ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Критики законопроекта о поддержке казачества в Волгоградской области заявили об отсутствии конкретизации мер по возрождению казачьей культуры. Также высказаны мнения о необходимости распространения действия закона на казаков, не включенных в реестровые казачьи общества.
Обсуждение законопроекта "О поддержке развития российского казачества на территории Волгоградской области" прошло 29 октября в Общественной палате Волгоградской области по инициативе комиссии палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, делам казачества. В нем приняли участие чиновники, депутаты областной думы, представители общественности, пяти казачьих округов, расположенных на территории региона, передает присутствовавший на обсуждении корреспондент «Кавказского узла».
Разработчики закона заявили о расширении соцгарантий казакам и дополнительной помощи тем из них, кто проживает в приграничных районах
Проект закона "О поддержке развития российского казачества на территории Волгоградской области" был разработан комитетом по делам национальностей и казачества администрации региона весной 2015 года, сообщил председатель комитета Сергей Чернов.
"Таким образом предпринята попытка собрать правовые нормы, касающиеся казачества, в одном документе. Проект закона направлен на усиление содействия гражданам в объединении в казачьи общества, привлечению их к несению госслужбы, на закрепление ответственности исполнительных органов власти всех уровней в регионе, ее эффективное взаимодействие с казачьими обществами, участие в реализации госполитики в отношении казачества», - рассказал Сергей Чернов.
Он отметил, что проект определяет порядок взаимодействия казачьих обществ и органов власти, принципы, направления, формы поддержки казачьих обществ.
"В девяти субъектах РФ приняты подобные законы. 8 сентября на заседании Общественного совета при комитете законопроект был впервые рассмотрен и одобрен, затем опубликован в газете «Казачий круг» для изучения общественного мнения актива казачьих обществ региона. Сейчас в редакцию приходят обращения, которые в целом одобряют закон", - отметил Сергей Чернов.
В то же время, по его словам, законопроект еще не полностью готов к принятию.
«В законопроекте не проставлены приоритеты, необходимо расширить положение о социальных гарантиях казакам, в нем нет конкретизации казачьего землепользования, не обозначена господдержка казачьих обществ, не входящих в госреестр. В проекте закона никак не обозначено казачье кадетское образование и развитие этнокультурного казачьего компонента», - считает Сергей Чернов.
Он обратил внимание на то, что нужны дополнительные преференции казакам, проживающим в районах, граничащих с Казахстаном. «Если мы не сможем закрепить привлекательные условия деятельности там казачьих обществ, через некоторое время мы будем говорить о них в прошедшем времени», - подчеркнул чиновник.
В Волгоградской области этнических казаков примерно 35 процентов населения, или 800-900 тысяч человек, проинформировал в ходе обсуждения замгубернатора Александр Блошкин.
«По переписи населения 18 тысяч человек показали себя казаками», - сообщил Блошкин.
Краевед Евгений Чемякин отметил, что вся территория Волгоградской области являлась казачьей, начиная с XVI века. «Здесь живут потомки тех казаков, которые создавали наш край, они имеют право на такой закон», - заявил Евгений Чемякин.
Новый закон должен систематизировать все то, что накоплено за 20-25 лет в Волгоградской области, отметила депутат облдумы Татьяна Цыбизова.
«Именно столько лет идут процессы возрождения казачества на территории области - отчасти организованно, во много - самостийно. Нет единого методического центра по вопросу казачества, есть многие нерешенные вопросы. За это время накоплен богатый опыт, откристаллизовался казачий актив. Закон нужно доработать, чтобы в нем нашло свое отражение и образование, и этнографический, и исторический компонент. Сегодня необходимо сформировать интеллектуальный потенциал законопроекта», - заявила Татьяна Цыбизова
Депутат отметила, что ориентировочно на 26 ноября планируется проведение парламентского часа, посвященного вопросам казачества.
Казаки заявили, что давно ждут принятия этого закона
Закон нужен, но в нем должны быть прописаны все направления, особенно вопросы поддержки населения, которое живет в хуторах и станицах, высказал свое мнение председатель реготделения "Казачьей партии России" Виктор Селезнев.
О необходимости конкретизировать статьи закона, касающиеся культурной деятельности, заявила директор центра казачьей культуры Волгограда, руководитель ансамбля "Покров" Виктория Путиловская.
«13-я статья законопроекта, в которой отражена культурная деятельность казачьих обществ, отмечена всего двумя абзацами. Меня всегда интересовал вопрос обратной связи закона. Мы имеем семейные казачьи центры, где занимается архивированием материала, сбором этнографической музыкальной информации, но нигде этот материал не аккумулирован. Хотелось бы, чтобы создание центра казачьей культуры имело не общественную значимость, а господдержку», - сказала Виктория Путиловская.
Закон давно ждут казаки, заявил атаман Волжского казачьего округа Сергей Платонов. При этом, по его мнению, "закон должен касаться всего казачества, а не только реестровых казаков".
