ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Оппозиционный Фронт "Новая Армения" до сих пор не добился единства в своих рядах и не может привлечь общественность для борьбы за смену власти в стране, заявили опрошенные "Кавказским узлом" политологи. По их мнению, у оппозиции нет ни политических, ни финансовых ресурсов для того, чтобы протестная кампания развернулась в полную силу.
"Кавказский узел" писал, что 12 октября на пресс-конференции в Ереване заместитель главы партии "Наследие" Армен Мартиросян заявил о создании Фронта общественного спасения "Новая Армения". Его основными целями, по словам Мартиросяна, являются отстранение от должности действующего президента страны Сержа Саргсяна и отказ от проведения конституционных реформ. 21 октября в Ереване была представлена программа действий Фронта.
Глава Армении Серж Саргсян утвердил проект конституционной реформы 13 марта. Текст предварительного варианта проекта был опубликован 10 апреля 2014 года. В нем переход к парламентской системе правления рассматривается как альтернатива существующей ныне системе. При переходе к парламентской системе правления, согласно проекту, президент будет избираться парламентом страны сроком на семь лет, при этом он будет лишен права на переизбрание. Голосование в рамках конституционного референдума в Армении планируется провести 6 декабря.
Навасардян: оппозиционерам нужно переступить личные амбиции
Все заявления оппозиции о консолидации вокруг борьбы против конституционных реформ и за смену власти пока остаются только на уровне намерений, считает руководитель "Ереванского пресс-клуба" Борис Навасардян. Сейчас оппозиционерам стоит сконцентрироваться на грядущем референдуме по поводу реформ, считает он.
Вместе с тем, по словам Навасардяна, хотя у оппозиции и есть стремление к консолидации, остается проблема с распределением лидерских ролей во Фронте. Члены объединения, имеющие самостоятельные политические планы, должны переступить свои амбиции, чтобы суметь сделать Фронт интересным обществу.
"Иначе им не достичь поставленной перед собой цели, потому что каждый по отдельности не сможет аккумулировать то доверие, которое может привести к каким-то результатам", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Борис Навасардян.
Объявленное оппозицией требование смены власти Навасардян считает "в какой-то мере абстрактной темой". По его мнению, на данном этапе все, на что могут рассчитывать оппозиционеры, – это привлечь достаточно противников конституционных реформ. Если удастся консолидировать людей, чтобы те пошли и проголосовали против конституционных изменений, то, независимо от официальных итогов референдума, общество и оппозиция смогут почувствовать силу.
По оценкам эксперта, для того, чтобы вопрос со сменой власти обрел реальную перспективу, на улицы должны выйти порядка 50 тысяч протестующих. Вместе с этим в обществе в целом должна демонстрироваться поддержка протестного движения, которая сможет ослабить сопротивление властей.
Таким образом, 6 декабря, день референдума по вопросу конституционных изменений, может стать определяющим для дальнейшей политической ситуации, заключил Навасардян.
В состав политсовета Фронта "Новая Армения" вошли лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян и его заместитель Армен Мартиросян, лидер движения "100-летие без режима" Жирайр Сефилян, глава Союза политологов Армении Амаяк Ованнисян, глава партии "Демократическая родина" Петрос Макеян, председатель "Учредительного парламента" Гарегин Чукасзян, член Совета гражданского движения "Вставай, Армения!" Андреас Гукасян.
Бадалян: Фронту нужна поддержка от Запада и СМИ
Об отсутствии в настоящий момент реальной силы у оппозиции заявил корреспонденту "Кавказского узла" и армянский политтехнолог Армен Бадалян. У отдельных представителей Фронта "Новая Армения" также особых успехов в борьбе с властями нет, отметил он.
Так, по словам эксперта, лидер движения "100-летие без режима" Жирайр Сефилян призывал к отстранению президента и его окружения от власти 24 апреля 2015 года, однако с задачей движение не справилось. Авторитета у общественности движение Сефиляна не имеет, уверен Бадалян.
Что касается представителей партии "Наследие" в составе Фронта, то они до сих пор не разрешили внутренние проблемы.
"Неизвестно даже, где находится лидер партии Раффи Ованнисян, когда его партия в таком положении", – отметил Бадалян.
За многими входящими в состав Фронта объединениями стоят отдельные люди, не имеющие серьезных ресурсов для реализации своих планов, добавил Бадалян.
"Все, кто входит в состав этого Фронта, – либо "человек-партия", либо "человек-общественная организация", не имеющие серьезную силу. Они не известны широким слоям населения – их знают в узких экспертных кругах и среди представителей СМИ. Они не имеют сетевой структуры, человеческих, финансовых и медиаресурсов, а самое главное – не имеют внешней политики", – считает политтехнолог.
