ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Защита имама Кисловодска Курман-Али Байчорова сочла половинчатым решение президиума Ставропольского краевого суда, направившего апелляцию Байчорова на повторное рассмотрение. Адвокаты рассчитывают добиться отмены приговора, а не лишь пересмотра апелляции.
Как сообщал "Кавказский узел", Предгорный районный суд Ставрополья 12 января приговорил имама Кисловодска Курман-Али Байчорова к 3,5 года колонии и штрафу по обвинению в незаконном обороте наркотиков. Имам вины не признал и настаивает, что наркотики ему подбросили. Ставропольский краевой суд 27 апреля оставил приговор без изменений, но 10 ноября президиум краевого суда признал обоснованной кассационную жалобу Байчорова и направил его апелляцию на повторное рассмотрение.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Курман-Али Байчорова.
Кассационную жалобу Курман-Али Байчорова рассматривала судебная коллегия президиума Ставропольского краевого суда в составе из шести судей.
В начале судебного заседания защита Байчорова заявила ходатайства о ведении аудиозаписи заседания суда, а также видеосъемки. Ходатайства были удовлетворены судом.
Представители защиты в суде дополнили доводы из кассационной жалобы
Адвокат Адам Абубакаров, выступая на заседании, указал на недостаточность вывода судьи, направившей дело на рассмотрение в президиум краевого суда, о том, что нарушения прав Байчорова имели место лишь на стадии рассмотрения в апелляционной инстанции (перед тем как передать в президиум кассационную жалобу, ее изучает краевой судья и если находит основание для рассмотрения ее президиумом, то фиксирует его в своем постановлении, - прим. "Кавказского узла").
"Судья, исследовав дело и передав его на рассмотрение в президиум, указала, что нарушено право на защиту в суде апелляционной инстанции. Однако нарушения права на защиту Байчорова имели место не только в апелляционной инстанции, а с самого начала, с момента его похищения и задержания, а также на стадии предварительного следствия", - заявил в суде Абубакаров.
Адвокат заявил также, что государственный защитник, предоставленный Байчорову следствием, вела процессуальные действия в нарушение интересов подзащитного, вопреки его воле и в нарушение Кодекса адвокатской этики и федерального закона об адвокатуре.
"Адвокат, принимавшая участие в процессуальных действиях с Байчоровым, осуществляя защиту, подписывала документы вопреки воле нашего подзащитного, что и называется нарушением права на защиту. Байчоров обратился в адвокатскую палату, было возбуждено дисциплинарное производство. Решением совета палаты было установлено, что в действиях адвоката имеются нарушения Кодекса адвокатской этики и федерального закона об адвокатской деятельности. За неполные два часа, за которые адвокат успела подписать документы, нарушено шесть статей Кодекса адвокатской этики и федерального закона. Это очень много и достаточно, чтобы признать право на защиту нарушенным", - сказал Абубакаров.
Адвокат Надежда Ермолаева обратила внимание суда на недопустимость таких доказательств по делу, как протокол задержания Байчорова, личного досмотра, административного правонарушения.
"Речь идет о процессуальных нарушениях, о которых говорилось в обеих инстанциях", - заявила Ермолаева.
Кроме того, адвокат назвала несостоятельными выводы экспертов по веществу, обнаруженному, согласно версии следствия, у Байчорова. Защита настаивает, что вещество было доставлено на анализ в экспертное учреждение с процедурными нарушениями, не уполномоченным на то лицом и без должного оформления.
Адвокат Таулан Эбзеев заявил, что подавал замечания на протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции, но они до сих по не рассмотрены.
Адвокат Хеда Расаева назвала все нарушения, допущенные при рассмотрении Байчорова, существенными и просила отменить приговор имаму.
Адвокат Заур Таштамиров указал коллегии судей на то, что в суде первой инстанции он был лишен возможности участвовать в прениях. Это, по мнению Таштамирова, тоже явилось нарушением права на защиту Байчорова.
Суд отменил апелляционное определение, но не приговор
Представитель прокуратуры в свою очередь назвал апелляционное определение и приговор законными и обоснованными и просил доводы кассационной жалобы Байчорова оставить без удовлетворения, а решение судов первой и второй инстанций оставить без изменения.
Защита настаивала, чтобы кассационная инстанция приняла решение об отмене приговора и прекращении производства по делу.
Ни один из адвокатов не просил направить дело на новое рассмотрение, мы просили отменить приговор и прекратить производство по делу
Президиум Ставропольского краевого суда, выслушав доводы сторон, принял решение об отмене апелляционного определения, признав нарушение права на защиту Байчорова на стадии апелляции, и постановил вернуть апелляционную жалобу на повторное рассмотрение.
"Мы рассчитывали на то, что суд отменит и приговор, и апелляционное определение. Приговор не отменен, но считается не вступившим в законную силу. Мы намерены обжаловать это постановление, потому что суд не удовлетворил наше требование. Ни один из адвокатов не просил направить дело на новое рассмотрение, мы просили отменить [приговор] и прекратить производство по делу", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" позицию защиты адвокат Адам Абубакаров.
Апелляционная жалоба, направленная на повторное рассмотрение, будет дополнена, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Алауди Мусаев.
"Сегодняшняя кассационная жалоба была изложена на 50 страницах. Все это ляжет в основу нашего дополнения к апелляционной жалобе", - сказал адвокат.
Он также отметил, что в кассационной инстанции интересы гособвинения представлял заместитель прокурора Ставропольского края, ранее занимавший должность прокурора города Кисловодска, чье бездействие по сообщению Байчорова о совершенном в отношении него преступлении защита просила признать незаконным в Кисловодском городском суде.
"Суд признал незаконным бездействие лишь в части, касающейся следствия, однако бездействие [прокуратуры] - налицо. Материал поступил в конце декабря 2013 года в Кисловодский ОМВД, и надзирал за этим ОМВД прокурор города Кисловодска. Мы были у него на приеме с жалобой на бездействие сотрудников полиции, и в течение двух лет ни одного действия в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении не проведено. Они переписывали один у другого отказные материалы с одинаковыми ошибками. И сегодня оба эти отказные материала отменил и.о. замначальника СО СКР по Ставропольскому краю", - подчеркнул Мусаев.
Сегодняшнее решение - хоть и не то, что мы ожидали, но все же дало нам надежду
Сам Курман-Али Байчоров в судебном заседании не участвовал, рассказала его супруга Фатима Алиева корреспонденту "Кавказского узла".
"Он находится в колонии общего режима в поселке Дыдымкино Курского района Ставропольского края, куда его перевезли еще летом из СИЗО. В колонии нет оборудования для видеоконференции, потому он в сегодняшнем процессе не участвовал", - пояснила супруга Байчорова.
"Сегодняшнее решение - хоть и не то, что мы ожидали, но все же дало нам надежду", - прокомментировала решение суда Алиева.