Раздел I. Влияние религии в армянском обществе
Раздел II. Ситуация с правами и свободами в религиозной сфере
Раздел III. Отношения между религиозными конфессиями
Раздел IV. Политика властей США по отношению к церковным и светским властям Армении
Согласно Конституции Республики Армения, все жители Армении имеют право на свободу вероисповедания. Однако в то же время в законодательстве Армении можно найти положение, что религиозные права последователей некоторых малых конфессий могут быть ограничены, и уже зафиксировано немало фактов, подтверждающих, что такие ограничения действительно имеют место.
Никаких заметных изменений в сфере религиозной свободы за период времени, охватываемый данным докладом, не произошло. Армянская Апостольская церковь, которая по закону является общенациональной церковью, по-прежнему пользуется рядом привилегий, недоступных для приверженцев других вероисповеданий. "Свидетели Иеговы" по-прежнему продолжают бороться за официальную регистрацию, в которой власти Армении постоянно им отказывают, и к тому же рядовые члены этой конфессии продолжают сталкиваться с откровенной дискриминацией в различных сферах жизни. Представители других деноминаций также время от времени сталкиваются с дискриминацией, особенно со стороны правительственных чиновников среднего уровня.
Отношения между различными конфессиями в Армении в целом можно оценить как дружественные. Однако отношение армянской общественности к некоторым религиозным направлениям является неоднозначным, а распространенная среди населения Армении антипатия к мусульманам - это проблема, справиться с которой пока чрезвычайно сложно.
Раздел I. Влияние религии в армянском обществе
Общая площадь Республики Армения - 11 496 кв. км. Численность населения - около двух миллионов человек. В общем, Армения является этнически однородной страной, поскольку около 95% населения составляют этнические армяне. Около 90% граждан Армении формально принадлежат к Армянской Апостольской церкви - восточно-христианской деноминации, чей духовный центр находится в г. Эчмиадзине. В годы советской эры Армянская Апостольская церковь наряду с другими конфессиями подвергалась жестоким репрессиям и гонениям, в результате которых многие священнослужители погибли в тюрьмах и ссылках, практически все монастыри оказались закрыты, а система религиозного образования была уничтожена практически под корень. В результате уровень религиозной практики в Армении все еще остается сравнительно низким, хотя многие бывшие атеисты охотно идентифицируют себя с национальной церковью.
Надо признать, что для многих армян принадлежность к Церкви является символом национальной принадлежности, а не только формой выражения религиозных воззрений. Эта идентификация особенно усилилась после вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе 1988-94 годов, в ходе которого из Армении были изгнаны почти все азербайджанцы-мусульмане, а из Азербайджана - практически все армяне, в результате чего в обеих странах появились многотысячные общины беженцев. Ныне главой Армянской Апостольской церкви является католикос Гарегин II, избранный на этот пост в 1999 году в Эчмиадзине при участии делегатов армянских общин со всего мира.
В 2001 году Армянская Апостольская церковь оказалась вовлечена в серьезный конфликт со своим архиепископом в Москве, который в мае был вынужден покинуть свой пост, а затем даже отлучен от церкви.
Кроме ААЦ, в Армении также существуют относительно небольшие, но в ряде случаев активно растущие общины следующих религиозных направлений: йезиды (курдская религиозно-этническая группа, в вероучении которой смешались элементы зороастризма, ислама и анимизма) - примерно 50-60 тысяч последователей; католики, как римские, так и мхитаристы ( или армянские униаты) - около 180 000 последователей; пятидесятники - около 25 000 последователей; прихожане Армянской Евангелической церкви - около 5000 последователей; православные - около 6000 последователей; баптисты - примерно 2000 последователей; "Свидетели Иеговы" - примерно 6000 последователей; а также Адвентисты седьмого дня, мормоны, христиане, не причисляющие себя ни к одному из направлений (таковых около 3000 человек), иудеи ( от 500 до 1000 человек), мусульмане, бахаисты, кришнаиты и язычники. Йезиды, в основном, проживают в селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана. Армяно-католики и православные проживают в основном на севере Армении, в то время как большинство иудеев, мормонов и бахаистов - это жители Еревана. На территории Армении существует община мусульман-курдов численностью в несколько сотен человек, многие из которых проживают в Абовянском районе, а, кроме того, небольшое количество мусульман-азербайджанцев проживает близ восточных и северных границ Республики Армения. В самом Ереване проживают около 1000 мусульман ? это, главным образом, курды, иранцы и выходцы с Ближнего Востока.
