ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Потерпевший по делу председателя ставропольского комитета солдатских матерей "Матери Прикумья" Людмилы Богатенковой во время допроса не смог описать обстановку в доме подсудимой и перепутал цвет ее собаки, заявил адвокат правозащитницы.
"Кавказский узел" писал, что Богатенкова обвиняется в мошенничестве при оказании юридических услуг военнослужащим, участвовавшим в спецоперациях на Северном Кавказе. В отношении правозащитницы возбуждены два дела. Согласно первому, она отказалась отдавать долг в 100 тысяч рублей. Второе дело основано на заявлениях двух бывших подопечных Богатенковой, утверждающих, что она ввела их в заблуждение и похитила гонорар за оказание юридических услуг.
Правозащитница полностью отрицает обвинения. Уголовному преследованию предшествовало ее расследование обстоятельств гибели российских военнослужащих во время боевых действий на Украине в июле-августе 2014 года. По итогам Богатенкова передала в президентский Совет по правам человека сведения о девяти российских военнослужащих, объявленных погибшими в Ростовской области.
Защита: показания отца потерпевшего только помешали обвинению
Сегодняшнее заседание было проведено на выезде в Арзгирском райсуде. На нем были допрошены потерпевший Юрий Дубровин, его отец, участвующий в деле как свидетель обвинения, а также два свидетеля защиты.
Показания отца Юрия Дубровина играют против версии обвинения, поскольку он практически ничего не вспомнил об обстоятельствах произошедшего, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Богатенковой Виталий Зубенко.
"Те стройные показания, которые значатся в его допросе в качестве свидетеля на предварительном следствии, он даже на уровне фраз и словосочетаний не смог воспроизвести и сориентироваться, путался в датах, в показаниях, предполагал все, что угодно, в ответ на наши уточняющие вопросы", – рассказал защитник.
Что касается показаний самого Юрия Дубровина, то он, по словам Зубенко, во время допроса запутался в цвете пуделя обвиняемой.
"У Богатенковой был черный пудель, в 2013 году она приобрела другого, поскольку черный пропал. Дубровин нам все время рассказывал про розового пуделя, а у нее в то время, когда он якобы посещал дом, чтобы отдать ей деньги в размере 500 тысяч рублей, якобы находился в этом доме, по меньшей мере, несколько минут, посидел и побеседовал с ней – в это время у нее был черный пудель. Это недвусмысленно говорит нам о том, что в доме он не был, и никакие деньги он не передавал, что мы и будем доказывать дальше", – уверен Зубенко.
По его словам, в противоречие с показаниями Дубровина вошли также показания двух допрошенных свидетелей защиты. Сегодня также были оглашены материалы дела, после чего защита заявила о серьезных вопросах к формулировке квалификации преступления и фабуле произошедшего. Более подробно адвокаты Богатенковой поднимут этот вопрос в прениях.
"Ориентировочно, на следующем заседании мы приступим к допросу Богатенковой. Также мы не рассмотрели пока ходатайство о недопустимости фоноскопической записи, переданной то ли на флешке, то ли на диске, что также намерены рассмотреть в следующем судебном заседании", – сообщил адвокат.
"Судья производит впечатление человека, который действительно старается разобраться в деле"
Соглашение на оказание юридических услуг между Людмилой Богатенковой и Юрием Дубровиным было заключено на сумму в 50 тысяч рублей, заявила корреспонденту "Кавказского узла" сама правозащитница.
"За те деньги, что были затрачены Дубровиным в интересах защиты его брата, я представила полный финансовый отчет в прошлом судебном заседании, в котором допрашивали и адвоката, в том числе и услуги которого были оплачены из этих денег. Адвокат это подтвердил", – сообщила Богатенкова.
Смету правозащитница, по ее словам, отправила по почте Дубровиным.
"В прошлом заседании свидетель Лариса Дуровина сказала, что получила некий большой пакет от меня, но его еще не раскрывала. В суд его она пока не представила. Тем не менее, список расходов на оплату работы адвокатов, проведение экспертиз был составлен и в общей сумме составил около 250 тысяч рублей", – сказала она.
В качестве наблюдателя на судебном заседании сегодня присутствовала сотрудница Центра оперативного реагирования по защите правозащитников Анна Михайлова. По ее словам, дело против Богатенковой было заведено со "странностями".
"Первой потерпевшей, Харебиной, прокуратура трижды отказывала в возбуждении дела за отсутствием состава преступления, а потом вдруг дала делу ход, а ко второму потерпевшему, Дубровину, вообще сами сотрудники пришли домой и предложили написать заявление о событиях, с момента которых прошел целый год. Оба дела были возбуждены после публикации материалов о российских солдатах, погибших на территории Украины", – отметила Михайлова.
По ее мнению, именно с этим связаны несоответствия в показаниях свидетелей.
"Два человека одну и ту же комнату, в которой якобы одновременно находились, по-разному описывают. Что касается судьи, он производит впечатление вдумчивого человека, который действительно старается разобраться в этом деле. Надеюсь, что это впечатление не обманчиво", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Анна Михайлова.
Следующее заседание по делу Богатенковой назначено на 3 июня, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в канцелярии Буденновского городского суда.
Ранее защита Богатенковой также отмечала противоречия между словами Юрия Дубровина на суде и на предварительном следствии.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от Дубровина относительно претензий защиты.
"Кавказский узел" освещает случаи преследования активистов в регионах Кавказа на тематической странице "Преследование активистов", а материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа публикует на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе". Также в разделе "Персоналии" опубликована биография Людмилы Богатенковой.