В палаточном лагере чеченских беженцев "Рассвет" в станице Слепцовская Республики Ингушетия продолжается акция правозащитника Сулумбека Таштамирова, объявившего бессрочную политическую голодовку. Руководитель чеченской правозащитной организации "Синтар" Таштамиров голодает с 24 сентября в знак протеста против продолжающегося кровопролития на территории Чеченской Республики.
Он требует от руководства Российской Федерации решения политических вопросов. Это предоставление гарантий безопасности и неприкосновенности для президента и депутатов парламента ЧРИ, обеспечение условий для осуществления президентом и депутатами парламента ЧРИ своих полномочий по разрешению военно-политического конфликта, предоставление народу возможности общения с избранными на демократических выборах представителями.
Голодающего ежедневно приходят поддержать люди. Под требованиями правозащитника собрано уже порядка 500 подписей. "Не знаю, сколько я смогу продержаться ? 15-20 дней, - говорит Таштамиров. ? Но акцию мы будем только расширять".
Организация "Синтар" начала свою деятельность в 1999 году и долгое время существовала без регистрации. "Специализация" "Синтара" - акции протеста: митинги, пикеты. Таштамиров еще в 1996-99 годах в Грозном был инициатором сборов оппозиции в центре Грозного и так называемых "радуевских" митингов.
В прошлом году именно организация "Синтар" стала устроителем голодовки в палаточном лагере. Тогда в акции участвовали сами беженцы: сначала их было 11, потом к ним присоединилось еще 26. В той голодовке принял участие и известный российский правозащитник Александр Любославский. "Мы не афишировали свою деятельность, - рассказывает Сулумбек Таштамиров. - Хотя кое-где в печати и прозвучало о нашей принадлежности к той акции".
В день начала голодовки требования Сулумбека Таштамирова были поддержаны многими общественными и правозащитными организациями Чечни. В знак солидарности с голодающим чеченские неправительственные организации и общественные деятели 26 сентября создали политическую коалицию "Народное единство". В нее вошли Антивоенный Конгресс, Институт "Ламаст", Чеченский Комитет Национального Спасения, Независимый Консультативный Совет и другие.
"Главная цель создания нашей коалиции, - говорит обозреватель журнала "За права человека" Мурад Нашхоев, - это, прежде всего, стремление сплотиться. Мы все совершенно разные люди, и направления деятельности наших организаций тоже не всегда совпадают. Но у нас есть кое-что общее. Это желание помочь нашей родине и нашим людям".
Инициативу чеченских правозащитников поддержали и многие российские политики и общественные деятели. По информации сопредседателя коалиции руководителя Антивоенного конгресса Саламбека Маигова, официальное согласие возглавить наблюдательный совет "Народного единства" дал при личной встрече бывший спикер российского парламента Иван Рыбкин, известный как активный сторонник переговорного вопроса по Чечне.
В состав наблюдательного совета также вошел руководитель департамента политики "Новой газеты" Борис Кагарлицикий, предварительное согласие на участие в совете дал депутат Государственной Думы Юрий Щекочихин, также участник (вместе с Рыбкиным) недавней переговорной встречи в Лихтенштейне по чеченской проблеме.
10 октября в том же палаточном лагере "Рассвет" должна состояться встреча граждан с лидерами общественных объединений и политическими деятелями России. По словам председателя ЧКНС Руслана Бадалова, уже достигнута договоренность с президентом российского Союза Промышленников и Предпринимателей Аркадием Вольским, президентом Торгово-Промышленной Палаты России бывшим премьер-министром России Евгением Примаковым и рядом других российских политиков.
Ингушские власти не совсем охотно допускают проведение акции. Сопредседателя коалиции и руководителя культурно-политического института "Ламаст" Лему Шахбулатова уже забирали на допрос в уголовный розыск. 3 октября в связи с голодовкой у него состоялась беседа с заместителем главы администрации Сунженского района Ингушетии, на территории которого расположен лагерь, Гандалоевым. Чиновника, по словам Лемы, интересовал вопрос "кем санкционирована акция", и, узнав об отсутствии разрешения на проведение акции, он был недоволен. "Но мы все равно будем продолжать", - говорит Шахбулатов.