«Когда читаешь название закона — это вдохновляет, но второй пункт закона говорит, что он относится только к реестровым казачьим обществам. Раньше в Волгоградской области была одна из лучших нормативных баз по вопросам казачества, сейчас мы ее утратили полностью. Этот закон должен касаться всего казачества без исключения», - заявил Сергей Платонов.
С тем, что законопроект необходимо конкретизировать и доработать, согласен и глава Иловлинского муниципального района Александр Егоров.
«В Иловлинском районе все выпускники разъехались, никто не остается, нет работы. Стране не нужны слабые регионы и территории. Почему наши дети не знают казачьей культуры, своих исторических корней, почему становятся террористами, потерялись в этой жизни? В нашей культуре деньги на первом месте. Необходимо вернуть нашу культуру. За нами дети», - заявил Егоров.
Закон должен касаться не только реестровых казаков и должен использовать современные понятия, считают ученые
При разработке законопроекта необходимо обратить внимание на соотношение казачьих обществ и местного самоуправления, считает доктор политических наук, профессор кафедры истории и теории политики волгоградского филиала РАНХ Александр Бардаков.
«Вопросы казачьих местных сообществ решаемы, и их можно реализовать на местном уровне», - сказал он.
В нынешнем виде законопроект не касается основной массы казаков - женщин-казачек и казаков, которые не включены в реестровые казачьи общества, отметила во время обсуждения доктор исторических наук Марина Рыблова.
«Я по профессии этнограф и всегда радела за казачью этничность. Мне с 1991 года, когда был принят закон о репрессированных народах, казалось, что открылась возможность для казаков говорить о себе как об этнической группе. Я с большим скепсисом отношусь к идее реестра и госслужбе. У нас есть закон «О госслужбе российского казачества», и ни для кого не секрет, что он работает очень плохо и мало», - заявила Марина Рыблова
«Будет ли работать новый закон, что он вносит нового? Речь в нем идет о реестровом казачестве, объединенном в казачьи общества. Это значит, что он не касается основной массы казаков — женщин-казачек и казаков, которые не включены в реестровые казачьи общества. Этот закон исходит только из закона о госслужбе, полностью игнорируется то, что было прописано в законе о реабилитации казачества 1991 года. О каком этническом, образовательном или этическо-культурном компоненте мы можем говорить, если предлагаемый нам закон стесняется назвать казаков культурно-этнической группой, как они были названы в законе 1991 года?» - сказала Рыблова.
В законе о репрессированных народах государство брало на себя обязательства выработать комплекс мер по возрождению разрушенного казачьего культурного наследия, отметила она.
«В новом разрабатываемом законе в разделе «культура» две небольшие статьи, которые нам разрешают заниматься проблемами культуры. Я думаю, необходимо возвратиться к закону 1991 году и аккумулировать усилия федеральных и местных властей по выработке и реализации комплекса мер по восстановлению разрушенного культурного наследия казаков. За 25 лет ни одной церкви за госсчет в нашей области восстановлено не было. Сейчас казачьим университетом объявлен московский технический университет, расположенный за тысячи верст от нашего региона», - указала Марина Рыблова.
Первостепенной задачей, по ее мнению, должно стать создание таких культурных, научных и образовательных центров в местах компактного проживания казаков.
«В Волгоградской области основная территория традиционного проживания донского казачества, и нам нужен здесь, в Волгограде, центр, который аккумулирует усилия местных казачьих сообществ, науки, образования, православия. Нужно сделать так, чтобы казачья культура звучала не от фестиваля к фестивалю, а каждый день - чтобы дети могли читать книги по казачеству, чтобы учителя были снабжены этой литературой, чтобы в кадетских корпусах преподавали на основании учебников, написанных грамотными казаковедами. Закон нужно наполнить глубоким смыслом, а не простыми фразами, которые многократно озвучены и не работают», - заключила Марина Рыблова.
Казачье возрождение начиналось как возрождение народа, но об этом в законе практически нет ни слова, отметила кандидат исторических наук Ольга Рвачева.
«К сожалению, закон сохранил все противоречия, которые существуют с 90-х годов в казачьем возрождении, и в этом смысле ни на шаг вперед не продвинулся», - заявила Ольга Рвачева.
По ее словам, в законопроекте не прописаны многие понятия. «Можно лишь догадываться, кого подразумевают под казаками. Но спишем это на то, что документ сырой. Каждую статью необходимо наполнить конкретным смыслом», - сказала Рвачева.
Она подчеркнула, что нужно избавиться от того, чтобы из закона в закон кочевали положения, которые заведомо невыполнимы и которых не существует более в культурной практике.
«Нет больше никакой традиционной формы хозяйствования казачьих обществ. Мне непонятно, почему все время об этом пишут. Не существует больше никакой формы традиционного бытования казаков. Мы можем сохранить то, что осталось в архитектуре станиц, из бытовой культуры, которую собирают по крупинкам этнографы, аккумулировать это в научные статьи и научно-популярные издания», - высказала свое мнение Ольга Рвачева.
По итогам выступлений участники слушаний решили создать рабочую группу по доработке законопроекта.