половому члену провода, перекрывали дыхание полиэтиленовым пакетом и избивали. Тюремщики требовали, чтобы Магомадов для статистики раскрываемости признался в преступлении, которого не совершал, и после трех месяцев заключенный сдался.
"Несмотря на то, что ожоги и прочие телесные повреждения зафиксированы и внесены в медкарту, следственные органы отказали в возбуждении уголовного дела в отношении тюремщиков", - заявил Шухардин, отметив, впрочем, что отказ уже обжалован, постановление отменено, дело направлено на новую доследственную проверку, и сейчас готовится жалоба в ЕСПЧ.
Шухардин также рассказал о том, что в отношении еще одного заключенного - Кирбиева - также применяются изощренные способы пыток. Узник может передвигаться только на носилках, но помогать ему сокамерникам запрещают, переводя их в соседние бригады. Как и Кирбиеву, заключенному Киримову отказывают в освобождении по состоянию здоровья, "хотя состояние последнего откровенно предсмертное" - врачи говорят, что "ему осталось не больше года", отметил адвокат.
Он также обратил внимание на то, что мусульмане сталкиваются с проблемой питания в колонии: два раза в день из трех пища готовится на свином жире, и кавказцы "есть это отказываются".
Существуют проблемы с молельными комнатами – коврики и Коран для намаза отбираются, сказал Шухардин.
По части обращений правозащитниками составлены и отправлены жалобы в Евросуд
Решение проблем заключенных чеченцев и ингушей кроется в подаче жалоб во всевозможные инстанции, в том числе в ЕСПЧ. Таковых за период проекта правозащитниками подано 11 - по статьям 3 (Запрещение пыток), 8 (Право на уважение частной и семейной жизни), 9 (Свобода мысли, совести и религии), 13 (Право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (Запрещение дискриминации) Европейской конвенции по правам человека.
В данный момент все они находятся на рассмотрении Европейского суда. Еще три жалобы готовятся к подаче, рассказала на презентации Ольга Чмурова.
Есть пример, когда действенным стало обращение в Генеральную прокуратуру России, сообщили правозащитники. Так, заключенный ИК-2 Калмыкии Елгаев, подвергавшийся пыткам и оскорблениям, с помощью комитета "Гражданское содействие" направил жалобу в надзорное ведомство, которая выявила нарушения в колонии и возбудила уголовное дело в отношении двух сотрудников исправительного учреждения по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий". Впоследствии, впрочем, тюремщики были оправданы судом, сообщил адвокат Васильев.
"Мы ожидали иной результат, но с другой стороны Елгаева больше никто не трогал, и он досидел свой срок без проблем. Это был урок для тюремщиков, как вести себя с заключенными", - отметил Васильев.
Адвокат Николай Дьяков в конце мероприятия отметил, что, судя по тому, что происходит с чеченцами и ингушами в российских тюрьмах, они – "не люди, поскольку не имеют человеческих и гражданских прав". "Виной тому государство", - заявил Дьяков.
"Не может быть ситуации, когда жестокое избиение или пытки током чем-то спровоцированы"
Пытки и избиения в тюрьмах не могут быть результатом провокации со стороны самих заключенных, считают правозащитники.
"Невозможно спровоцировать человека, который не хочет ударить другого, полностью находящегося в его власти. Есть законные методы воздействия – в случае бунта, к примеру, но это мы не рассматриваем", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина после пресс-конференции.
В пример она привела историю осужденного по делу Норд-Оста Заурбека Талхигова, отправленного в ШИЗО за то, что бросил ложку в сотрудника колонии после того, как тот заявил, что ложка немытая и принесена из туберкулезного барака. Также Талхигов, по словам правозащитницы, получил дисциплинарное взыскание за обращение к тюремщику на "ты".
"Не может быть ситуации, когда жестокое избиение или пытки током чем-то спровоцированы", - сказала Ганнушкина.
При этом случаев, когда заключенные объединялись бы в группы и давали отпор надзирателям, во время мониторинга не зафиксировано.
Правозащитники принимают заявления о нарушении прав заключенных и от жителей других республик Северного Кавказа, сообщила Светлана Ганнушкина.
Хочу отметить, что наш проект продолжается. Мы нашли средства работать по этой теме и дальше, при этом расширили регион и принимаем заявления из других республик Северного Кавказа", - заявила правозащитница корреспонденту "Кавказского узла" в интервью 24 ноября 2014 года.
Как тогда сказала Светлана Ганнушкина, чеченцев в российских тюрьмах много.
"Чеченцев в пенитенциарной системе много, конкретное число нам на запрос ФСИН отказалась сообщить. В основном сидят они за участие в незаконных вооруженных
формированиях или пособничество им... Пособничество часто выражается в том, что
осужденный дал у себя в доме переночевать родственнику или купил продукты членам НВФ, которые пришли в его дом, фактически взяли в заложники женщин и отправили за покупками кого-то из мужчин", - рассказала Ганнушкина.