"Свидетели Иеговы" в настоящее время продолжают вести активную миссионерскую работу на территории Армении, и численность их паствы в 2000 и 2001 годах постоянно росла. Евангельские христиане и мормоны также весьма успешно ведут миссионерскую работу.
Раздел II. Ситуация с правами и свободами в религиозной сфере
Политико-правовые основы существования религиозных организаций в Республике Армения
Как уже говорилось, в Конституции Республики Армения зафиксировано право жителей Армении исповедовать любую религию или быть атеистами, а также право религиозных организаций осуществлять свою деятельность без какого-либо вмешательства извне. Тем не менее, армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу религиозной деятельности конфессий, не входящих в состав Армянской Апостольской церкви. Закон Республики Армения "О свободе совести" (принят в 1991 году, изменен в 1997 году) устанавливает, что в Армении церковь отделена от государства, но в то же время предоставляет Армянской Апостольской церкви официальный статус общенациональной церкви. Изданный в 1993 году Указ Президента Армении, в 1997 году отмененный в связи с вводом в действие нового варианта Закона "О свободе совести", еще больше закрепил ведущую роль Армянской Апостольской церкви.
В Законе "О свободе совести" есть специальная статья, по которой все религиозные деноминации и организации, не относящиеся к Армянской Апостольской церкви, должны пройти регистрацию в Государственном Совете по делам религий.
Государственный Совет по делам религий - это государственное агентство, которое подчиняется премьер-министру, но представитель которого не входит в состав правительства Армении. Для успешного прохождения регистрации в Госсовете по делам религий религиозные организации должны иметь свою доктрину, основанную на "исторически признанных священных книгах". Законом установлена минимальная численность членов религиозной организации - 200 совершеннолетних участников (эта цифра была установлена в 1997 году, до того требовалось, чтобы в религиозной организации состояло 50 человек). Религиозные организации, не прошедшие процедуру регистрации, не могут издавать журналы и газеты, не могут быть арендаторами помещений для собраний и иных целей, а также им не разрешено готовить теле- и радиопрограммы или быть приглашающей стороной при выдаче виз иностранным гражданам. Ни одной из ранее зарегистрированных религиозных групп не было отказано в перерегистрации после принятия в 1997 году поправок к Закону "О свободе совести"; фактически сейчас в Армении есть лишь одна религиозная группа, которой власти постоянно отказывают в регистрации - это "Свидетели Иеговы". Несколько других религиозных общин также действуют без регистрации (это, например, молокане - одно из направлений раскольничества, а также некоторые общины йезидов), но, по словам официального представителя Государственного Совета по делам религий, так происходит потому, что сами эти группы избегают регистрации. По данным на 30 июня 2001 года на учете в Государственном Совете по делам религий Республики Армения состояли 50 религиозных организаций, правда, некоторые из них - это отдельные конгрегации в рамках одного и того же религиозной деноминации, по тем или иным причинам решившие пройти регистрацию самостоятельно. Все существующие деноминации проходят перерегистрацию ежегодно и, как правило, без особых проблем. Помимо "Свидетелей Иеговы", определенные проблемы с перерегистрацией возникают только у кришнаитов, но лишь потому, что их численность в последнее время резко упала и теперь она не достигает даже минимальной величины - 50 членов, требовавшейся по прежнему варианту закона.
Действующее в настоящее время законодательство Республики Армения устанавливает, что вести уроки религиоведения в государственных школах могут только преподаватели, назначенные Армянской Апостольской церковью. По просьбе руководства той или иной школы Армянская Апостольская церковь назначает того или иного священника, который должен будет вести уроки религиоведения и церковной истории в этой школе. Другим религиозным группам запрещено вести религиозное обучение в государственных школах, хотя они могут проводить занятия с детьми своих членов на дому, в помещениях молелен и т.д.
