15:55 / 15.03.2016Черкесские активисты сочли провокацией попытку ликвидации "Адыгэ Хасэ"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Политический подтекст увидели в иске Минюста о ликвидации движения "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" черкесские общественные деятели. Ситуация вокруг движения будет обсуждаться на заседании представителей черкесских организаций юга России 17 марта.

Как писал "Кавказский узел", 10 марта в Верховном суде Карачаево-Черкесии прошло предварительное слушание по иску управления Минюста РФ по Карачаево-Черкесии о ликвидации республиканского движения "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент".

Организация нарушает законодательство РФ, а ее деятельность выходит за рамки положений устава, сказано в иске управления Минюста по КЧР, направленном в суд 24 февраля.

"Отчетно-выборный съезд движения "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" от 27 июня 2015 года проведен с грубыми нарушениями, приняты решения, выходящие за рамки полномочий организации", – сказано в иске. По данным Минюста, был "нарушен порядок созыва и проведения съезда", "равенство прав участников съезда", "правила составления протоколов", "у лиц, выступавших от имени участников собрания, отсутствовали полномочия". Кроме того, по данным ведомства, "председатель организации не исполняет свои обязанности в уставе, а сводит свою работу только к публичным выступлениям".

Со своей стороны руководитель движения Мухамед Черкесов назвал необоснованными исковые требования Минюста, заявив, что организация работает строго в рамках уставной деятельности. 

Следующее заседание суда назначено на завтра, 16 марта.

Хатажуков: ситуация вокруг "Адыгэ Хасэ" вызвала огромный общественный резонанс

Попытка ликвидации "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" Карачаево-Черкесии является грубой политической провокацией, считает руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков.

"Эти действия направлены на дискредитацию и смещение лидера движения Мухамеда Черкесова и одним из этапов полного и окончательного уничтожения независимого черкесского движения", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Валерий Хатажуков.

По его мнению, эти действия носят заказной характер. "Об этом свидетельствуют методы, которыми пытаются расправиться с организацией, и абсурдность предъявляемых обвинений. Например, как можно объяснить, что в Минюсте РФ по КЧР срочно созывается комиссия для вскрытия письма "Адыгэ Хасэ" с материалами об исправлении нарушений, указанных в уведомлении, – там оказываются чистые листы. Убежден, что такое не практикуется в этом учреждении в отношении подобного рода корреспонденций", – считает правозащитник.

После внеплановой проверки движению "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" дважды выносились предупреждения об устранении нарушений, а затем было направлено уведомление о приостановлении его деятельности, заявил в ходе заседания суда 10 марта начальник отдела по делам НКО управления Минюста РФ по КЧР Заур Боташев. По его словам, организация не исполнила требование устранить нарушения до 22 февраля. В исковом заявлении управления Минюста говорится, что документы от организации поступили только 29 февраля, при вскрытии конверта была созвана комиссия управления, члены которой утверждают, что в конверте были чистые листы.

Также Хатажуков считает абсурдными обвинения Управления Минюста по КЧР в адрес Мухамеда Черкесова в том, что он занимается больше публичной деятельностью и не уделяет внимания уставным задачам.

"В иске Минюста говорится о том, что отчетно-выборный съезд, состоявшийся 27 июля 2015 года, прошел с грубыми нарушениями. Но если это на самом деле так, и эти нарушения действительно имели место, почему о них ничего не говорится в акте проверки, которая прошла вслед за съездом 18 августа 2015 года? И таких вопросов возникает множество", – подчеркнул Валерий Хатажуков.

Ситуация, складывающаяся вокруг черкесского "Адыгэ Хасэ" уже вызвала огромный общественный резонанс не только на Северном Кавказе, но и в Турции, на Ближнем Востоке, Европе, Америке, добавил руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра.

"Возникает совсем не риторический вопрос: кому это выгодно? Наверное, каким-то российским ведомствам, "конторам" со специфическим родом деятельности, которые, скорее всего, и стоят за всей этой шумихой. Но это точно не соответствует объективным интересам России, потому что подрывает ее авторитет и в среде северокавказской диаспоры, которая считает ее своей исторической родиной и в своем подавляющем большинстве лояльно и дружески настроена в отношении российского государства", – заключил Валерий Хатажуков.

Бешто: пытающиеся сохранять независимость организации становятся для власти неугодными

Попытка ликвидации "Адыгэ Хасэ " в КЧР – это на самом деле продолжение и естественное следствие шагов, сделанных в прошлом году, когда был создан единый Союз черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесии, убежден руководитель регионального общественного движения "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто.

Как писал "Кавказский узел", четыре организации вошли в созданный 31 июля 2015 года единый Союз черкесских (адыгских) общественных объединений Карачаево-Черкесии. Новое объединение заявило о готовности сотрудничать с властями. Главой Союза был избран руководитель комитета Народного собрания КЧР по промышленности, транспорту, строительству, связи и энергетике Крым Казаноков. Черкесские лидеры республики назвали создание союза попыткой власти взять под контроль общественную жизнь черкесов.

