12:56 / 01.05.2015Армянские эксперты посоветовали Еревану выдвинуть четкие претензии к Турции по вопросу геноцида

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Процесс признания геноцида армян в Османской Турции должен иметь свое продолжение в виде четкого формирования претензий со стороны Армении, которого до сих пор нет, заявили участники "круглого стола" "На пути к 101-й годовщине геноцида армян в Османской Турции: новый этап?" в Ереване.

Как сообщал "Кавказский узел", 24 апреля жители Армении, Нагорного Карабаха и представители армянской диаспоры отмечали как День памяти жертв геноцида в Османской империи в 1915-1923 годах. В 2015 году исполнилось 100 лет с начала этих событий. 24 апреля в Ереване прошло факельное шествие. 23 апреля в Армении были канонизированы 1,5 миллиона жертв геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 годах

Никак не помирятся. Борьба рекламы турок и армян в Нью-Йорке, накануне 100-летия геноцида. Фоторепортаж 25 апреля 2015 г.

В репортаже представлены рекламные щиты, расположенные на здании Музея восковых фигур Мадам Тюссо. Оба постера размещены за несколько дней до 24 апреля.  На одном приведен слоган Армянского комитета по Геноциду "Помню, что моя семья выжила для меня. Оливия, 4-ое поколение выживших в Геноциде". Плакат содержит и адрес сайта, который можно перевести так: "Никогда не забуду 1915 год". Размещенный сразу под ним рекламный слоган турецкой платформы утверждает: "Партнер во имя мира - следующие 100 лет".

В Ереване 29 апреля состоялся "круглый стол" "На пути к 101-й годовщине геноцида армян в Османской Турции: новый этап?", организованный Институтом Кавказа.

"Пришло время выдвигать претензии по трем направлениям - государственном, церковном и индивидуальном"

100-летие геноцида армян стало новым этапом, когда в армянское политическое, научно-исследовательское и общественное сознание внесена конкретика позиции по вопросу геноцида, отметил в ходе "круглого стола" заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета, тюрколог Рубен Мелконян.

"В частности, все убедились в том, что, параллельно продвижению процесса международного признания геноцида армян, необходима трансформация своей политики в правовое и юридическое поле", - отметил он.

По словам Мелконяна, "пришло время выдвигать свои претензии по трем направлениям: государственном, церковном и индивидуальном".

Армения как государство на данный момент не предъявляет Турции территориальных претензий, но это не означает, что их нет, отметил тюрколог. "Руководство Турции всегда стремится, чтобы Армения признала ее границы, основываясь на Карском договоре (договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР с одной стороны, и Турцией — с другой. Заключен при участии РСФСР 13 октября 1921 года. - Прим. "Кавказского узла"). А разделение границы я считаю возможным не на основе арбитражного решения Вудро Вильсона (решение президента Соединенных Штатов Америки о границе между Турцией и Арменией, выходе Армении к морю и демилитаризации турецкой территории, прилегающей к армянской границе от 1920 года. - Прим. "Кавказского узла") или Севрского договора (один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, создание которой ознаменовало завершение Первой мировой войны. Подписан 10 августа 1920 года. - Прим. "Кавказского узла"), а в контексте реальных геополитических изменений", - считает тюрколог.

По его мнению, государственные претензии (территориальные) Армения рано или поздно выдвинет, однако это в большей степени зависит от геополитических развитий. "На сегодняшний день эти претензии находятся на идеологическом и романтическом поле, и нет никаких политических предпосылок для того, чтобы Армения предъявила их Турции. Но то, что эти претензии должны быть, и при первой удобной геополитической ситуации Армения должна их выдвинуть - это факт, а пока они должны продолжать существовать хотя бы на идеологическом поле. В мире есть прецедент, когда несколько тысяч лет евреи говорили: "В будущем году в Иерусалиме", и в середине ХХ века из романтики этот лозунг превратился в настоящую реальность", - уверен Рубен Мелконян.

Осуществимы, по мнению Мелконяна, и церковные претензии как со стороны первопрестольного Эчмиадзина, так и со стороны Киликийского католикосата ААЦ. Он отметил, что "Армянская апостольская церковь в Западной Армении имеет более 2500 церквей, храмов и монастырей с прилагающими территориями и имуществом". "Абсолютно естественно, что церковь потребует свое имущество", - подчеркнул он.