В июле 1997 года Президент Армении Р.Кочарян создал специальную Комиссию по правам человека, которая с тех пор провела целый ряд встреч с представителями многих религиозных организаций. В Законе "О свободе совести" содержится пункт, который устанавливает, что Государственный Совет по делам религий Республики Армения должен играть роль посредника в конфликтах между религиозными группами. Тем не менее, пока не зафиксировано ни одного случая, когда Госсовет действительно исполнял бы такую функцию.
Ограничения в сфере религиозной деятельности
В течение периода времени, охватываемого данным докладом, большинство зарегистрированных религиозных организаций не сталкивались в своей деятельности с какими-либо проблемами правового характера. Тем не менее, власти Республики Армения установили ряд ограничений на деятельность религиозных организаций, не относящихся к Армянской Апостольской церкви. Например, Закон "О свободе совести" запрещает "прозелитизм"( в законе нет четкой формулировки, что это такое), а также требует, чтобы все религиозные организации и группы, не являющиеся частью структуры Армянской Апостольской церкви, в обязательном порядке прошли регистрацию в Государственном Совете по делам религии. Сам Госсовет, как уже говорилось, постоянно отказывает в регистрации "Свидетелям Иеговы". Комиссия по правам человека при президенте Армении отказывается вмешиваться в этот конфликт и рекомендует, чтобы "Свидетели Иеговы" попытались оспорить отказ в регистрации через суд. Руководители "Свидетелей Иеговы" подтвердили, что они уже подали такой иск, но до конца 2001 года судебное заседание по этому делу так и не состоялось. Не так давно общее собрание "Свидетелей Иеговы" одобрило некоторые изменения в уставе секты, чтобы он в большей степени соответствовал законодательству страны, но при этом участники собрания заявили, что не могут изменить некоторые фундаментальные основы своей веры (к примеру, решительный отказ от прохождения военной службы). Ранее официальные лица Республики Армения неоднократно заявляли, что главная причина для отказа в регистрации "Свидетелей Иеговы" - это крайне негативное отношение секты к воинской обязанности. Однако в 1999 и 2000 представители Государственного Совета по делам религий в качестве причины для отказа в регистрации "Свидетелям Иеговы" называли уже "незаконный прозелитизм", который, якобы, является неотъемлемой чертой всей деятельности этой секты. Все переговоры между "Свидетелями" и Госсоветом были в 2001 году временно приостановлены из-за отсутствия прогресса по этому вопросу. По словам официальных представителей "Свидетелей Иеговы", члены секты неоднократно встречались в последнее время с представителями Государственного Совета по делам религий Республики Армения, но те по-прежнему отказываются содействовать попыткам группы в деле получения регистрации.
В законодательстве Республики Армения содержится запрет на получение армянскими религиозными организациями финансовой помощи из-за рубежа, но он носит, в общем-то, формальный характер, поскольку даже представители Государственного совета по делам религий Республики Армения признают, что добиться его практической реализации крайне сложно. Законодательство Армении также предписывает, что религиозные организации, не входящие в состав Армянской Апостольской церкви, должны получать предварительное разрешение Государственного Совета по делам религий Республики Армения на проведение религиозных обрядов в общественных местах, поездки своих членов за рубеж или на приглашение в Армению иностранных визитеров. Тем не менее, на практике права религиозных деятелей на поездки за границу никак не ограничиваются, а деятельность иностранных миссионеров на территории самой Армении также не встречает особых препятствий со стороны властей. Правда, в 1993 году Президент Армении в одном из своих указов дал указание Государственному Совету по делам религий Республики Армения расследовать деятельность некоторых руководителей зарегистрированных религиозных объединений и поставить вопрос о выдворении из страны иностранных миссионеров, участвующих в деятельности, несовместимой с их статусом. Однако это указание осталось только на бумаге - сил и средств Государственного Совета по делам религий хватило только на проведение регистрации религиозных групп и объединений.
