ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Один миллион рублей должен выплатить Южный военный округ за моральный вред матери доведенного до самоубийства на российской военной базе в Южной Осетии призывника. Фонд "Право матери", представляющий интересы потерпевшей, считает сумму недостаточной и обжаловал 24 декабря этот вердикт.
Как сообщал "Кавказский узел", солдат-срочник, которому был присвоен судебный псевдоним Леонид Леонидов, покончил с собой 31 августа 2013 года. Владикавказский гарнизонный суд установил, что рядовой несколько месяцев подвергался издевательствам и покончил с собой после того, как командир изнасиловал его и избил. 8 октября 2014 года младший сержант Андрей Кабанов получил 9,5 года строгого режима. 31 июля 2014 года рядовые Вячеслав Антонов и Андрей Салтыков, сотрудничавшие со следствием, были приговорены к 2,5 и 3 годам общего режима.
В своем иске Елена Леонидова требовала от структур Минобороны пять миллионов рублей за нанесенный гибелью сына моральный вред. "Истице причинены неизмеримые нравственные и физические страдания, на которые она обречена на всю оставшуюся жизнь. В результате непрекращающихся душевных переживаний ее здоровье ухудшилось и продолжает ухудшаться, у нее ситуационный невроз", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" юрист фонда "Право матери" Татьяна Сладкова, представлявшая интересы матери погибшего в судебном процессе.
"Жизнь для меня разделилась на "до" и "после". В той, прошлой жизни, у меня была семья, дети, дом. Были друзья, мечты и планы на жизнь, работа по специальности, уверенность в завтрашнем дне... Когда сын погиб, вся моя жизнь потеряла смысл. Жить не хотелось, не понимала – почему сердце не остановится, не разорвется от этой боли", - отмечено в тексте речи потерпевшей, приобщенной к иску.
По словам Елены Леонидовой, она не могла находиться в доме, "где все напоминало о сыне". "Собрав кое-какие вещи, фото, я уехала из дома в Оренбург. Обратилась в "Кризисный стационар для женщин". Меня поселили одну, наверное, потому что я все время плакала, чтобы не шокировать остальных постояльцев. Спустя некоторое время, я с большим трудом нашла съемную комнату, куда и переехала из кризисного центра", - пояснила женщина.
По словам истицы, она стала "нервной, раздражительной и плаксивой", поэтому ей пришлось уволиться с работы, на которой трудилась более десяти лет. "Семья распалась, осенью 2013 года я подала на развод, в браке мы прожили 20 лет. В 38 лет я начала жизнь с нуля", - сообщила Леонидова.
По данным фонда "Право матери", с декабря 2012 по ноябрь 2013 года, в воинской части №66431 погибли еще шестеро солдат: 1 декабря 2012 года - Владимир Щербаков (по версии следствия, совершил самоубийство), 9 апреля 2013 года - Вячеслав Улькин (по официальным данным, совершил суицид), 26 июня 2013 года - Кирилл Шлыков, 9 июля 2013 года - Сергей Гоготов, 28 августа 2013 года - Эдуард Маркаров (погиб от удар током, виновным в халатности признан его командир), 2 ноября 2013 года - Игорь Матвеев.
Возражения представителя ответчиков - Минобороны и Южного военного округа - Сергея Дудина, свелись, по словам юриста фонда "Право матери" Татьяны Сладковой, к тому, что мать погибшего уже получила страховку за гибель сына в армии, поэтому компенсация морального вреда "ей не положена", а если и требовать ее – то не со структур Минобороны, а с осужденных за насилие над Леонидом Леонидовым солдат.
Сладкова возражала: получение матерью погибшего страховки не лишает ее права на компенсацию морального вреда. Прокурор Алена Долголева поддержала исковые требования, но посчитала, что их нужно сократить до 2,5 миллиона рублей. 21 декабря суд принял решение удовлетворить иск, снизив компенсацию до 1 млн рублей.
Фонд "Право матери" обжаловал решение суда, настаивая на компенсации в размере 5 млн рублей. По словам пресс-секретаря организации Анны Каширцевой, миллиона рублей явно недостаточно для лечения и реабилитации матери Леонида Леонидова, которая после гибели сына потеряла семью, здоровье, работу.
В настоящее время фонд готовит иск о компенсации морального вреда матери покончившего с собой из-за издевательств командира, двумя месяцами ранее Леонидова, солдата той же в/ч 66431 Кирилла Шлыкова, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" Каширцева. А 27 октября "Право матери" выиграло у Минобороны РФ 500 тысяч рублей за моральный вред матери другого погибшего на военной базе в Южной Осетии солдата Эдуарда Маркарова.
Комментарии представителей Минобороны в связи с решением суда пока не поступали.
Как сообщал "Кавказский узел", войсковая часть №66431, расквартированная в Южной Осетии, выступала ответчиком не только на процессах, связанных с гибелью солдат. Так, в августе 2011 года суд в Татарстане обязал войсковую часть №66431 выплатить местному жителю компенсацию морального вреда в связи с травмами, полученными им во время прохождения службы.