Тюрколог привел в пример поданный 28 апреля иск католикосата великого дома Киликийского в Конституционный суд Турции с требованием вернуть историческую резиденцию в Сисе. В то же время он отметил уничтожение на следующий день после подачи иска армянской церкви Святых сорока младенцев в городе Алеппо в Сирии боевиками ИГИЛ. Он также напомнил, что в сентябре 2014 года была взорвана армянская церковь Святых мучеников в Дер Зоре в Сирии после поднятого католикосом Арамом Первым вопроса имущества армянских церквей в Западной Армении.

В качестве третьей направленности Рубен Мелконян назвал индивидуальный аспект претензий. По его словам, "во времена Османской империи армяне были широко представлены в экономике, владели большим имуществом, что может войти в повестку дня претензий армян к Турции".

Однако, по данным Мелконяна, Турция приняла закон, согласно которому, архивные документы запрещается предоставлять наследникам граждан Османской империи, покинувшим страну по какой-либо причине в период с 1914 по 1924 год.

"В частности, имеются в виду армянские наследники Османской империи, и первым шагом армян должно быть оспаривание турецкого закона в международных судебных инстанциях", - подчеркнул тюрколог, отметив, что, когда в Турции в 2005 году начались работы по оцифровке кадастровых документов, не были оцифрованы и сохранены документы на земельные участки и имущества армян, из-за того, что, по данным спецслужб Турции, оцифровка армянских кадастровых документов угрожает безопасности страны.

"Геноцид, как и любое преступление, должен быть наказан"

Турция на властном уровне и впредь будет продолжать политику отрицания геноцида, уверен заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета.

"Но после масштабных мероприятий, посвященных 100-й годовщине геноцида армян, а также громкой реакции мира, в турецкой общественности возрастет число людей, желающих найти альтернативные источники, раскрывающие историю своей страны. Также пополнятся ряды той интеллигенции, которая на сегодняшний день не только признает, но и осуждает геноцид армян, а также поднимает вопрос компенсации", - уверен Рубен Мелконян.

По его мнению, вопрос претензий у Армении четко не сформирован, "поскольку сколько армян, столько и разных требований".

"Одни потеряли дом, другие – что-то больше, и технически рассчитать размер потерь и претензий очень сложно. Однако геноцид – это преступление, и любое преступление должно иметь свое логическое продолжение: наказание, сожаление и возмещение. Поэтому очень важно формирование четких претензий на государственном уровне, над которым будут работать юристы, историки, ученые", - заметил тюрколог.

Урегулированию армяно-турецких отношений, по мнению Мелконяна, мешают сами турецкие власти.

Отметим, что у турецкой стороны свой взгляд на события 1915 года. МИД Турции отмечает, что "общую историю турецкой и армянской наций специалисты могут изучать только на основе беспристрастных научных данных". 23 апреля 2014 года на сайте правительства Турции появилось "Сообщение об отношении к событиям 1915 года". В сообщении турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган, в частности заявил, что "в последние годы существования Османской империи" для ее армянских граждан "был сложный период, наполненный горькими событиями". В этот же день на заседании парламента глава правительства Турции впервые в преддверии Дня памяти жертв геноцида армян в Османской империи 1915 года выразил соболезнования "внукам армян, погибших в событиях начала ХХ века".

"Процесс признания геноцида мировым сообществом будет продолжен"

После 100-летия геноцида армян в Османской Турции можно зафиксировать факт того, что "армянский вопрос" стал более узнаваем во всем мире, отметил заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета, тюрколог Рубен Мелконян, подчеркнув, что новой вехой в процессе признания геноцида армян стало заявление папы Римского Франциска.

Напомним, что 12 апреля глава римско-католической церкви Франциск в ходе мессы, посвященной 100-летней годовщине массовых убийств армян в Османской империи, назвал массовые убийства армян 1915 года первым геноцидом XX века.

По словам Мелконяна, процесс признания геноцида армян продолжается и после его 100-летия в разных странах. Самым актуальным является признание геноцида со стороны Германии. "Даже если Германия на парламентском уровне не признает геноцид, заявление в виде признания президента, министра иностранных дел и обсуждение в Бундестаге очень примечательны, поскольку это не просто признание, но покаяние страны, которая является союзником Турции", - уверен тюрколог Рубен Мелконян.

По его мнению, процесс признания геноцида армян вступит в активную фазу в ближайшем будущем в ряде стран, в частности, в Латинской Америке, учитывая обращение папы Римского к католическому миру по армянскому вопросу. "Католический мир отзовется на этот призыв. Но для нас остается очень важным признание со стороны США, Великобритании, Израиля", - подчеркнул он.