Нарушения прав верующих
В конце 2001 года в тюрьмах Армении находились 13 членов "Свидетелей Иеговы", осужденных за уклонение от призыва в армию или за дезертирство из воинских частей с целью отказа от военной службы. В течение 2001 года 14 членов секты, осужденных по аналогичным обвинениям, были освобождены из мест лишения свободы, но оставались под домашним арестом, а еще 20 членов секты были освобождены досрочно под обязательный надзор правоохранительных органов. Еще двое членов секты находились под следствием или в ожидании суда по обвинению в отказе от службы в армии, а семь членов секты в течение 2001 года вышли на свободу после отбытия срока наказания или в результате амнистии. По данным самих сектантов, в последние месяцы 2001 года примерно 50 их единоверцев находились ?в бегах?, чтобы избежать явки в военкоматы и последующего призыва на военную службу. Представители "Свидетелей Иеговы" считают, что увеличение числа членов секты, находящихся в заключении, произошло по той причине, что теперь многие члены "Свидетелей Иеговы" предпочитают явиться в полицейские участки и официально заявить об отказе от обязательной военной службы, а не ждать, пока их арестуют.
Поскольку в настоящее время Армения стремится войти в Совет Европы, то в январе 2001 года правительство страны обязалось организовать в течение ближайших трех лет систему альтернативной гражданской службы для тех призывников, которым религиозные или пацифистские убеждения не позволяют проходить полноценную военную службу. Официальные лица Республики Армения также заявили, что, согласно их интерпретации правил Совета Европы, лица, осужденные за отказ от службы в армии, не могут быть амнистированы до момента ввода в действие нового закона об альтернативной службе. В свою очередь, представители Совета Европы заявили, что, по их мнению, власти Армении должны немедленно освободить из мест лишения свободы всех тех, кто отбывает наказание за отказ от исполнения воинской обязанности. Так или иначе, этот спор между властями Армении и Советом Европы до сих пор так и не разрешен, поскольку даже в июне 2001 года закон об альтернативной службе еще не был вынесен на обсуждение в Парламенте Республики Армения.
В последнее время неоднократно поступали сообщения об ужесточении отношения должностных лиц Армении к призывникам из числа йезидов и других религиозных меньшинств. Особенно жестокому обращению со стороны военных и гражданских чиновников подвергаются молодые участники "Свидетелей Иеговы", поскольку их принципиальный отказ от службы в армии рассматривается как серьезная угроза национальной безопасности.
Как уже упоминалось, законодательством Республики Армения наложен запрет на издание незарегистрированными религиозными организациями газет и журналов, аренду ими помещений для собраний, подготовку радио и телевизионных программ, а также на приглашение гостей из-за рубежа. Есть сведения, что "Свидетели Иеговы" продолжают испытывать трудности при аренде помещений для своих собраний, поскольку сотрудники армянской полиции оказывают давление на частных лиц, желающих предоставить свои квартиры и дома членам секты для каких-либо целей. От них требуют, чтобы они аннулировали все свои договоренности со "Свидетелями Иеговы". Запрет на официальное приглашение гостей из других стран в реальности означает, что зарубежным единоверцам "Свидетелей Иеговы" приходится платить довольно крупные консульские сборы за получение туристических виз Республики Армения. На пунктах пересечения государственной границы сотрудники таможенных органов Армении время от времени конфисковывают издания "Свидетелей", если кто-то пытается ввезти их в страну. Представители "Свидетелей Иеговы" сообщают, что были случаи, когда армянские таможенники конфисковывали так называемые "духовные письма" от одного отделения "Свидетелей Иеговы" к другому, имеющие чисто внутриорганизационное значение и не предназначенные для распространения среди широкой публики.
В августе 2000 года власти города Талин на западе Армении приняли решение о высылке из города двух женщин - участниц "Свидетелей Иеговы" под тем предлогом, что имеются жалобы населения на то, что эти женщины ходят по домам со своими проповедями и тем самым мешают отдыхать их обитателям.
Представители секты сообщили, что незадолго до принятия решения о высылке власти Талина организовали круглосуточную слежку за этими женщинами, а сам мэр города публично угрожал жителю Талина, осмелившемуся предоставить жилье этим двум сектанткам, что он также будет арестован и выслан из города. Чиновники центральных властей Армении отказались вмешаться в это дело, заявив, что женщины занимались незаконной проповеднической деятельностью от имени незарегистрированной религиозной группы.
