14:38 / 21.08.2015Убийство Махмутова обострило напряженность на Ставрополье

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Нерасследованность преступлений против мусульманских религиозных деятелей в Ставропольском крае обостряет межконфессиональные и межэтнические отношения, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. При этом они разошлись в оценке возможных мотивов убийства заместителя имама села Иргаклы Замирбека Махмутова.

Как сообщал "Кавказский узел", тело религиозного деятеля было обнаружено утром 20 августа на дороге в мечеть, куда он направлялся на утреннюю молитву. Родственники Махмутова связывают это преступление с его профессиональной деятельностью. Прихожане мечети в селе Иргаклы отметили, что Замирбек Махмутов пользовался большим авторитетом в местной мусульманской общине. Замирбек Махмутов был похоронен 20 августа на родовом кладбище.

Убийство заместителя имама аула Иргаклы Ставропольского края Замирбека Махмутова не связано с внутрирелигиозными конфликтами, предположил муфтий Ставрополья Мухаммад Рахимов. По его словам, угрозы в адрес Махмутова не поступали.

"Убийства религиозных деятелей в Ставропольском крае не расследуются должным образом"

Убийство Махмутова – не первое в Ставропольском крае преступление, направленное против религиозных деятелей. При этом все они остаются нерасследованными, напомнил старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов. 

"Очень печально, что такое происходит. Очень много гибнет религиозных деятелей, ранее убили там и заместителя муфтия Курмана Исмаилова (Курман Исмаилов погиб 13 февраля 2012 года при взрыве автомобиля в Пятигорске. Следствие сочло месть и экстремистские мотивы вероятными причинами убийства, – прим. "Кавказского узла"). В Нефтекумском и Степновском районах присутствует напряжение, и оно сказывается на проживающих там ногайцах", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.

Убийство Махмутова может привести к ухудшению общей ситуации в крае, уверен Ярлыкапов. "Там вообще что-то непонятное происходит с переделом в разных сферах. Это приведет к ухудшению ситуации. Думаю, что молчать люди тоже будут недолго, и я боюсь, что на улучшении ситуации это не скажется", – считает эксперт.

Ярлыкапов, однако, не связывает убийство заместителя имама с внутриконфессиональным противоборством. "С так называемым "ваххабизмом" на востоке края вопрос решен, и ставить его так, что "ваххабиты" убили "традиционного" имама, сейчас нельзя, там такого нет. Потому религиозный мотив мне кажется надуманным. Я бы рассматривал это убийство в рамках ухудшения общей ситуации в крае и нерешенности самых разных проблем, в том числе и с очень криминальным разделением сфер на востоке региона", – полагает он.

"Стране нужна перезагрузка государственно-конфессиональных отношений"

Корпоративной солидарностью можно объяснить то, что в качестве версий убийства религиозных и общественных деятелей следствие не рассматривает причастность силовых структур, считает Ахмет Ярлыкапов.

"Туда же к Ставрополью можно добавить и КБР, и другие регионы Северного Кавказа. К сожалению, никогда не рассматривается и не расследуется. Вопиющий случай был с Курманом Исмаиловым. Более образованного и умеренного человека было сложно найти, и допустить, чтобы, во-первых, он был убит, а, во-вторых, совершенно не расследовать это убийство – это совершенно вопиющий случай. Но такова ситуация. Раз люди говорят об этом, значит есть проблемы. Не говорить об этом – это такая корпоративная солидарность, наверное", – сказал Ярлыкапов.

Стране нужна перезагрузка государственно-конфессиональных отношений, без чего невозможно обеспечение диалога и равноправия всех членов российского общества, уверен Ярлыкапов.

"О необходимости перезагрузки государственно-конфессиональных отношений я пишу в своих исследованиях уже 10 лет. Нужно собирать лучшие силы и работать с ними в союзе, не доводя до таких вещей, однако ничего не меняется. Все эти годы есть очень серьезная необходимость в корректировке. Не везде все плохо, но восток Ставрополья – это вопиющая ситуация. В начале 2000-х годов была такая же ситуация в КБР, и я об этом писал. Сейчас ситуация там лучше, но все же достаточно хрупкая, но в Ставрополье это уже не очень хорошо и, к сожалению, ничего не меняется", – заключил эксперт.