"Тогда относительно независимую общественную организацию хотели заместить в МЧА группой "послушных угодников", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Аслан Бешто.

По его словам, "рейдерский захват "Адыгэ Хасэ" тогда не удался", а теперь организацию вообще хотят заместить созданным в июле 2015 года союзом.

"Сложилась удивительная ситуация, когда власти на местах сами назначают в руководство общественных организаций своих людей, а затем выдают мнения общественных организаций, руководимых своими назначенцами, за глас народа", – отметил Аслан Бешто.

По его мнению, такой метод с каждым разом увеличивает разрыв между властью и народом.

"Общественные организации призваны по своей сути служить посредниками между официальной властью и народом. Вместо этого нам предлагается суррогат. Те же общественники, продолжающие иметь своё собственное мнение и пытающиеся сохранять независимость своих организаций, становятся для власти неугодными, с ними прекращается всяческий контакт. В итоге организация не может вообще выполнять какие-либо задачи, для которых и была создана", – считает Аслан Бешто.

В такой ситуации руководителей таких общественных организаций даже не удосуживаются выслушивать, добавил Бешто.

"Примерно всё это и происходит сейчас с "Адыгэ Хасэ" КЧР и его руководителем Мухамедом Черкесовым. Эти действия напрямую увязаны с тем, что Черкесов осмеливался на протяжении ряда лет иметь собственное мнение и высказывать его открыто", -добавил Бешто.

Он не исключил, что в ликвидации движения заинтересованы республиканские власти. "В связи с этим мы намерены провести заседание по разбору сложившейся ситуации", – заключил Бешто.

Жужуев: ликвидация "Адыгэ Хасэ" вызовет напряженность в обществе

После появления в СМИ информации о судебном процессе по ликвидации движения "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" Карачаево-Черкесии черкесские активисты из разных регионов выразили недовольство и тревогу в связи с происходящим, сообщил председатель общественного движения "Молодёжное Адыгэ Хасэ" КЧР Тимур Жужуев.

"17 марта, то есть на следующий день после заседания по иску о ликвидации "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент", в Черкесск съедутся представители черкесских организаций Кабардино-Балкарии и Адыгеи. Пройдет заседание совета движения "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" КЧР с участием черкесских активистов трех республик. Заседание открытое, приглашены все желающие", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Тимур Жужуев.

"Мне трудно предполагать, что и кто стоит за попыткой ликвидировать движение "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент". Но точно знаю, что местные власти будут довольны, если этой организации не будет", – добавил Жужуев.

По его мнению, "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" – единственная черкесская общественная организация, которую признает черкесский народ.

"Поэтому я считаю, что нельзя принимать решение о закрытии "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" Карачаево-Черкесии. Это может вызвать напряженность в обществе", – заключил Жужуев.

Комментариями представителей управления Минюста по КЧР и республиканских властей относительно заявлений о провокациях и политическом подтексте иска о ликвидации "Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент" "Кавказский узел" не располагает.

Автор:Ася Капаева
15.03.2016 в 20:41101

Вам лучше не думать)

15.03.2016 в 21:52Игорь Сажин

Закрывать-то зачем. То что закроешь будет существовать в скрытом состоянии. Лучше было бы обнять и пригреть НКО, сделать его союзником. Закрытие НКО бессмысленное действие. Себе же хуже делают. Кстати сравнение с Меджилисом не корректно... Очень разные структуры. Черкесский парламент рожден и живет в полузакрытом обществе, а Меджлис и родился в свободе и жил долгое время свободе.

16.03.2016 в 11:34` Rock`

,,, да, бессмысленная акция,,, очень похоже на выходку зазнавшегося вельможи или сведение счётов,,, если ето-то совершил деяние, пусть отвечает лично, но не всё движение,,,

15.03.2016 в 19:19tiotia

Я думаю,что власти боятся,как бы из Черкесского парламента - Адыге-Хасе не вылупилась организация вроде Меджлиса крымско-татарского народа.Решив давить в зародыше,давят там,где и зародыша нет.

15.03.2016 в 18:34Игорь Сажин

Вот минюстовцы не понимают, что если организация будет закрыта по формальным признакам, а не по смысловым, то это показатель плохой работы минюста Карачаево-Черкесии. Бизнес-сообщества можно закрыт по формальным признакам, потому что формальные признаки бизнеса направлены прежде всего на выплату налогов. Общественные структуры по формальным признакам нельзя закрыть, потому что все формальные признаки общестенных организаций направлены прежде всего на учет интересов людей состоящих в сообществе, т.е. на сохранение стабильной и долгой работы общестенной структуры. Т.е. закрытие общественной организации по формальным признаком может не может произвестись из вне, оно может произвестись только из нутри. Т.е. НКО само должно просить МЮ о закрытии. Из вне закрытие это лишение людей права собираться в сообщества. 

Я считаю, что суд должен послать МЮ К-Б подальше!