Есть также сведения, что в последнее время несколько граждан Армении, не являющиеся членами "Свидетелей Иеговы", были арестованы или осуждены за сознательный отказ от воинской службы, но пока нет никаких точных данных о том, к какому именно религиозному направлению они принадлежат.
Раздел III. Отношения между религиозными конфессиями
В целом отношения между религиозными конфессиями в Армении можно оценить как дружественные. Однако отношение армянской общественности к некоторым религиозным направлениям является неоднозначным, а антипатия большинства жителей Армении к мусульманам все еще остается серьезной проблемой.
Армянская Апостольская церковь входит во Всемирный Совет церквей и, несмотря на серьезные доктринальные различия, поддерживает хорошие официальные отношения с другими крупными христианскими деноминациями, включая большинство православных церквей, Римско-католическую церковь, Англиканскую церковь и целый ряд протестантских церквей. Католикос Гарегин II в ноябре 2000 года посетил Ватикан, а осенью 2001 года Армению с ответным визитом посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Отношения между зарубежными религиозными группами и доминирующей в Армении Армянской Апостольской церковью еще больше укрепились в последнее время в ходе совместных проектов по оказанию гуманитарной помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Тем не менее, необходимо отметить, что между различными религиозными направлениями в Армении все еще продолжается довольно сильная борьба за души верующих. Часть клириков Армянской Апостольской церкви с подозрением относятся к деятельности нетрадиционных религиозных объединений на территории Армении, а сами иностранные деноминации предпочитают вести себя крайне осторожно, чтобы их не сочли угрозой влиянию Армянской Апостольской церкви.
Серьезной проблемой остается негативное отношение многих армян к мусульманам. Это при том, что между Арменией и Ираном существуют тесные и вполне дружественные отношения. Формально на территории Армении сейчас нет ни одной действующей мечети, но с недавних пор в чудом сохранившейся в центре Еревана мечети XVIII века по пятницам вновь начали проводиться богослужения.
В 2001 году не поступали сведения о том, что официальные лица Республики Армения были хоть как-то замешаны в актах насилия против религиозных меньшинств. В некоторых случаях дети из семей йезидов подвергались нападкам и оскорблениям школьных учителей и одноклассников. Некоторые наблюдатели также отмечали усиление враждебности жителей Армении к "Свидетелям Иеговы", но первопричиной такой враждебности явилось то, что многие армяне считают членов секты "плохими патриотами" из-за принципиального отказа от службы в армии, а также тот факт, что в общественном сознании уже давно распространено убеждение, что "Свидетели Иеговы" платят крупные денежные суммы новообращенным членам. В армянских СМИ время от времени появляются сообщения, что организаторами нападок на "Свидетелей Иеговы" в ряде случаев являются священнослужители Армянской Апостольской церкви, очень недовольные размахом миссионерской работы "Свидетелей Иеговы".
Так же есть информация, что члены некоторых религиозных общин Армении иногда подвергаются дискриминации при приеме на работу и в высшие учебные заведения.
Раздел IV. Политика властей США по отношению к церковным и светским властям Армении
Правительство США постоянно обсуждает вопросы религиозной свободы во время своих контактов с властями Армении, поскольку оно считает проблемы свободы совести неотъемлемой частью своей политики, в которой, как известно, одним из главных приоритетов является защита прав человека. Посольство США в Армении поддерживает постоянный контакт с католикосом ААЦ и с лидерами других религиозных организаций Армении. В 2000 и 2001 годах американские дипломаты провели несколько встреч с представителями Главной военной прокуратуры Республики Армения, в ходе которых они, помимо прочего, обсуждали преследования некоторых военнослужащих из-за их религиозных убеждений, а также правовой статус "Свидетелей Иеговы". В 2000 году прошла встреча представителей Посольства США в Армении с представителями Государственного Совета по делам религий Республики Армения, во время которой стороны обсуждали проблему официальной регистрации "Свидетелей Иеговы". Посольство США также поддерживает постоянные контакты с представителями мормонов и "Свидетелей Иеговы" и в дальнейшем сообщает об их мнении властям Армении.
?