"Покушение на религиозных деятелей нужно квалифицировать как антиисламский терроризм"

Убийство Махмутова останется нераскрытым, считает исламовед, кандидат политических наук Ринат Мухаметов.

"Говорить о том, что это убийство будет раскрыто в ближайшее время, а виновные понесут наказание, конечно, не приходится. Это уже далеко не первое преступление такого рода в регионе, и самым крупным в этом ряду стало зверское убийство заместителя имама Ставропольского края Курмана Исмаилова – одного из крупнейших и известнейших мусульманских проповедников современной России", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мухаметов.

Эксперт считает необходимым переквалификацию, как уголовно-процессуальную, так и политическую, преступлений, связанных с покушением на религиозных деятелей в стране.

"Я бы назвал это убийство антиисламским терроризмом. Очевидно, что эти люди исходили из неких идейных убеждений, может быть, не религиозных, а политических, или каких-то культурных. Но это, конечно, не криминал, это идейное преступление, совершенное на идейной основе, потому, с точки зрения уголовно-процессуальной логики, надо, конечно же, классифицировать как терроризм, а с точки зрения политической – можно назвать антиисламским терроризмом", – заключил он.

"На Ставрополье реализуется проект буфера между Северным Кавказом и большой Россией"

В Ставропольском крае "реализуется проект буфера между Северным Кавказом и большой Россией", также полагает Ринат Мухаметов.

"Этот буфер включает в себя, в первую очередь, Ставрополье и Краснодарский край, для того, чтобы сдержать влияние и напор распространения северо-кавказской проблематики и повестки на территории дальше, вглубь большой России", – считает исламовед.

По его мнению, на Ставрополье "запущены механизмы выдавливания этнического присутствия из различных сфер жизни региона".

"Естественно, с таким коренным мусульманским населением как ногайцы в этих регионах ничего поделать нельзя. Но любое серьезное присутствие их на уровне политическом, культурном, социальном должно быть максимально рассеяно. Поэтому, работают против мусульманских институтов, в том числе даже официальных муфтиятов и местных религиозных организаций, и тех людей, вокруг которых может происходить какая-либо консолидация, объединение, рост, развитие, продвижение", – сказал Мухаметов, напомнив, что убитый "был духовным лидером ногайской общины Ставрополья".

Буферизация и отсечение северо-кавказского социума продолжится, убежден Мухаметов. "По моим впечатлениям, проект этого буфера может включать также в себя не только Ставрополье и Краснодарский край, но и Ростовскую область и даже такие регионы с укорененным мусульманским присутствием, как Северная Осетия, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. То есть речь идет, в первую очередь, об изолировании северо-восточного российского Кавказа, Чечни, Ингушетии и Дагестана, где исламофобское лобби, имеющее поддержку в том числе в Москве, смирилось с тем, что ситуацию там будут контролировать местные власти, и ислам признается традиционным для этих регионов. Но по поводу КЧР, КБР и Северной Осетии они еще предлагают подумать. А Ставрополье и Краснодарский край, с точки зрения этого антиисламского лобби, является вопросом очевидным и не подлежащим обсуждению", – уверен Мухаметов.

"Убийство могло стать следствием внутрирелигиозных конфликтов"

Силовую версию в убийстве религиозного деятеля исключил профессор Ставропольского госуниверситета, конфликтолог Юрий Ефимов.

"Я не думаю, что это какой-то репрессивный вал и какие-то силовые структуры. Совершенно это не их стиль. Иргаклы – специфическое село. Мне приходилось общаться и с имамом, и с самим покойным. Там есть и внутрирелигиозный фактор, и есть еще многочисленные межэтнические расклады. Сложно сказать, чем это сейчас вызвано, но присутствует масса конфликтных ситуаций на востоке Ставрополья и, в том числе, межрелигиозные и межэтнические. Я не думаю, что это коммерческие и еще какие-то отношения, потому что человек не был связан с каким-то земельными или другими коммерческими интересами", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ефимов.

