20:15 / 29.01.2016Власти Абхазии назвали антитурецкие санкции шансом для своей экономики

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Санкции в отношении Турции не ударят по экономике Абхазии и помогут развитию сельского хозяйства, заявил вице-премьер республики Шамиль Адзимба. Турецкие продукты для абхазских предпринимателей дороже российских аналогов, поэтому рынок республики ориентирован на Россию, отмечают опрошенные "Кавказским узлом" оптовики.

Как сообщал "Кавказский узел", 15 января власти Абхазии утвердили перечень ограничительных мер, которые будут применяться в отношении Турции. Это, в частности, запрет на ряд продуктов, приостановка деятельности турецких некоммерческих организаций, а также запрет для турецких бизнесменов участвовать в реализации инвестиционной программы республики. Своим решением власти Абхазии поддержали санкции, которые ранее в отношении Турции ввела Россия.

Отношения между Россией и Турцией резко обострились после того, как 24 ноября 2015 года российский бомбардировщик Су-24 был атакован ВВС Турции на границе Турции и Сирии. Пилот самолета погиб, штурману удалось спастись. Россия ввела против Турции специальные экономические меры, запрещающие импорт турецких товаров и чартерные авиарейсы между странами, а также вводящие ограничения на работу граждан Турции на территории России. Кроме того, Россия в одностороннем порядке приостановила безвизовый режим с Турцией.

Власти рассчитывают, что санкции против Турции подтолкнут вперед экономику Абхазии

В полный перечень турецких товаров, ввоз которых в Абхазию с 1 марта будет запрещен, попали все виды рыбы и продукты из нее, такие как, например, рыбная мука, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" вице-премьер Абхазии Шамиль Адзимба. Что касается овощей, то под санкции попали картофель, томаты, лук репчатый, лук-порей и лук-шалот, чеснок, все виды капусты, огурцы, цитрусовые, виноград, дыни, арбузы, яблоки, груши, айва, абрикосы, вишня, черешня, персики, нектарины и сливы.

"Ограничения не касаются товаров, ввозимых для личного пользования в разрешенном объеме. Он определен в размере 50 килограммов", – уточнил Адзимба.

По его словам, практически все из перечисленных овощей и фруктов растут и в самой Абхазии, поэтому санкции в отношении Турции "могут стать отправной точкой для восстановления и развития сельского хозяйства республики".

"И персики, и виноград, и дыни, тем более цитрусовые, помидоры, огурцы мы можем выращивать сами, они у нас растут, есть сады. Картофель на наших почвах не вырастает, но мы его не только из Турции получали – из России всегда был наиболее больший объем ввоза", – подчеркнул Адзимба.

Что касается промышленных товаров, то в Абхазию в основном завозятся стройматериалы, горюче-смазочные материалы, тракторы и самосвалы, оборудование для переработки рыбы. Все товары прибывают по морю через Сухумский и Очамчирский порты, сообщил заместитель председателя таможенного комитета Абхазии Ушанги Квициния. Из республики в Турцию экспортируются уголь и угольный шлам, лесоматериалы и лом черных металлов.

По словам Квицинии, в 2015 году на Турцию и Россию приходилось 83% всего товарооборота: 65% – на Россию, а 18% – на Турцию. В 2015 году импорт из Турции сокращался в связи с ростом курса доллара и резким подорожанием турецкой продукции. В 2012-2014 годах товарооборот по импорту из Турции составлял около 2 млрд 100 млн рублей, а в 2015 – 1 млрд 400 млн. Многие абхазские предприниматели ушли на российский рынок, пояснил Квициния в опубликованном 3 декабря 2015 года интервью "Нужной газете".

Переориентация на российский рынок овощей и фруктов уже произошла

Сотрудничество с турецкими партнерами усложнилось после того, как в результате роста курса доллара оптовые цены выросли в два раза, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сухумский предприниматель Тимур Лакоба, владеющий пятью магазинами по торговле овощами и фруктами.

"Стало сложно, нужно было срочно искать другие рынки сбыта, потому что я бы работал себе в убыток, республика у нас небогатая, у людей денег немного", – пояснил Лакоба.

