ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Власти Грузии последовательно лишают "Рустави 2" источников финансирования, а имущество телекомпании арестовано, поэтому она просит жителей страны о денежных пожертвованиях, объявил гендиректор "Рустави 2". Бывший владелец компании Кибар Халваши намерен добиться ее закрытия, заявили представители общественных организаций.
Как писал "Кавказский узел", 4 августа бывший владелец "Рустави 2" бизнесмен Кибар Халваши подал иск в суд Тбилиси по поводу незаконного, по его мнению, изъятия его доли из активов телекомпании. Он требует вернуть ему имущество "Рустави 2" и возместить 500 тысяч долларов за авторские права. В связи с его иском судом 7 августа был наложен арест на все имущество телекомпании. По данным гендиректора компании, Халваши еще в 2005 году передал 22% своей доли, а в 2008 году продал оставшиеся 78%.
Гендиректор "Рустави 2": мы близки к прекращению вещания
1 октября генеральный директор "Рустави 2" Ника Гварамия обратился к жителям Грузии с просьбой перечислить деньги на счет телекомпании, чтобы спасти ее вещание.
"Я впервые обращаюсь к вам с тех пор, как началась борьба против "Рустави 2". Если вы поможете, хотя бы одним лари, это будет очень важно для нас. Помогите "Рустави 2" и в ее лице – сохранению плюрализма СМИ и свободы мнений. Даже один лари станет инвестицией в будущее ваших детей, а мы обещаем, что всегда и везде будем защищать ваши интересы", – заявил он в прямом эфире "Рустави 2", передает корреспондент "Кавказского узла".
Поводом для обращения к телезрителям стало решение Тбилисского городского суда об аресте акций телекомпании "Сакартвело", которая в настоящее время владеет 51% акций "Рустави 2". Остальные акции принадлежат совладельцам "Сакартвело" – братьям Левану Караманишвили и Георгию Караманишвили.
"Нам не нужен был бы инвестор, если бы власть не поставила нас в такое положение. Нам просто не оставили другого выбора. Инвестор, во-первых, согласился на условие невмешательства в редакционную политику, и, во-вторых, решил купить находящееся под риском имущество", – заявил Ника Гварамия.
По словам Гварамии, после введения закона о рекламе, обязывающего каналы бесплатно размещать в эфире социальную рекламу, телекомпания вынуждена была разорвать контракты с несколькими рекламодателями, заключенные еще в начале года.
"То, что мы продолжаем вещание, не значит, что власть не делает все, чтобы мы прекратили вещание. Сегодня как никогда мы близки к прекращению вещания. Перекрыты все финансовые каналы, которые мы использовали в качестве альтернативы", – заявил Ника Гварамия.
В настоящее время на странице поддержки телекомпании в Facebook "We 2gether” собралось 29 тысяч подписчиков. Более 100 человек опубликовали сообщения, что перечислили телекомпании деньги в размере от 10 до 100 лари (от 5 до 50 долларов).
Адвокат Халваши: владельцы "Рустави 2" собираются обанкротить компанию
1 октября адвокат бывшего владельца телекомпании Кибара Халваши Паата Салия, выступая на брифинге, заявил, что владельцы "Сакартвело" пытались продать акции компании предпринимателю Дмитрию Чиковани, чтобы лишить суд возможности удовлетворить иск заявителя.
"Эта сделка имела несколько целей: во-первых, это так называемое bona fides, демонстрация честных намерений для дальнейшей передачи акций; вторая, более важная цель, – связать телекомпанию "Рустави 2" финансовыми обязательствами", – заявил Салия.
Версия Халваши состоит в том, что братья Караманишвили пытались продемонстрировать Димитрию Чиковани намерения передать в дальнейшем также и акции "Рустави 2", а кроме того, вогнать телекомпанию в долги, чтобы в случае победы в суде Халваши получил разорившуюся компанию, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат, представитель НПО "Бывшие политзаключенные за права человека" Гела Николаишвили.
Что касается ареста имущества телекомпании, то, по его мнению, оно было принято с соблюдением необходимых процедур.
"Это общепринятая в Грузии практика: будущий истец вносит прошение об аресте спорного имущества, чтобы у ответчика не было бы возможности отчуждения имущества – ни продать его, ни подарить. В течение пяти дней суд рассматривает обоснованность ходатайства и принимает решение. После этого в течение 10 дней истец имеет право внести иск для начала судебного процесса", – сказал Николаишвили.
По мнению Николаишвили, политическая составляющая в этой ситуации не очевидна.
"Может быть, там и присутствует политический заказ, но формально все выглядит именно как спор хозяйствующих субъектов – у истца есть основания для того, чтобы оспаривать право на имущество", – отметил он.
После победы в суде Халваши может закрыть "Рустави 2"
Халваши намерен лишить "Рустави 2" возможности вещания, а не вернуть компанию себе, считает редактор издания "Табула" Тамар Черголеишвили. По ее словам, сумму, вырученную за продажу акций "Сакартвело", братья Караманашвили намеревались направить на развитие "Рустави 2".
"Если бы Кибар Халваши достиг успеха, у него на телевидении был бы возросший капитал. То есть это напрямую указывает на то, что здесь полностью включены интересы правящей силы, и конкретно Бидзины Иванишвили, чтобы "Рустави 2" не развивалась и у нее постоянно были финансовые проблемы", – заявила Черголеишвили в эфире телеканала "Сакартвело".
Решение суда об аресте имущества телекомпании вызвало критику со стороны неправительственных организаций страны. Давление на "Рустави 2" продолжается давно, сказала корреспонденту "Кавказского узла" исполнительный директор организации "Международная прозрачность – Грузия" Эка Гигаури.
"Против "Рустави 2" конкретные политики уже давно делали агрессивные заявления. Если бы этого не было, можно было бы подумать, что это всего лишь судебное разбирательство. За политизацию этого дела по большей части ответственно правительство. Это очень плохо. Мы считаем, что это борьба власти против оппозиционного мнения", – сказала она.
Руководитель "Центра исследований выборов и международной безопасности" Ника Читадзе также согласен с тем, что процесс против "Рустави 2" больше похож не на спор двух хозяйствующих субъектов, а на политическое преследование.
"Рустави 2" сохраняет наибольший рейтинг среди всех телеканалов Грузии, кроме того, канал отличается независимостью от правящей команды. Если мы вспомним, что премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и экс-премьер Бидзина Иванишвили не единожды высказывали критику в адрес работы журналистов, то очевидна политическая подоплека этого дела", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ника Читадзе.
Кроме того, как отметил Читадзе, Бидзина Иванишвили несколько раз говорил, что могут быть имущественные претензии именно по отношению к "Рустави 2".
"Фактически этим заявлением он дал отмашку Кибару Халваши о том, что для него пришло время подавать в суд", – считает Читадзе.
О том, что цель Халваши – закрыть телеканал, 1 октября журналистам заявил и лидер оппозиционной партии "Новые правые" Мамука Кацитадзе.
"Это политическое давление. Никакой бизнес-подоплеки там нет", – сказал Кацитадзе.
Напомним, Кибар Халваши, проживающий в Германии, ранее обвинял бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили и других высокопоставленных должностных лиц в незаконном присвоении принадлежащих ему телекомпаний. Халваши попал в список политзаключенных и политических беженцев, принятый действующим парламентом Грузии.