В настоящее время геноцид армян признали Австрия, Австралия, Аргентина, Бельгия, Боливия, Ватикан, Венесуэла, Греция, Италия, Канада, Кипр, Ливан, Литва, Польша, Россия, Словакия, Уругвай, Франция, Чили, Швеция, Швейцария. В разное время признали геноцид армян 43 из 50 штатов США и округ Колумбия. Об этом говорится в размещенной "Кавказским узлом" в разделе "Справочник" справке "Геноцид армян в Османской империи".

"Необходимо понять, какую цель мы преследуем после 100-летия геноцида армян в Османской Турции"

Для того чтобы разработать дальнейшие шаги после 100-летия геноцида армян в Османской Турции, необходимо прежде понять, какую конкретную цель мы преследуем, и кто это - "мы", отметил профессор Ереванского государственного университета Давид Ованнисян.

По его словам, под словом "мы" можно понимать как саму Армению, так и диаспору или каждого армянина в отдельности. "100-летие геноцида армян показало, что армяне, сплотившись вокруг какого-то вопроса, могут достичь серьезных результатов. Но с другой стороны, в превосходной организации мероприятий, посвященных 100-летию геноцида, есть риск переоценить свои возможности", - отметил Ованнисян, добавив, что для больших целей армяне не имеют соответствующих ресурсов.

По его мнению, задачей номер один для армян должно быть развитие экономики Армении.

"Важным аспектом мероприятий, приуроченных к 100-й годовщине геноцида армян, стало то, что многие армяне вспомнили о своей идентичности, чем необходимо воспользоваться. А для этого необходимо четко сформулировать, что конкретно мы требуем от Турции, и кто конкретно должен предоставить эти требования – Армения или армяне", - подчеркнул Ованнисян, добавив, что нужно в обязательном порядке учитывать все вероятные сценарии развития событий после предъявления претензий, принимая во внимание факт разрушения церкви боевиками ИГИЛ, после подачи иска католикосата в Конституционный суд Турции.

Ованнисян не считает целесообразным территориальные требования Армении к Турции. Важнее судьба более четырех тысяч церквей, многочисленных культурных очагов, подвергшихся разрушению, отметил он. "Самым важным является признание геноцида со стороны непосредственно Турции. Нужно помнить, что, пока Германия не развалилась, евреи своего не достигли", - подчеркнул Ованнисян.

По мнению Давида Ованнисяна, проблема армяно-турецких отношений в том, что они включают в себя большой пакет интересов побочных игроков. "Понятно, что для США урегулирование армяно-турецких отношений и открытие границы выгодно, а вот для России – нет. Здесь фигурирует и Азербайджан, и т.д. И в таких условиях диалог между Арменией и Турцией просто невозможен", - отметил Ованнисян.

По его мнению, армяно-турецкие протоколы в очередной раз показали, что "отношение Турции к Армении имитационное" и не соответствует интересам страны.

Напомним, что 10 октября 2009 года в Цюрихе состоялось подписание армяно-турецких протоколов "Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой" и "О развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой". Документы подписали главы МИД Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмед Давудоглу. 16 февраля президент Серж Саргсян направил спикеру Национального собрания Галусту Саакяну письмо о решении отозвать из парламента армяно-турецкие протоколы об установлении дипломатических отношений.

"Нужно четко разделить государственные претензии к Турции и частные"

Претензии к Турции разные на разном уровне и нужно четко отделить государственные претензии от частных, считает директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

"У каждого армянина свои требования, в зависимости от того, что он потерял и как. Но на повестке дня Армении как государства на сегодняшний день лежит урегулирование карабахского конфликта и открытие армяно-турецкой границы", - заметил политолог.

Для перехода к конкретным действиям по части претензий необходимы серьезные изменения в самой Турции. Важны не только внешние силы и геополитические изменения, но и внутренние межнациональные отношения в самой Турции, заявил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель декана факультета востоковедения Ереванского государственного университета Вардан Восканян.

"Конечно, в Турции доминирует политика отрицания геноцида армян, но в то же время, там есть союзники, с которыми мы можем работать, пусть даже не на том уровне, котором хотелось бы", - отметил он.

Восканян также добавил, что вопрос предъявления претензий пока находится на стадии научно-исследовательских обсуждений, но процесс начат и он будет продолжительным. Причем работать нужно, по его словам, не только с турецкой, но и с армянской общественностью.

Напомним, что 15 апреля Европейский парламент на сессии в Брюсселе принял решение установить 24 апреля днем памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году и призвал Анкару признать факт геноцида армян.

