Грузинские правозащитники с недоверием относятся к решению Тбилисского окружного суда от 25 июля, который постановил условно освободить единственного подозреваемого, арестованного по обвинению в причастности к варварскому нападению 10 июля на офис известной неправительственной организации.
Правозащитники считают, что случившееся следует оценивать как звено в правительственной кампании давления на неправительственные организации.
Арестованный Гиоргий Доинджашвили, член экстремистской религиозной православной группы "Джвари" ("Крест") из города Рустави, признал, что участвовал в погроме офиса Института свободы, в результате которого пострадали 6 сотрудников организации и было уничтожено компьютерное и иное оборудование офиса.
Причиной своих действий Доинджашвили назвал желание наказать тех, кто защищает "сектантов - врагов Грузинской православной церкви", имея в виду постоянные выступления Института в защиту религиозных меньшинств.
Окружной суд, рассматривавший принятое ранее районным судом решение о предварительном заключении Доинджашвили сроком на три месяца на период продолжения следствия, оказался под давлением большой группы религиозных экстремистов. Несколько сотен человек, возглавляемые отлученным от церкви священником Басиле Мкалавишвили, окружили здание суда и угрожали начать осаду, требуя выпустить Доинджашвили.
В итоге судья примирительно заявил, что "Доиджашвили только недавно женился, он вряд ли куда-нибудь сбежит", и постановил изменить меру пресечения. Доиджашвили выпущен под надзор полиции, с него взята подписка о невыезде.
Что касается других участников погрома, о них речь на суде не шла. В официальном сообщении министерства внутренних дел говорится лишь, что "дело раскрыто и вина за инцидент возлагается на религиозную группу "Джвари", в отношении которой продолжается следствие и по нескольким другим фактам нападения на организации религиозных меньшинств, имевшим место в последние годы".
Безобразное нападение на расположенный в центре Тбилиси офис Института свободы произошло 10 июля. Около двух часов дня примерно 15 молодых людей спортивного телосложения неожиданно ворвались в Институт свободы и без каких-либо объяснений начали громить офис и избивать находившихся там людей, в том числе женщин. Корреспондент "Кавказской информационной службы Института по освещению войны и мира" (IWPR) также находился в это время в офисе.
"Я сидела у компьютера, когда кто-то выбил ногой дверь в комнату", - рассказала IWPR одна из сотрудниц Института свободы Дали Цкитишвили. "Не двигаться! ", - с этими словами вбежавшие 5 молодых людей начали избивать дубинками и ногами находившихся здесь же Гигу Прангишвили и Гиоргия Меладзе (работники Института). "Я с ужасом вскочила, но получив удар в живот, отлетела к стене", - говорит Дали.
В эпицентре событий оказались эксперты Евросоюза Дэвид Гледвэлл и Денис Шемла, которые пришли в гости к правозащитникам незадолго до нападения. "Мы стали строить баррикаду, двигая мебель к дверям", рассказывал потом Дэнис Шемла.
Напавшим, к счастью, не удалось прорваться в ту комнату, где шла встреча и поэтому находилась большая часть сотрудников офиса. Зато другие помещения Института свободы приобрели первобытный вид экстремисты ломали столы, разбивали об стены компьютеры и телефонные аппараты.
Оборванными телефонными шнурами, дубинками, железными прутами были избиты 6 сотрудников. Одного из лидеров Института, Левана Рамишвили увезли в больницу с серьезными травмами, и врачи до сих пор не позволяют ему встать с постели.
На следующий день, комментируя инцидент, президент Грузии выразил возмущение случившимся: "Я отдал приказ расследовать дело, найти и наказать виновных", - заявил он.
Однако, местные неправительственные организации и правозащитные организации опасаются, что расследование не пойдет достаточно далеко. По их словам, инцидент 10 июля это не просто отдельный факт, но звено в целой цепи направленных на неправительственный сектор атак и угроз, часть которых, кажется, поддержаны по меньшей мере молчаливым согласием официальных структур.
