ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Отсутствие членов правительства Грузии на ежегодном выступлении президента страны Георгия Маргвелашвили в парламенте стало иллюстрацией противостояния между президентом и премьер-министром страны. Хотя это противостояние не привело к экономическим потрясениям или большим проблемам, оно негативно влияет на стабильность в стране и формирование внешней политики, отметили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
Маргвелашвили выступил в парламенте Грузии 31 марта. В своем ежегодном выступлении он раскритиковал экономическую политику правительства. Члены кабмина не явились на выступление.
Гоциридзе: Конституция Грузии не обязывает членов правительства присутствовать на выступлении президента
Конституция Грузии не обязывает членов правительства присутствовать в парламенте на выступлении президента страны, это – скорее традиция и дань уважения, сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник неправительственной организации "Ассоциация молодых юристов" Георгий Гоциридзе.
Сам Георгий Маргвелашвили заявил, что отсутствие правительства не было для него "проигрышным". По его мнению, такие разногласия негативно сказываются на имидже правительства страны, передает "Грузия Online".
Законодательство оговаривает взаимодействие президента, правительства и парламента. В частности, при формировании правительства – президент может назначить премьер-министра только в том случае, если кандидату на пост премьер-министра парламент окажет доверие, отметил конституционалист Автандил Деметрашвили.
Он привел и другие примеры совместной работы президента Грузии и премьер-министра Ираклия Гарибашвили: подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, совместная встреча с населением в Марнеули (регион Квемо Картли).
"Они вели государственную работу и осуществляли ее в пределах своей компетенции, но их совместная компетенция в Конституции не оговорена", - сообщил Деметрашвили корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, "был случай, когда премьер-министр проигнорировал требование президента о назначении заседания правительства". В то же время законодательство оговаривает, что президент может попросить правительство назначить заседание по какому-либо конкретному вопросу, на котором будут присутствовать президент и члены Совета безопасности.
"Президент попросил назначить заседание правительства, и правительство отказалось это сделать. Премьер-министр ничего не ответил на просьбу президента и не назначил заседание кабинета министров", - подчеркнул Деметрашвили.
Лагазидзе: противоборство президента и премьера болезненно отражается на внешней политике
"Противоборство между президентом и премьер-министром длится уже полтора года. Я считаю, главным достижением, что грузинские политики высшего ранга могут самостоятельно высказать свое мнение и то, что они не поют в унисон. Мне не понятно, почему сама власть не считает это достижением", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" представитель неправительственной организации "Институт европейских ценностей Грузии" Хатуна Лагазидзе.
По ее мнению, "именно такие отношения между Маргвелашвили и Гарибашвили создают фон современной грузинской демократии". "Все остальные ветви власти – представители одной правящей партии. И то, что президент очень часто выражает мнение, не совпадающее с мнением парламентского большинства и правящей элиты, – создает очень хорошую почву для свободы слова и защиты других демократических ценностей в Грузии", - добавила она.
Лагазидзе считает, что конфликт между Маргвелашвили и Гарибашвили не отражается на работе парламента и правительства. Однако существующее недопонимание между ветвями власти "болезненно отражается при формировании внешней политики, в то время, когда желательна скоординированная работа".
Шарашенидзе: противостояние не оказывает влияния на курс лари
"Поскольку президент Грузии – гарант Конституции и представитель государства на внешней арене, Георгий Маргвелашвили действует самостоятельно, со своими инициативами, без окончательной согласованности с правительством", - отметил политолог, экс-руководитель информационного центра НАТО Торнике Шарашенидзе.
По его мнению, отношения президента и премьера вряд ли сказались на экономике, в частности, падении курса лари. "На таком уровне это не действует, но скорее всего, это действует на уровне государственных институтов страны", - сказал политолог корреспонденту "Кавказского узла".
Гоголашвили: взаимоотношения премьера и президента подрывают стабильность Грузии
Представитель Института стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили отметил, что отсутствие членов правительства на выступлении президента в парламенте уже стало "традицией неуважения к институту президента".
"Конечно же, это мешает стабильности в стране, отражается на настроениях людей, вселяет недоверие к государственным институтам, одни ругают правительство и премьер-министра, другие ругают президента. Люди начинают считать нормой проявление неуважения друг к другу, и это действует на страну, и такой деятельностью стране нанесен урон – это точно", - подчеркнул Гоголашвили в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".
Напомним, ранее эксперты причиной конфликта между президентом и премьером Грузии сочли дублирующие ведомства.
За наличие параллельных структур во власти президент Грузии раскритиковал премьер-министра: 31 марта в своем выступлении он заявил, что одной из причин "провальной" экономической политики в стране стал тот факт, что при премьер-министре сформированы структуры, которые дублируют работу министерств.
Гарибашвили с критикой президента не согласился. Отсутствие членов правительства при выступлении Маргвелашвили он объяснил "нецелесообразностью" и негативным отношением к "помпезности".