Для революции важна внешняя поддержка, в частности от Запада, но ее нет даже у откровенно прозападных Ованнисяна и Сефиляна, заявил эксперт. Ресурсов для организации масштабной кампании гражданского неповиновения у Фронта также нет.
"Гражданское неповиновение как политический проект требует соответствующие профессиональные данные, навыки и умения. Члены "Новой Армении" таких навыков не имеют. Они, конечно, оппозиция, но их действия ограничатся лишь заметками в СМИ, максимум, некоторыми столкновениями с полицией", – уверен Бадалян.
Другая ветвь оппозиции – "Армянский национальный конгресс" и Демократическая партия Армении – также имеет свои нерешенные проблемы, продолжил политтехнолог. Так, Демократическая партия, созданная Кареном Демирчяном, как таковая не функционирует полноценно с 2003 года.
"Здесь только АНК имеет некоторый ресурс со своим медиаполем и сетевой структурой по республике, однако этого ресурса также недостаточно для борьбы против властей", – считает Бадалян.
Нет ресурсов для борьбы и у фронта "Не проведете", также входящего в "Новую Армению", уверен эксперт. При объединении все эти силы "дополнительных ресурсов не приобретут".
"Максимум – они могут получить кратковременный пиар-эффект от консолидации", – заявил Бадалян.
Слабость оппозиции, по мнению Бадаляна, напрямую связана со слабостью общества ввиду большой миграции и политического безразличия. На проведение референдума в таких условиях большую роль будет играть именно это отсутствие мотивации что-либо изменить.
В 2008 году на площади Свободы бывали дни, когда собирались 150-200 тысяч человек, однако им не удалось отстранить власть
Время использовать акции протеста в качестве основного политического инструмента эксперт также считает пройденным.
"В 2008 году на площади Свободы бывали дни, когда собирались 150-200 тысяч человек, однако им не удалось отстранить власть. Теоретически 500 тысяч человек способны сменить власть, но вопрос в том, что в Армении уже нет людей, выходящих на улицу. Точка невозврата уже пройдена", – отметил он.
Власти почувствуют реальную угрозу от оппозиции, только если за ней будут стоять зарубежные силы, которые не позволят применять силу против демонстрантов.
"Помимо всего, оппозиция должна иметь хороших организаторов, ресурсы, медиа, огромные финансы, мотивацию среди своих сторонников и вести долгосрочную кропотливую работу", – заключил Бадалян.
Вопрос конституционных реформ мало интересует население Армении, считает блогер "Кавказского узла" Ереванец. По его словам, вывести на улицу большое число людей оппозиции не удастся, а если какие-то протесты 6 декабря и будут, то власти проигнорируют это и "благополучно проведут намеченный референдум".
"Спрашивается, неужели они сами этого не видят? Неужели столько лет безуспешной борьбы их ничему не научили? Неужели не понятно, что против таких методов у властей давно уже выработался иммунитет?" - написал блогер.
Меграбян: оппозиция не может обеспечить себе общественную поддержку
Пока оппозиция не предлагает достаточно внятных конструктивных мер, ограничиваясь в основном протестными лозунгами, сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян.
"Сам вопрос изменения Конституции – вопрос ложной повестки, потому что проблемы Армении не обусловлены тем, что действующая Конституция у нас плохая и необходимо ее заменить. Стало быть, консолидация вокруг отмены предмета ложной повестки также ложна сама по себе", – считает он.
Он выразил сомнение в возможности Фронта создать условия для смены власти. Никаких предпосылок для этого пока что нет.
Одной из главных причин слабости оппозиции является, по мнению политолога, отсутствие общественной поддержки. Кроме того, он также отметил, что в составе Фронта есть политики, которые уже ранее не смогли добиться поддержки общественности в своих инициативах. Нынешняя внутриполитическая ситуация не предполагает, что инициативы оппозиции получат общественный резонанс.
Большой ресурс направлен на манипуляции, вводящие общество в заблуждение
"На данный момент нет никаких предрасполагающих условий, которые смогли бы придать реальным общественным недовольствам определенную динамику и конструктивизм. Большой ресурс направлен на манипуляции, вводящие общество в заблуждение, что делает трудным доведение своей позиции до широких общественных слоев", – отметил Меграбян.
На данный момент, по его словам, для властей страны нет серьезных проблем провести нужный им конституционный проект. Однако вряд ли у властей или оппозиции есть план дальнейших действий по итогам референдума.
"Все спланировали до 6 декабря, до дня референдума, после чего не ясно, что же будет потом. Никто не утруждает себя думать о завтрашнем дне, все обходятся краткосрочными рефлекторными решениями, решающими проблемы текущего момента".