В последние годы в Грузии значительно окрепла пропаганда религиозного экстремизма, и наиболее активно против происходящего выступает Институт свободы, который старается широко оповестить общественность о каждом случае нарушения прав религиозных меньшинств (этой теме посвящена статья Левана Рамишвили в бюллетене ? 136 Кавказской информационной службы).
Правозащитники ведут наблюдение за ходом судебных процессов по делам религиозных экстремистов, таких, как пресловутый отец Басилэ Мкалавишвили. Сотрудники Института, как и другие правозащитники и журналисты, уже не раз бывали биты во время судебных заседаний по таким делам. Но многие официальные лица относятся к ситуации в этой сфере равнодушно или даже поддерживают экстремистов.
Например, прокурор региона Квемо Картли Симон Мачавариани в августе прошлого года обратился к неправительственным организациям с просьбой не критиковать ту самую организацию "Джвари", которая ныне признана виновной, и призвал "способствовать формированию правдивого общественного мнения" относительно данной группы.
А только 8 июля перед офисом Института свободы прошла акция сторонников радикально настроенного парламентария Гурама Шарадзе, который неоднократно публично выступал с требованием закрыть эту неправительственную организацию.
После нападения 10 июля лидер религиозных экстремистов, отлученный от церкви бывший священник Басиле Мкалавишвили заявил: "Я не стал бы никого обвинять в том, что они разбили головы сотрудникам Института свободы. Это - Институт Зла, и его членов ждет высшая кара, так как они защищают пожирателей душ секты".
Наряду с разоблачением крайностей религиозных экстремистов, грузинские неправительственные организации отслеживают нарушения во многих других сферах, в том числе изучая и уровень коррумпированности власти, и затем широко распространяют полученную информацию. И в этом им неоднократно пытались помешать официальные структуры.
В апреле этого года Комитет защиты прав человека ООН выступил с жесткой критикой фактов нарушения прав человека, адресовав свое заявление правительству Грузии. Основывался же комитет на данных, представленных тремя неправительственными организациями: "Институт свободы", "Бывшие политзаключенные за права человека" и "Ассоциация молодых юристов Грузии". Президент страны Эдуард Шеварднадзе был тогда настолько раздражен, что оценил эти сведения как "теневые", хотя все приведенные факты сопровождались точными данными о месте, времени и участниках.
За три месяца до этого президент заявил, что "неправительственные организации, возможно, финансируются международными террористами".
"Они хотят нас запугать, им не нравится, что мы называем подонков подонками. Но у них ничего не выйдет", сказал IWPR директор Кавказского института мира и демократии Гия Нодия.
Правительственные структуры тем временем ищут и другие способы воздействия на неправительственные организации. Зимой этого года министерство финансов представило на рассмотрение проект нового закона "О грантах и гуманитарной помощи", основные пункты которого предполагали введение полного контроля за средствами, которые получают в виде грантов из-за рубежа неправительственные организации. Одновременно были обнародованы результаты исследования, проведенного Контрольной палатой Грузии, которая заявила, что по линии неправительственных организаций "в неизвестном направлении потрачено не менее 485 миллионов долларов".
"Президент пытается взять под полный контроль неправительственные организации и в конечном итоге оставить "на плаву" только те из них, которые близки к правительственным кругам", заявил IWPR директор Центра демократического развития Гига Шушания.
Несмотря на жесткую аргументацию, законопроект не прошел даже первого этапа обсуждения. В ходе неофициального слушания документа в парламентском комитете по экономической политике глава комитета Вано Мерабишвили заявил: "Президент старается приостановить свободный приток грантов в Грузию в надежде сам все контролировать".
Власти страны, однако, не оставляют надежды добиться своего и в настоящее время подготовлен и в обход обычных процедур уже передан в парламент другой законопроект под названием "О благотворительности". Одна из глав этого документа посвящается грантам и предлагает фактически ввести над ними двойной государственный контроль финансовый и политический.