Армянская телекомпания "Абовян", придя к компромиссу с местными властями, под давлением которых ей пришлось покинуть эфир, вновь вышла в эфир.
12-дневный простой региональной телекомпании "Абовян", которая обслуживает одноименный город, расположенный в 15 км от Еревана, по сути дела, явился испытанием способности этого СМИ противостоять давлению со стороны властей накануне грядущих в следующем месяце местных выборов.
Начало скандалу было положено 24 августа. В этот день в редакцию вошли несколько неизвестных, которые заявили о своем недовольстве работой журналистов, в частности, их критическими сюжетами на тему городского благоустройства.
Пришедшие избили учредителя телекомпании Арташеса Меграбяна и исполнительного директора Азнив Чизмечян, забрали из студии кассету с отснятым материалом и видеокамеру, которую, правда, через час вернули.
По словам А.Чизмечян, на следующий день ее привели в городское отделение милиции, но, как оказалось, не для взятия свидетельских показаний. В участке ее встретил мэр города Каро Исраэлян, который в присутствии одного из нападавших угрожал журналистке, а также ее сыновьям.
После этого Чизмечян направила жалобу министру внутренних дел Армении, и, забрав детей, покинула город.
Через несколько дней Арташес Меграбян заявил во всеуслышание о новых угрозах в свой адрес и предъявленных ему анонимных требованиях транслировать только рекламные ролики в поддержку действующего мэра.
Меграбян также покинул город. В отсутствие руководства телекомпания 6 сентября вообще прекратила вещание.
Независимая пресса Армении, как и многие общественные организации, напрямую связывает происшедшее с приближающимися выборами в органы местного самоуправления, назначенными на 20 октября.
Несколько профессиональных организаций Союз журналистов Армении, Ереванский пресс-клуб, "Интерньюс", Ассоциация расследовательской журналистики обратились к президенту страны с просьбой обеспечить всем средствам массовой информации свободу и безопасность в период освещения хода предвыборных кампаний и самих выборов.
Во всей этой истории существует, однако, и другой аспект. По утверждению ряда местных журналистов, телекомпания практически открыто участвовала в "разборке" между мэром Исраеляном и группой местных предпринимателей, будучи на стороне последних. В частности, телекомпания широко продемонстрировала сюжет, в котором привела оскорбительные высказывания мэра в адрес этих бизнесменов. После этого предприниматели подали иск в суд и выиграли дело. Весь процесс телекомпания широко и подробно освещала.
Серия встреч и обсуждений причин и последствий нападения на телеканал проходила в течение этого месяца на самых разных уровнях, в том числе с участием представителей дипломатических миссий, аккредитованных в Армении. Эти усилия увенчалась видимым успехом: к середине сентября скрывавшиеся руководители телекомпании вернулись домой, а 18 сентября "Абовян" уже был в эфире.
Исполнительный директор Азнив Чизмечян сдержанно сообщила зрителям, что инцидент исчерпан, однако телекомпания не будет менять направленности своих программ. Одновременно в эфире "Абовяна" выступил и мэр Каро Исраелян, который принес извинения, хотя и безадресные.
По мнению ряда политических обозревателей, заинтересованные стороны мэр города и бизнесмены, "заказавшие" кампанию в СМИ против местной администрации, по всей видимости, успешно достигли компромисса. В преддверии выборов они, возможно, предпочли остаться на исходных позициях, так или иначе соблюдя каждый свой интерес.
Глава миссии ОБСЕ в Армении посол Рой Рив, комментируя инцидент в Абовяне, заметил: "Армянские СМИ все еще испытывают трудности в плане свободы слова". Ставший знаменитым в эти дни мэр Абовяна Каро Исраелян видит проблему по-другому. "Я никогда не выступал против свободы слова. Но не допущу, чтобы журналисты говорили все, что им заблагорассудится", - заявил он журналистам. "Уверен, что власти понимают, что давлением и угрозами ничего добиться не смогут", - сказал президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян. "Они должны помнить, что журналисты могут выполнять свою работу честно и объективно только в условиях свободы, безопасности и неприкосновенности, что и закреплено в законах нашей страны".