ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Недостаточные объемы весеннего половодья и его задержка в низовьях Волги, а также несоблюдение температурных и уровневых режимов паводка приведут к существенному снижению рыбных запасов, считает замдиректора Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства Сергей Шипулин. ГЭС Волжско-Камского каскада работают в режиме, который обеспечивает требования рыбного хозяйства, водного транспорта и ЖКХ, заявила представитель энергетиков Галина Шацкая.
Как сообщал "Кавказский узел", в конце апреля, правительство Волгоградской области в связи с маловодьем обратилось в правительство и МЧС по вопросу выделения 200 млн рублей для принудительной подкачки воды в Волго-Ахтубинскую пойму. Жители этой местности жалуются на сложную ситуацию с питьевой водой. Подкачка воды началась 25 мая.
«Низкие объемы паводка имеют печальные последствия для рыбной отрасли»
Жизнестойкого состояния смогут достигнуть только 5% молоди рыб, считает заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИРХ) Сергей Шипулин.
«Прогноз паводка зимы много раз менялся. Мы видели прогноз и 79 кубокилометров, потом он понижался до 69. И сейчас по факту мы будем иметь только 60 кубокилометров во втором квартале 2015 года», - сообщил в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» Сергей Шипулин.
Сергей Шипулин в качестве сравнения привел следующие статистические данные. Так, до строительства каскада волжских ГЭС (до зарегулирования Волги) средний объем весеннего паводка в низовьях Волги составлял 135 кубокилометров.
В «удачном» 2013 году эта величина составила 125 кубокилометров. В 2014 году объем паводка упал до отметки в 78 кубокилометров. По словам Сергея Шипулина, научное сообщество называло этот год «провальным» для рыбного хозяйства. Самым же катастрофичным годом в истории весенних паводков в низовьях Волги был 1975 год, когда его объем не превысил 56 кубокилометров.
Таким образом, показатели 2015 года - 60 кубокилометров – лишь ненамного превышают значения худшего 1975 года. В «удачном» 2013 году астраханские ихтиологи отметили, что вся молодь развивается до жизнестойких стадий. В 2011 году, когда условия водности были существенно хуже (до 79 кубокилометров), они наблюдали только 11-12% жизнестойкой молоди.
«В 2015 году, очевидно, такой молоди будет 5% или менее», - предположил Сергей Шипулин. Низкие объемы паводка имеют, по словам ученого, печальные последствия для рыбной отрасли.
«Во-первых, в этом году так сложилось, что мало того, что половодье было незначительным, мало того, что оно задержалось, так еще ко всему этому не были согласованы температурные и уровневые режимы. Это привело к тому, что нерестовые температуры наступили в 20-х числах апреля. Рыба, готовая к нересту, скапливалась в прибрежьях водотоков, в начале нерестовых проток, а идти на нерест ей было некуда. В момент, когда дали воду и полои начали заполняться - 9 и 10 мая, большое количество рыбы сконцентрировалось на небольших участках, и это приводило к случаям прямой гибели рыбы от таких неблагополучных условий», - сообщил Сергей Шипулин.
Ученый пояснил, что полои – это залитая во время весеннего половодья территория, на которой нерестится рыба.
«Маловодный период может продлиться до 2030 года»
По словам астраханского ихтиолога, рыба мечет икру в течение растянутого промежутка времени – от 20 до 30 дней. После того, как рыба отнерестилась, икра должна пройти определенное развитие и только через 40 дней после нереста малек становится достаточно жизнестойким, меньше подверженным факторам окружающей среды. В 2015 году, по словам Сергея Викторовича, таких благополучных условий для рыбы не будет.
«Вероятно, к 10 июня половодье прекратится, но уже сейчас, не достигнув даже 450 сантиметров, уровень воды падает. Икра, которая не успела развиться, остается на поверхности и обсыхает. Та молодь, которая из нее появилась, не достигает жизнестойких стадий развития и, скорее всего, погибает. Более того, при падении уровня воды, большая часть молоди выносится в водотоки. В водотоках вода более холодная, без того количества корма, который в нормальных условиях развивается в полойных водоемах. И это также ведет за собой дальнейшую гибель молоди», - отметил Сергей Шипулин.