Она отметила, что правозащитниками отмечены случаи, когда тем, кто обратился
в Евросуд, угрожают. "И не только им: мы знаем случай угроз несовершеннолетним детям. Пришлось срочно просить для них убежища в другой стране", - добавила Светлана Ганнушкина.
Очень часто, по ее словам, к заявителям не хотят пускать адвокатов, которым приходится прилагать "титанические усилия", чтобы встретиться со своими подзащитными. "Нередко осужденных силовыми методами "убеждают" отказаться от встречи с адвокатом", - рассказала правозащитница.
Также она добавила, что некоторые чеченцы поддерживают своих находящихся в местах лишения свободы родных – финансово, адвокатами, провизией. "Откровенно брошенных мало. Сидящих никогда не бросают, посещают родственники", - подчеркнула Светлана Ганнушкина.
Комментариями от представителей прокуратуры и ФСИН относительно озвученных правозащитниками случаев нарушения прав чеченцев и ингушей в российских тюрьмах "Кавказский узел" не располагает.
Да уж,с Реймером выла жопа... Так опять же,его "водрузил" на этот пост,пахан всея руси (как и табуреткина) ...а ему,хоть бы хны ...сидит гнида в зомбоящике,вешает очередную лапшу и ...(мудила ) нагло так улыбается!!! Хохлы ему клёвую кликуху дали! .... *уйло бу га га га
И какие то козлы минусуют этот пост!Сволочи!
Как то давно смотрел передачу про тюремную жизнь и заключенных с большими сроками, и там, параллельно рассказывалось так же о судьбах надзирателей, которые в отличии от заключенных также, но только на добровольной основе проводили почти все свое время застенками тюрьмы.
Если провести аллегорию с тем что я описал выше, то мне кажется что Русский народ сегодня как раз и выполняет ту самую функцию того самого тюремного надзирателя по отношению к малым народам населяющим Российскую империю, что тем не немее, не меняет того факта что сам он при этом, живет в той же тюрьме, ест ту же самую баланду, и его жизнь ничем не лучше тех, над кем его поставили надзирать, за исключением небольшого числа Русских эмигрантов, которые решились порвать с этим порочным замкнутым кругом и уехать из этой страны навсегда выбрав свободу для себя и своих детей, навсегда отказавшись быть казенными людьми в стране где люди существуют ради государства а не государство ради людей. И сегодня них, спустя сотни лет, все так же актуально звучат слова Лермонтова, сказанные им в сердцах.
Прощай не мытая Россия, страна рабов страна господ и вы мундиры голубые и ты им преданный народ…
Вы говорите о русских, как о монолите, об одной единой общности с общими вглядами и представлениями. Но ведь русские далеко не едины и не имеют единых взглядов. Есть Единая Россия, Путин и КО а также их электорат в основном состоящий из Русских, но только не в процентном соотношении. В процентном соотношение самую большую поддержку Путин на последних выборах получил от жителей Северного КАвказа. Да, русские состалвяют большинство населения РФ, но это не единая нация, да нация ли это вообще?
Реймер и Сердюков скорее характеризуют общее состояние РФ. Власть и воровство неотделимые друг от друга вещив РФ.
"Среди пыток, которые применяют к заключенным чеченцам и ингушам, есть и извращенные, отмечает Валерий Шухардин. По его словам, одного из заключенных (его история фигурирует в докладе) вывези в психиатрическую клинику, пытали током, привязывая к рукам, ногам и половому члену провода, перекрывали дыхание полиэтиленовым пакетом и избивали. Тюремщики требовали, чтобы Магомадов для статистики раскрываемости признался в преступлении, которого не совершал, и после трех месяцев заключенный сдался.
«Несмотря на то, что ожоги и прочие телесные повреждения зафиксированы и внесены в медкарту, следственные органы отказали в возбуждении уголовного дела в отношении тюремщиков», - заявил Шухардин, отметив, впрочем, что отказ уже обжалован, постановление отменено, дело направлено на новую доследственную проверку и сейчас готовится жалоба в ЕСПЧ".
Прослеживается почерк российских военных, воевавших в Чечне. В концентрационных лагерях в Чечне в 90-00 -е годы были широко распространены такого рода изощвренные пытки российскими военнослужащими. Еще раз говорю, что воевавших в Чечне военных нужно оптравить на обследование психиатров, а людей за которыми числятся престпуления против человечности, убийства людей нужно подвергнуть суду и наказать в соответствии с законодательством. Нужно провести проверку по следам пыток и также посадить в тюрьмы этих оборотней в погонах, преступников, которые потреяли человеческий облик. О состоянии российской исправительной машины можно сдить по одному ее бывшему начальнику, который спалился на очередной краже 3 миллиардов рублей. Реймер и Сердюков - это и есть истинное лицо российских силовиков.