Материалы к 100-й годовщине массового убийства армян в Османской империи освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Геноцид армян: 100 лет признаний и отрицаний".

Автор:Армине Мартиросян
02.05.2015 в 09:55KamalB

[...] армян не знает границы. Если положить на чащу весов  все, что натворили они за эти 100 лет, их самих надо было осудить за [...]. 

Запад, включая и Америку, много говорят о правах и справедливости, но в этом вопросе они и неправы, и несправедливы, или слепы. [...].

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Пропаганда национальной неприязни запрещена Правилами.]

02.05.2015 в 17:09artmovs

Опять про Ходжалу.... Это все совершали ваши чтобы обвинить армян, об этом очень много написано.... сами найдете если захотите.

02.05.2015 в 19:05KamalB

Вот это истинное армянское лицемерие.

Я достаточно информирован, чтобы по вашей рекомендации еще что нибудь поискать.

05.05.2015 в 13:44artmovs

Ошибаетесь КамалБ, то что произошел 100 лет назад, как вы пишите, начал происходить намного раньше, до начала 1 мировой.  А 1 мировая стала удобным поводом.  А пантюркские стремления..., очевидно же, тюркские народы будут стремтся к обединению вообще, и в этом Армения мешает, не вписывается в тюркский мир. А эти земли станут азербайджанскими только тогда, когда нас не будет... но для этого вам надо воевать. 

05.05.2015 в 15:53artmovs

Тоже считаю нашу дальнейшую дискусию бесполезной..., но с маленькими поправками:

-войну мы не хотим, но и небоимся ее;

-готовьте план эвакуации на +20%.

07.05.2015 в 14:04artmovs

Мечтать не вредно,  вредно не мечтать!

06.05.2015 в 15:08KamalB

Думаю, на этот раз мы возвратим свои 20% , более того вам придется добавить еще 20%.

 

05.05.2015 в 13:17KamalB

ПишетеАрмения не только форпость России (ОДКБ), она также является цитаделем всего армянства и направлен  против пантюркских стремлений. Везде Вам мерешиться тюркский заговор. 100 лет назад за измену вы получили свой геноцид, а за то, что захватили Азербайджанские земли, за зверства на этих землях вы еще получите заслуженную награду. Продолжайте в том же духе.

05.05.2015 в 15:45KamalB

Конечно же вы по хорошему не понимаете. Вам очень хочется идти на бойню. Хотите войну, вы ее получите. [...].

Дальнейшую полемику я считаю просто безполезной.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

08.05.2015 в 11:05KamalB

Авторитетный российский политолог Андрей Епифанцев:

http://www.vesti.az/news/247475

05.05.2015 в 13:16artmovs

Кямал, не нервничайте, выражайте мысли корректнее, а то ваш ответ скоро будет похож на азбуку Морзе.  Кямял, вы воюете не так как хотите, а как можете.  И ваш Рамил тоже ночью, с национальным орудием топором воевал в Будапеште, зарубив спящего человека, и этот мразь стал вашим национальным героем. Это низкий поступок, неужели не понятно? Ладно купили его у венгров, формально посадили бы в ВИП камеру на время, а вы встретили его как героя...?!    А что касается того, что медведь будет с вами вот тогда и начнете...., вы же сами понимаете что медведю вы не нужны, и мы на самом деле не нужны. Медведью нужен тут управлемый конфликт, чтобы быть миротворцем....., поэтому он будет нейтрален. А эта земля, как вы выразились, это наша родина, и мы его будем защищать всеми спосбами. 

05.05.2015 в 12:47artmovs

а что касается того, что якобы мы прячемся за широкой спиной России, то это самообман. Ведь хорошо знаете, что Россия в рамках ОДКБ  имеет обязанности для Респ.Армении, а НКР не входит в состав Армении на данный момент, поэтому возобновление военных действий в Карабахе не приведет вмешательства России на стороне Армении.

05.05.2015 в 12:31artmovs

КамалБ, я тоже отвечаю не для того чтобы оскорбить, хочу что у оппонента появилась тень сомнения в своей абсолютной уверенности в правоте. Только тогда, если есть желание, сами найдете истину, правду. Вот вы пишите, что мы потеряли зависимость и превратились в форпост!? Мы потеряли независимость? -Это очень громко сказано, это не так. То что мы зависим от России, зависим также от Европы и США, а что есть такие страны которые ни от кого и не от чего не зависят?? Вот вы зависите от нефти, 95% ВВП это нефть, хорошо или плохо вам виднее. Вот заладили форпост, форпост ..., сказал какой то российский чиновник как то, и вам это особо "понравилась"? Для России (ОДКБ) Армения действительно является южным форпостом, и что тут такого? Вот Турция является южным флангом НАТО, ну и что? Великий Наполеон не смог пройти маленький форпост-крепость в Сирии, а вот фланги антифранцузской коалиции сметывал легко...  Армения не только форпость России (ОДКБ), она также является цитаделем всего армянства и направлен  против пантюркских стремлений.

