ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Десять социальных учреждений обследовали в Северной Осетии активисты общественных организаций и инвалиды. Только в трех из этих учреждений обеспечена безбарьерная среда, заявили активисты.
Участники обследования обращали внимание на наличие пандусов, их соответствие стандартам, проверяли контрастную маркировку ступеней, тактильные знаки, аудиовизуальную информационно-справочную систему, наличие мест отдыха и ожидания, а также санузлов, оборудованных для маломобильных людей, заявили они корреспонденту "Кавказского узла".
Три из десяти объектов отвечают требованиям
Лишь три учреждения из десяти обследованных отвечали необходимым стандартам и запросам людей с инвалидностью: комплексный центр социального обслуживания населения Затеречного района Владикавказа, республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Забота" и Центр реабилитации инвалидов и граждан пожилого возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Еще семь объектов оказались недоступны для людей с инвалидностью, заявили организаторы проверки. По их мнению, причиной этого является отсутствие средств для реализации мероприятий по программе "Доступная среда".
положительные примеры адаптированных социально значимых объектов в республике можно пересчитать по пальцам
"К сожалению, положительные примеры адаптированных социально значимых объектов на сегодняшний день в республике можно пересчитать по пальцам. Нельзя сказать, что сдвигов в этом направлении нет, но в сравнении с потребностями людей с инвалидностью они пока ничтожно малы", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" результаты рейдов представитель ОНФ, председатель региональной общественной организации "Мир звуков" Роман Кудренко.
Доступность среды, добавил он, "характеризуется не только архитектурным решением проблемы, доступной в первую очередь должна быть сама услуга, поэтому есть необходимость в таких учреждениях пополнять штатные кадры специалистами, имеющими опыт работы с подобной категорией клиентов".
Не учтены проблемы людей со слабым зрением
Участники рейда проверили и пешеходные переходы со звуковибрационными модулями, информирующими слабовидящих и незрячих пешеходов о том, когда можно переходить дорогу. Там также были выявлены недостатки: требуют ремонта светофоры и специальные дорожки, установленные вблизи здания республиканской организации общества слепых только год назад. Согласно заключению участников рейда, один из четырех модулей вышел из строя, плиты специализированного дорожного полотна покрыты трещинами и сколами.
"У нас есть претензии к качеству выполненных работ. Уложенные плиты - слишком ребристы и затрудняют движение, плюс ко всему многие из них расслоились и раскрошились. Поручни расположены не по всему периметру движения незрячих людей, звуковые сигналы светофоров - очень слабы, поэтому бесполезны", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" участник акции, инвалид первой группы Павел Тигиев.
Анкетирование говорит о существующих барьерах для инвалидов
Помимо рейдовых мероприятий был проведен анкетный опрос 250 респондентов, которым было предложено высказать свою точку зрения о том, как за последние пять лет изменилась ситуация в регионе по доступности объектов и услуг для инвалидов. Большинство опрошенных граждан с ограниченными физическими возможностями отметили, что по-прежнему испытывают трудности с посещением, в частности, организаций здравоохранения, социального обслуживания, объектов горадминистрации, магазинов, а также при пользовании общественным транспортом.
Ситуация с созданием доступной среды для маломобильных граждан в Северной Осетии – непростая, изменения есть, но они точечные
"Ситуация с созданием доступной среды для маломобильных граждан в Северной Осетии – непростая, изменения есть, но они точечные, нет комплексного подхода к решению проблемы. Большая часть зданий и учреждений, вошедших в программу "Доступная среда", не адаптированы", - отметил руководитель региональной общественной организации инвалидов "Независимая жизнь" Сергей Саутин, принявший участие в анкетировании и в проведенных рейдах.
По его словам, есть претензии и к тем объектам, где программа реализовалась. "Необходимо четкое межведомственное взаимодействие и контроль над формированием инфраструктуры, удобной для всех категорий граждан. Его должны осуществлять органы исполнительной власти, организации, контролирующие строительную сферу, органы прокуратуры", – подчеркнул Саутин.
Проект жилья учитывает возможность проживания инвалидов
Доступность каждого социального объекта зависит от площади, его месторасположения, а также ширины тротуара, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" главный архитектор республики Владимир Одинцов.
"Понятно, что пандусом будет занят определенный фрагмент тротуара, и это не должно создавать помех для посещения соседних строений. Ширина тротуара должна позволять обустроить такое сооружение, и, безусловно, в целях безопасности, обязательно надо учитывать близость проезжей части, интенсивность движения, и должны быть установлены соответствующие знаки", - отметил он.
Что касается строящихся жилых домов, то, по словам главного архитектора республики, ни один проект не проходит экспертизу, если там не решены вопросы, связанные с доступностью здания для инвалидов. Вместе с тем, добавил он, решение проблемы не только в том, чтобы инвалид-колясочник попал на первый этаж, нужно также оценить жилое помещение, где он будет жить, и в случае необходимости его увеличить.
"Если заказчиком жилья по социальной программе, к примеру, выступает администрация местного самоуправления, то в сторону увеличения меняются площади квартир первого этажа, предназначенного для проживания инвалидов. Тогда и в техническом задании при проектировании обязательно указывается, что жилье приспосабливается для людей с ограниченными возможностями", - пояснил архитектор, отметив, что по-другому обстоят дела, если инвалидом стал ранее здоровый человек.
Также достаточно сложно решаемой является проблема, когда инвалид-колясочник хочет навестить своих близких и знакомых, которые проживают в многоквартирных домах, построенных 20-30 и более лет назад, или если он решит переехать в другой дом, при строительстве которого факторы доступности не учитывались, заключил Владимир Одинцов.
Как сообщал "Кавказский узел", в связи с тем что в России действие программы "Доступная среда" продлено до 2020 года, активисты общественных организаций Северной Осетии в конце марта высказались за включение в программу новых направлений: реабилитации детей-инвалидов, помощи в трудоустройстве маломобильных жителей, импортозамещению в сфере товаров для граждан с ограниченными физическими возможностями.
В 2014 году под нужды граждан с ограниченными физическими возможностями в Северной Осетии были приспособлены 33 различных учреждения. В 2015 году список учреждений, адаптированных для инвалидов, должны пополнить 38 объектов.
Барьеры нвалиды чувствуют везде в России, но если в Москве и других крупных городах есть какие-то улучшения в этой области, то в провинциях типа РСО с этим беда. Барьеры начинается еще внутри подъезда, когда колсяка инвалида не вмешается в лифт, если живе выше, или отсутсвием пандусов в подезде, если они есть, то они сделаны для галочки как праивло. Еще самая главная проблема, на обсщественном транспорте инвалид - колясочник никуда не сможет поехать, даже не сядт в трамвай или автобус, не говоря о маргрутках, в которые и здоровому человеку не просто попасть....