По его мнению, убийство могло стать следствием внутрирелигиозных конфликтов. "Все составляющие указывают на то, что, скорее всего, это внутрирелигиозные конфликтные вещи, присутствующие у нас и на востоке Ставрополья, и на Кавказе в целом. Восток Ставрополья – взрывоопасная территория в плане этнического и межконфессионального факторов. Завязано это на земельных конфликтах и многих других", – считает Ефимов.

Он охарактеризовал Махмутова как "положительного и взвешенного религиозного деятеля". "Я Махмутова бы отнес именно к традиционалистам, он был против излишнего экстремизма и наносных вещей. Мое мнение, что человек много делал, и к нему позитивно относились, и это немаловажно", – сказал Ефимов.

"Убийство Махмутова не связано с конфликтом о запрете хиджаба в школах"

Ефимов исключил возможную взаимосвязь убийства с позицией имама о ношении мусульманками региона хиджаба в общеобразовательных учреждениях.

"Я бы не обозначил, что есть ярые противники ношения хиджабов. Общее неприятие, конечно, есть, глупо было бы это отрицать. Но, что обозначить под "ярыми противниками"? Я думаю, что нет таких, кто мог бы ему отомстить. В этом селе проживают не только ногайцы, но и различные народности Дагестана, и приезжих очень много. Там раньше было много ситуаций, когда между дагестанцами и ногайцами были земельные конфликты. Основой для них являются земельные отношения, то, кто является собственником, кто где выпасает скот, а потом идет уже наслоение конфессиональных, этнических и всех остальных факторов. Основа конфликта – кто хозяин на земле и кто получает от нее доходы", – заявил эксперт.

Напомним, что в 2012-2013 годах в селе Кара-Тюбе Нефтекумского района имела место конфликтная ситуация, связанная с запретом носить в школе хиджабы. В начале октября 2012 года в прокуратуру обратились несколько жителей Кара-Тюбе, которые заявили, что их дочерей не пускают на уроки в хиджабах. Прокуратура после проверки в учебном заведении привлекла к дисциплинарной ответственности пятерых сотрудников школы. Однако 20 декабря 2012 года в крае вступило в силу постановление местного правительства, согласно которому в школе недопустимы все головные уборы, включая хиджабы, а также религиозные одежда, символика и атрибутика. Постановление было безуспешно оспорено в судебном порядке. 10 июля 2013 года коллегия Верховного суда России признала правомерным решение Ставропольского краевого суда.

Запал радикализации в регионе есть, и он усиливается, считает Ефимов. "Если мы будем надеяться на федеральный центр, то ничего не разрешится. Проблемы есть, проблемы будут, их нужно решать", – заключил Ефимов.

"В Ставропольском крае возрастает общий уровень исламофобии"

Убийство мусульманских общественных деятелей объяснимо общим ростом уровня исламофобии в крае и опасениями широкого распространения ислама, считает старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов.

"Для большинства экспертов не является секретом то, что в крае сильны исламофобские и националистические настроения. Сильны и среди населения, и среди чиновников. И это не просто поветрие, это достаточно глубоко сидит, и под это подводится достаточно глубокое идеологическое обоснование, в том числе, и со стороны московских националистов", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Курбанов.

По его мнению, в Ставропольском крае "присутствует фактор неприятия социальной и общественной активности мусульманской общины".

"Плюс за краем, в том числе и Краснодарским, казаками старательно закрепляется имидж чисто православных регионов, где нельзя допускать укрепления позиций мусульман. Пока рано говорить о том, кто мог совершить убийство имама, нет четких свидетельств, но как бы то ни было, и кто бы не стоял за этим убийством, даже если оно совершено на бытовой почве, все равно за этим проглядывает очень активный уровень неприятия роста активности мусульман в этом крае", – заключил политолог.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями властей Ставропольского края по поводу заявления экспертов. Также пока нет комментариев представителей силовых структур.

Автор:Магомед Туаев
21.08.2015 в 17:41Mohmad

я не знаю, с чем еще может быть связано убийство имама или священника или раввина, кроме как с его религией? Что есть у религиозного деятеля, кроме нее? Какие могут быть здесь версии? И действительно, почему следствие никогда не рассматривает в качестве версии причастность силовиков? Даже лишь на том основании, что есть заявления родственников. Разве это не служит основанием для проверки подобной версии?