Специалисты КаспНИРХа ожидают, что 2015 год будет «провальным» по таким традиционным для региона видам рыб как вобла, сазан и лещ.
По мнению Сергея Шипулина, в настоящее время Волжский бассейн переживает так называемый маловодный период. По различным экспертным оценкам он может продлиться либо до 2020 года, либо до 2030 года. В связи с этим астраханский ученый отмечает два существенных момента.
«Не надо считать, что каждый год будет хуже предыдущего. Смотря на статистику лет, мы видим, что два года подряд критические годы все же не повторяются, и мы надеемся, что так будет и в дальнейшем. Второе, конечно, гидроэнергетики вносят свой вклад в регулирование водного режима и, перераспределяя зимний сток и сток в весеннее половодье в пользу зимнего стока, они так или иначе способствуют тому, чтобы воды, когда она нужна для рыбного хозяйства было меньше», - подчеркнул Сергей Шипулин.
По его словам, вопросами регулирования водного режима в бассейне Волги занимается Межведомственная рабочая группа (МРГ). Эксперты КаспНИРХа через Правительство Астраханской области, а также через Федеральное агентство по рыболовству представляют в МРГ свое мнение по вопросу регулирования паводкового режима.
«Мы высказывали мнение, что при тех прогнозах, которые есть, лучше не давать слишком больших расходов воды, а лучше растянуть расход воды на как можно продолжительный срок, чтобы обеспечить хоть какие-то минимальные условия выживаемости для рыбы», - сказал Сергей Шипулин.
При этом Сергей Шипулин отметил, что на ценных породах рыб, обитающих в низовьях Волги, низкий уровень весеннего паводка не скажется, так как большая их часть воспроизводится искусственным путем.
Жители хутора Лещев в Волгоградской области вышли на спасение рыбы и раков от гибели в озере Клешни в Волго-Атубинской пойме. Виновниками экологического бедствия в пойме являются энергетики, считают местные жители.
«Уровни отметок в водохранилищах останутся близкими к норме»
По теме «зимних паводков» в низовьях Волги точку зрения энергетиков высказала специалист по связям с общественностью филиала ОАО «РусГидро» - «Волжская ГЭС» Галина Шацкая.
По ее словам, в период с ноября 2014 года по март 2015 года средние расходы воды гидростанции не превышали 5000 м³/с, что является нормой для этого времени года. Она сослалась на информацию о гидрологической обстановке ГЭС Волжско-Камского каскада, входящих в состав РусГидро.
Галина Шацкая также отметила, что график специального попуска в низовья Волги может корректироваться Федеральным агентством водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ в зависимости от складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановки.
«Такой вариант спецпопуска был принят большинством голосов МРГ по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада 14 мая 2015 г. В складывающихся маловодных условиях реализация этого графика окажет наибольший эффект и обеспечит требования рыбного хозяйства, водного транспорта, ЖКХ - безаварийную работу водозаборов. После завершения половодья уровни отметок в водохранилищах останутся близкими к норме и сохранится благоприятная санитарно-экологическая обстановка в дельте Волги и водотоках Волго-Ахтубинской поймы», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Галина Шацкая.
Ежегодне перемывание из пустого в порожнне. А вот то, что воды нет, а значит сена нет и поголосье скота из-за нехватки кормов пойдет под нож? Это никого не волнует?
Скоро такие управленческие решения приведут к экологической КАТАСТРОФЕ. Астраханская область превратиться местами в болото, а местами в пустыню. В мае 39 градусов в тени - это температурный антирекорд. Что будет в июле 50 градусов в тени?
А то, что пожароолпасность в разы увеличится! А огороды чем поливать! А дубравы пересохнут на севере поймы! Да уж. Тут одной рыбой не обойдется!