ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд на территории 102-й российской военной базе в Гюмри сегодня допросил в качестве свидетелей двух военнослужащих, которые участвовали в задержании Валерия Пермякова*.
В ночь на 12 января 2015 года в Гюмри были убиты шесть членов семьи Аветисян, спустя неделю единственный выживший при нападении на семью шестимесячный ребенок скончался в больнице. Подсудимым по делу об убийстве проходит российский военнослужащий Валерий Пермяков. 12 августа 2015 года он уже был приговорен к 10 годам лишения свободы по обвинению в дезертирстве, хищении и незаконном ношении оружия.
Как информировал "Кавказский узел", процесс по делу Пермякова проходит на территории 102-й российской военной базы в Гюмри. Потерпевшая сторона 18 января призвала перенести процесс в Ширакский областной суд, однако ей было отказано. Пермяков официально признан вменяемым, на суде он признал вину в убийстве.
Сначала показания на суде сегодня дал сержант Степа Сумбулян, который вместе с начальником погранотряда 102-й российской военной базы Михаилом Хачатряном разыскивал Валерия Пермякова и участвовал при его задержании.
«На приказ остановиться Пермяков не остановился, продолжал двигаться вперед, тогда Хачатрян выстрелил в воздух, после чего остановился. Хачатрян перешагнул через колючую проволоку, затем подошел Махсудян. Пермякова связали, после уже минут через 10 подоспела оперативная группа и его увезли на машине УАЗ по направлению к селу Ахурик Ширакской области», – рассказал Сумбулян.
По его словам, он направил фонарь на задержанного, сразу узнал, что это Валерий Пермяков, – тот, кого разыскивают, кто подозревается в преступлении. О самом преступлении, по словам Сумбуляна, он узнал из СМИ.
Пермяков весь дрожал, глаза были наполнены слезами
При задержании Пермяков не оказывал сопротивление, отметил Сумбулян. «Он весь дрожал, глаза были наполнены слезами. Капитан Хачатрян спросил, он ли убил Аветисянов. Пермяков ответил, что он никого не убивал», – сказал свидетель, который в тот день был на дежурстве.
Дежурство Сумбулян, согласно его показаниям, принял за 10 минут до задержания Пермякова. По его словам, было объявлено чрезвычайное положение, всех предупредили усилить контроль, чтобы подозреваемый не сбежал.
Он также отметил, что обычно на этом участке – на большаке у Баяндура – контроль производится не усиленный. «Лишь в связи с объявлением чрезвычайного положения нам сказали, чтобы усилили контроль», – сообщил свидетель.
Адвокат правопреемников семьи Аветисянов Лусине Саакян поинтересовалась, как Сумбулян мог сразу узнать Пермякова, если в начале допроса он заявил, что не знаком с ним, тем более, что тот в момент задержания был в гражданской одежде.
Степа Сумбулян ответил, что за день до задержания он по телеканалу «Шант» узнал, что было совершено преступление.
«По ТВ показали фотографию Пермякова и сказали, что он подозревается в преступлении?» – спросила адвокат. На что Сумбулян ответил, что «фотографии не видел, но слышал о нем».
Представитель правопреемников Аветисянов Артур Сакунц поинтересовался, не пахло ли от Пермякова сигаретами и алкоголем? Сумбулян ответил, что нет.
От Пермякова не пахло алкоголем и сигаретами
Свидетель также добавил, что сам лично еще до задержания Пермякова принимал участие в розыскных мероприятиях в Гюмри.
В частности, по его словам, в 4.00 12 января 2015 года по приказу капитана Хачатряна, взял поисковую собаку и прибыл в Гюмри к памятнику «Мать-Армения», близ которого и находится военная база. Собака взяла след Пермякова у крепостных стен базы, там же нашли его головной убор.
«Следы Пермякова повели нас к улице Ширакаци в Гюмри, свернули налево, собака обнаружила следы от военных сапог, затем собака остановилась перед одним частным домом», – рассказал Сумбулян.
По его словам, он оттащил собаку, поскольку ворота были закрыты, но собака снова побежала к воротам. После этого, как рассказал Сумбулян, пришли двое вооруженных армянских правоохранителей, а затем и оперативная группа. «И меня отослали назад», – сказал военнослужащий.
Свидетель заметил, что поисковая собака может работать порядка трех часов после обнаружения следа. «К поискам подключили только одну собаку, через три часа она перестала эффективно работать», – заявил Сумбулян.
Артур Сакунц поинтересовался, были ли вооружены военнослужащие при розыске Пермякова. Сумбулян ответил, что они знали, что сбежавший солдат был вооружен, но у него самого не было оружия с собой.
Суд также допросил члена оперативной группы Эдгара Торосяна, который участвовал в задержании Пермякова. По его словам, армянские правоохранители в ту ночь у Торосяна спросили, куда повели Пермякова после задержания.
Следующее заседание суда назначено на 26 февраля.
Из 34 свидетелей, проходящих по данному делу, на сегодняшний день допрошены 14, в том числе родственники семьи Аветисянов.
События вокруг массового убийства в Гюмри "Кавказский узел" освещает на тематической странице "Расстрел семьи в Гюмри". В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" размещена биографическая справка Валерия Пермякова. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована подборка блогерских постов об убийстве Аветисянов "Трагедия в Гюмри глазами блогеров "Кавказского узла".
*Примечание "Кавказского узла" от 13.02.2016 0:05: предложение изменено.