05.05.2015 в 05:47KamalB

Да... Дорогой армянин  воспрянул духом!  Вы же давно потеряли свою независимость, превратились в форпост известного государства. Азербайджан давно бы с вами рассчитался, если бы вы не спрятались за широкой спиной хозяина. Политика конфликта ,  как вы выражаетесь, с богатыми соседями, вам кроме нишеты ничего не принесла. Ваше население тает как снег при наступлении весны. Все бегут из Армении от безысходности и нищеты. Все это я пишу не для того, чтобы вас обидеть. Пишу для того, чтобы одумались. Зачем вам еще земли, если вы не можете населять и того, что у вас имеется. Откройте глаза, уходите из окупированных земел и тогда можете наслаждаться нормальной жизню нормальных людей. 

04.05.2015 в 16:01artmovs

Вам то что, когда и что мы предявим Турции? Вы о своем Азербайджане беспокойтесь....  20% окуппрована "слабой" Арменией (по вашей версии), и богатый и могущий Азербайджан никак не решается начинать войну, только ночные диверсии (как воры-домушники).   В конце концов, почему бы вам  не выйти из минской групп, и начать открытую войну с НКР? Я знаю ответ - потаму что боитесь. 

02.05.2015 в 17:00KamalB

То, что армяне сделали с населением Азербайджанского города Ходжалы,  достаточно чтобы  [...]. Ваш президент в этом сам признался .  Наверное вы можете обяснить почему постповетская Армения такая мононациональная и это не результат оголтелого [...] ?  Хватить популизма ( нефть, газ, икра...).  С таким же успехом можно говорить об армянском коняке, об армянских женщинах и т.д.  Ваш [...] геноцид не подтвержден фактами, но известно что, переселение армян из мест военных действий в Турции вглуб страны  было обусловлено предательством армян своей стране. [...] Вот вся ваша правда!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Разжигание межнациональной вражды запрещено Правилами.]

02.05.2015 в 12:24artmovs

КамалБ, соберите эти факты (что натворили армяне за 100лет), и идите в международные инстации и выдвигайте притензии к Армении..., что не идете?  Еще с советских времен, и сейчас,  "Широко шагает Азербайджан".... вдабавок еще многих политиков купить за нефть, газ, икру...  Почему за последние 100 лет армяне смогли в разных странах поднять на международный уровень проблемы армянства, а вы нет?  Что армян любят, а турко-азеров нет? У нас практически нету рычагов угаваривать, давить на международное сообщество, а у вас вон сколько?  А может быть все просто, Правда за нами!  

08.05.2015 в 23:23artmovs

Из вести.аз:  "Авторитетный российский политолог Андрей Епифанцев, ставший объектом нападок армян из-за позиции по «геноциду армян», вновь поднял эту тему и обратился к общественности посредством социальной сети Facebook...."

-А в чем его авторит? он что распад Союза предвидел, или украинские события, бозон Хигса обнаружил, или знает когда наступит апокалипсис? Он четко стоит на протурецких позициях, и наверно это его самое большое достижение.  Неудивительно, что армянские интернет пользователи задают неприятные вопросы... Я заглянул на фейбуке на его страничку, и ничего не обнаружил, где там он " к общественности посредством социальной сети Facebook"?  А может скорее у него деньги на исходе, и он решил подзаработать через вести.аз.

ПС.  Кямал, вы блогер со стажем, как могу найти то место в фейсбуке, где он обращается к сообществу по поводу геноцида и нападки армян?

02.05.2015 в 19:33кямал али

Да, выдвините наконец четкие претензии к Турции чтобы получить четкий и окончательный отказной ответ.

05.05.2015 в 08:30кямал али

Артмос - ты опять не знаешь ответ. Мы воюем так как нам удобно. Сегодня нам удобно [...] воров по ночам, когда спит его медведь-хозяин. Завтра будет удобно [...] захватчиков днем, когда медведь будет с нами. Но то что мы будем [...] всеми имеющимися способами я тебе гарантирую. Пока сами с нашей земли не уйдете

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]