ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Трое служивших по контракту военнослужащих из Адыгеи обвиняются в побеге с полигона в Ростовской области, еще один уже осужден. Расследование дела солдат, жаловавшихся на тяжелые условия службы и угрозу отправки в Донбасс, взял под свой контроль президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека.
"Кавказский узел" писал, что с 14 по 17 июля в Майкопе проходило четырехдневное выездное заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), в котором принимают участие представители совета по правам человека при главе Адыгеи.
16 июля на заседании СПЧ обсуждалась ситуация с солдатами 33-й Майкопской бригады, в отношении которых возбуждены дела о самовольном оставлении воинской части, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Газета.ру": солдаты на полигоне "Кадамовский" постоянно ожидали отправку на Украину
Информацию о том, что "несколько десятков контрактников из в/ч №22179 33-й отдельной мотострелковой бригады (Майкопская разведывательная бригада) сбежали с полигона в Ростовской области, поскольку испугались отправки на Украину", со ссылкой на самих военнослужащих и их родственников 11 июля распространила "Газета.ру".
По данным издания, в воинскую часть регулярно приезжали люди, агитировавшие солдат ехать на Украину. За участие в конфликте они обещали платить восемь тысяч рублей в день.
Сбежавшие контрактники также жаловались на условия на полигонах, где им приходилось проходить учения, говорится в материале. Со слов матери одного из солдат Валентины Тынченко сообщается о двух таких полигонах – "Ашулук" в Астраханской области и "Кадамовский" в Ростовской области.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья о полигоне "Ашулук" в Астраханской области. Согласно заявлениям правозащитников, на полигоне к утилизации боеприпасов привлекались неопытные солдаты-срочники, из-за чего происходили подрывы боеприпасов, в результате которых были жертвы.
Именно полигон "Кадамовский" с конца сентября по середину ноября покинули все те несколько десятков контрактников, в отношении которых возбуждено дело, подчеркивает "Газета.ру".
Матери контрактников подтвердили правозащитникам все жалобы сыновей
Члены президентского СПЧ встретились с подследственными контрактниками и их родителями для проверки появившейся в СМИ информации, сообщил на заседании 16 июля глава Совета Михаил Федотов. По его словам, данные о том, что военнослужащие бежали из-за страх отправки в Донбасс, не подтвердилась.
"Они прямым текстом нам рассказали, что им приходилось спать на земле, их практически не кормили, кроме того была полная неразбериха с оформлением документов", – заявил Федотов.
По его словам, в деле всего четверо фигурантов, а не несколько десятков. 23-летний военнослужащий Анатолий Кудрин уже осужден на полгода колонии-поселения, а контрактники Иван Шевкунов, Павел Тынченко и Александр Ененко находятся под следствием. Все они находятся дома, в Майкопе, под подпиской о невыезде, добавил Федотов.
На заседании СПЧ выступила мать фигуранта дела Ивана Шевкунова Светлана Кимнатная. Она рассказала, что после срочной службы в 2014 году ее сын решил остаться в армии, захотел служить в военной части под Севастополем. По словам женщины, в военкомате Ивану дали пустой контракт, который должны были отправить в Севастополь для подписания командирами. Но на контрольно-сборочном пункте Краснодара планы командиров изменились, и Ивана направили для прохождения службы в 33-ю Майкопскую бригаду.
"В сентябре часть, в которой служил Иван, отправили на военный полигон в Ростовскую область. Нам сказал, что до декабря. Жаловался на плохие условия и голод", – сообщила Кимнатная.
Через месяц родственники отправили Ивану денег на дорогу, потому что ему нужно было вернутся в часть и подписать какие-то документы, продолжила она.
"Нашего сына прикрепили к другой роте в Майкопе, там он служил, пока его рота не вернулась из Ростовской области. После этого его жизнь превратилась в ад, он написал три рапорта об увольнении, но ни один не был подписан", – заявила Светлана Кимнатная.
Другой фигурант дела Павел Тынченко на полигоне «Кадамовский» пробыл месяц, сообщила на заседании его мать Валентина Тынченко. По ее словам, Павел уже опытный военнослужащий, он семь лет прослужил на флоте. Из Ростовской области он звонил родителям и жаловался на тяжелые условия службы.
"Они спали прямо на земле, на одеялах. В Майкоп сын приехал больной, диагноз врачей – пневмония", – рассказала членам СПЧ Тынченко.
Матери военнослужащих также подтвердили членам СПЧ, что их сыновья сообщали о людях, предлагавших отправиться в Донбасс.
"По словам наших сыновей, на полигоне в Ростовской области были какие-то люди, которые предлагали поехать в район боевых действий за восемь тысяч рублей в день. А еще, недалеко от полигона стояли ополченцы. Солдаты боялись, что их отправят на войну", – сказала одна из них.
В августе 2014 года члены СПЧ Сергей Кривенко и Элла Полякова обратились в Следственный комитет с просьбой проверить информацию о гибели в районе полигона в Ростовской области девяти контрактников 18-й мотострелковой бригады. Объявленные погибшими контрактники воевали на территории Украины, заявляла глава комитета "Матери Прикумья" Людмила Богатенкова.
СПЧ и Минобороны исключают, что действия солдат связаны с угрозой отправки в Донбасс
Контрактники не смогли продолжить службу из-за невыносимых условий и издевательств командиров, заявила на заседании член СПЧ Наталия Евдокимова.
"Я знала, что в армии не очень хорошо, но не думала, что настолько плохо: теряются документы, люди спят на полу, их ужасно кормят. Ребята пытались уйти официально. Писали рапорты на увольнение, но они куда-то делись, и теперь их обвиняют в самовольном оставлении части", – сообщила Евдокимова.
Сейчас в 33-й Майкопской бригаде работает комиссия министерства обороны России. Представитель ведомства выступил на заседании СПЧ, заявив, что "военнослужащих никто не принуждал к участию в боевых действиях на Украине".
"Сейчас мы уже можем говорить, что вопросы по контрактникам – внутриведомственные. Мы проверяем ситуацию каждого солдата и отвечаем за то, что разберемся в проблеме, решим ее, а в отношении возбужденных уголовных дел разберется следствие и даст свою оценку", – сообщил на совещании представитель Минобороны.
На заседании было объявлено, что представители СПЧ будут держать расследование дел контрактников под контролем. У военнослужащих есть адвокаты, предоставленные "Первым объединенным союзом юристов Кубани", добавили правозащитники.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от руководства Майкопской бригады и полигона "Кадамовский" относительно информации, объявленной на заседании СПЧ.
Новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа размещаются на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".