ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На предварительном заседании суд в Ширване отказался освобождать активиста партии Народного фронта Азербайджана Мурада Адилова из-под стражи и отклонил ходатайство о рассмотрении жалобы с проведением частичного судебного следствия.
Как писал "Кавказский узел", Мурад Адилов был задержан 11 августа 2014 года. Защита активиста заявляла, что следствие получило доказательства по делу незаконным путем, а обвиняемый подвергся пыткам. Активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) отвергает обвинения в хранении наркотиков и связывает уголовное преследование со своей оппозиционной деятельностью. 14 мая Адилов был приговорен к 6 годам лишения свободы.
Сегодня в региональном апелляционном суде в городе Ширване под председательством судьи Исмаила Ахмедова состоялось предварительное заседание по жалобе 32-летнего Мурада Адилова. При этом самого молодого человека в суд не доставили, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" его адвокат Ялчин Иманов.
По его словам, как защитник обвиняемого, он выдвинул три ходатайства.
"Первое ходатайство было связано с необходимостью исключения из материалов уголовного дела недопустимых доказательств и прекращения уголовного производства. Второе ходатайство было об изменении меры пресечения и освобождении Мурада Адилова из-под стражи. Наконец, третье ходатайство касалось проведения рассмотрения апелляции с проведением частичного судебного следствия", - рассказал Иманов.
По его словам, государственный обвинитель выступил против всех ходатайств.
Суд после совещания оставил первое ходатайство без рассмотрения, два других – отклонил и назначил слушания по существу жалобы на 21 сентября, продолжил адвокат.
На его взгляд, уголовное преследование Адилова должно быть прекращено ввиду предъявления ему недопустимых доказательств и фальсификации дела.
"Мы считаем, что из материалов дела должно быть исключено постановление оперуполномоченного управления по борьбе с наркотиками МВД Эльмана Тарланова о проведении оперативно-разыскного мероприятия в отношении Мурада Адилова от 11 августа 2014 года", - рассказал Иманов.
По его словам, Тарланов основывался на поступлении некоей оперативной информации о том, что Мурад Адилов "регулярно занимается незаконным оборотом наркотиков".
"Источник информации не был указан, и таким образом, проверить ее было невозможно. А по статье 137 УПК материалы, добытые в результате оперативно-разыскной деятельности, могут быть приняты в виде доказательств по уголовному преследованию, если добыты в соответствии с законом и представлены и проверены согласно требованиям процессуального законодательства. Потому мы настаиваем на исключении постановления из дела как недопустимого доказательства", - сообщил адвокат.
Кроме того, в другом решении о проведении обыска в протоколе оперативно-разыскного мероприятия предусматривалось проведение обыска в квартире и на приусадебном участке Адилова. При этом досмотр одежды активиста не предусматривался, продолжил адвокат.
"Более того, досмотр был проведен, причем, без участия государственного адвоката Сахавата Мамедли. Однако в протоколе об итогах досмотра было указано на его присутствие, то есть была совершена фальсификация", - утверждает адвокат.
Защитник также обратил внимание на то, что "осмотр и изъятие" в доме Адилова проводились решением оперуполномоченного полиции.
"Здесь также был нарушен закон. Осмотр мог проводиться, согласно статье 17 УПК, только решением суда", - заметил адвокат.
Защита настаивает на исключении из материалов дела заявления матери Адилова о том, что она не возражает против проведения осмотра, продолжил Иманов.
"На самом деле в суде мать и жена Мурада Адилова заявили, что это заявление было написано под давлением, поскольку полицейские угрожали забрать в полицию супругу активиста и "опозорить" ее там. Согласно статье 125 УПК, сбор доказательств с применением насилия, угрозы, обмана, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унизительных действий недопустим", - отметил Иманов.
Защита также выступает за исключение свидетельских показаний пяти свидетелей – полицейских, которые задерживали Мурада Адилова.
"Эти полицейские не могут быть свидетелями, потому что пристрастны и потому необъективные наблюдатели. В демократических странах есть принцип - "полицейский – не свидетель". Двое понятых также являются подручными полиции. Так, один из них, Эльчин Агакишиев, в 2007 году был осужден на 3,5 года лишения свободы в связи с незаконным оборотом наркотиков и находится на учете в наркологическом диспансере", - подчеркнул Иманов.
На вопрос, будет ли защита подавать кассационную жалобу на решение предварительного заседания апелляционного суда, адвокат ответил, что он должен проконсультироваться с самим подзащитным.
Представитель стороны обвинения оказался недоступным для комментариев.
В Ширванском апелляционном суде лишь подтвердили факт проведения заседания.
В своем заключительном слове в суде, который вынес приговор, Мурад Адилов заявил, что его преследуют по политическим мотивам из-за его оппозиционной деятельности и журналистской деятельности его брата Натига Адилова, являвшегося ведущим телепрограммы в Интернете "Азербайджанский час".
Брат Мурада Адилова Натиг Адилов, пишущий также под псевдонимом Натиг Гюльахмедоглу, известен критикой властей в печати и социальной сети Facebook. Кроме того, он является членом Национального совета демократических сил и сотрудником ПНФА. Как сообщал "Кавказский узел", в декабре 2013 года ему было вынесено предупреждение за публикации в СМИ и социальных сетях. Натиг Адилов связал уголовное преследование брата со своей профессиональной деятельностью и оппозиционной деятельностью Мурада, а после ареста брата покинул Азербайджан и в настоящее время находится в политэмиграции.
Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна задержаний представителей оппозиции, журналистов, правозащитников. Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", освещены на тематической странице "Преследование активистов".