Предпринимателю пришлось срочно выходить на российский рынок, и уже год он работает с поставщиками из России.

"Продукция покупателям нравится. Картофель, свекла, морковь, капуста – это все воронежское, яблоки и подсолнечное масло – кубанские. Цены в два раза дешевле, чем у турецких партнеров", – сказал он.

Так, килограмм турецкого картофеля оптом стоит 15 рублей, а от российских производителей выходит 6-7 рублей; оптовая стоимость свежей капусты из Турции доходит до 18 рублей за килограмм, а в России Лакоба закупает ее по пять рублей за килограмм.

Вместе с тем предприниматель считает, что введение санкций не приведет к полному закрытию турецкого рынка для жителей Абхазии.

"Я, конечно, не верю, что торговля товарами, которые попали в список запрещенных, прекратится. Их как завозили, так и будут завозить, если будет спрос. Такая же ситуация с Грузией: у нас нет вообще никаких отношений, но продукцию оттуда везут много лет", – пояснил Лакоба.

В декабре 2015 года стало известно, что Абхазия вводит запрет для кораблей Турции на ведение рыбного промысла в водах республики. Турецкие суда вылавливали по контрактам около 85% хамсы у берегов Абхазии, поэтому запрет на их промысел может привести к остановке рыбной отрасли республики, заявляли тогда эксперты.

Рынок рыбных товаров может пострадать от санкций

Такую же позицию выразил и владелец сети рыбных магазинов Виталий Хагба. По его словам, доля грузинских продуктов и товаров на абхазском рынке вообще не учитывается.

"Контрабанду везут в Абхазию через границу, я сам закупаю рыбу из Грузии. То же самое будет и с Турцией. У нас законы принимают для видимости", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Хагба.

По его словам, серьезные трудности в Абхазии испытывает рыбный бизнес – в связи с запретом турецким судам на ловлю в водах республики. Новый запрет на ввоз рыбы окончательно добьет его бизнес, считает Хагба.

"Россия ловит рыбу, но это крайне мало. У меня бизнес держался в основном на турецкой продукции, я имею виду соленую, копченую продукцию, консервы. Теперь закупать нужно в России, в Москве, в Ростове, но и они получают рыбу с Дальнего Востока – пока до нас доедет, "золотая" станет", – пояснил Хагба.

Распоряжение о принятии Абхазией санкций в отношении Турции подписано согласно договору между Абхазией и Россией о союзничестве и стратегическом партнерстве, который вступил в силу 5 марта 2015 года и предусматривает проведение скоординированной внешней политики. 

Решение Абхазии обусловлено договором о партнерстве с Россией

Присоединение Абхазии к антитурецким санкциям – первый пример реализации на практике пункта договора о союзничестве и стратегическом партнерстве России и Абхазии о скоординированной внешней политике, считает главред интернет-издания "Сухум – Москва" Антон Кривенюк. По его мнению, издержки, связанные с ограничением на импорт товаров из Турции, будут минимизированы за счет переориентации поставщиков на другие рынки.

Турция, отмечает Кривенюк, не признает Абхазию на официальном уровне, а на активную торговлю через абхазские порты закрывает глаза, так как это приносит доход.

"Официальному Сухуму не стоит разменивать постоянные и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией на призрачные и не понятные отношения с Турецкой Республикой", – написал Кривенюк сегодня в заметке на сайте издания "Сухум – Москва".

Поддержал введение санкций против Турции и блок оппозиционных сил Абхазии, выступив с заявлением, в котором говорится о необходимости исполнять соглашение о союзничестве и стратегическом партнерстве. Вместе с тем важно не терять связи с абхазской диаспорой в Турции, подчеркнули оппозиционеры.

"Мы считаем, что правительство Абхазии должно сделать все от него зависящее, чтобы в результате вводимых санкции не прервались контакты нашей диаспоры в Турции с их исторической Родиной", – говорится в заявлении, опубликованном 12 января агентством "Абхазия-Информ".

Автор:Анна Грицевич