Не так давно вице-спикер Парламента Армении Гагик Асланян возмущался тем, что "во многих случаях сами журналисты определяют и диктуют ход развития политических событий". Если это действительно так, то, как бы подобные высказывания ни льстили журналистскому тщеславию, вероятно, следовало бы крепко задуматься, почему это армянское общество оказалось в ситуации 70-80 годов XIX столетия, когда еще не существовало ни одной армянской политической партии и единомышленники объединялись вокруг редакций газет, будь то "Юсисапайл" в Петербурге, "Армения" в Марселе или "Мшак" в Тифлисе, редакторы и ведущие сотрудники которых - Микаэл Налбандян, Мкртыч Португалян, Григор Арируни и Раффи - выполняли одновременно функции политических лидеров нации. В начале 90-х годов того же века появились армянские политические партии, и каждый стал заниматься своим делом. Политики - своим, журналисты - своим.
Теперь же выясняется, что полтора века спустя, когда политических партий в Армени больше ста, политику все же делают журналисты. Думается, что это еще один миф по поводу "четвертой власти" и ее роли в армянском обществе. И мифов таких предостаточно.
О том же, что происходит на самом деле, дает определенное представление исследование, проведенное весной нынешнего года Армянской социологической ассоциацией по заказу американской неправительственной организации IREX/ProMedia.
Целью программы, возглавляемой председателем Армянской социологической ассоциации, доктором философских наук Геворком Погосяном, являлось изучение читаемости газет в Армении, выявление причин сокращения читательской аудитории и возможности ее расширения. Забегая вперед, скажем, что ничего особенно нового и тем более неожиданного результаты исследования не содержат, однако важно уже то, что наши собственные наблюдения получили фактологическое подтверждение.
Если же говорить о приятных неожиданностях, то главной из них, безусловно, стал тот выявленный социологами факт, что больше половины населения Армении (51,8%) все-таки продолжают читать газеты. Мы намеренно использовали формулировку "продолжают читать" для того, чтобы подчеркнуть ошибочность распространенного мнения (его отчасти разделяли и мы), будто сегодняшние наши читатели - это люди старшего поколения, приобретшие привычку читать газеты в советские времена. Оказывается, и это уже вторая радостная неожиданность, что читателей старше 45 лет - менее 40%, 30-44 лет - 34,5%, а 18-29 лет - 27,1%.
Другой, не менее важный и интересный пункт опроса: читать-то читают, но как относятся к прочитанному, доверяют ли? Тут итог вроде бы ясен изначально: неужели в обществе, где никто никому не доверяет, газеты могут стать исключением? Однако только 22% опрошенных заявили, что не доверяют ни одной газете, и эта цифра особенно накануне выборов представляется достаточно низкой, ибо получается, что 78% читателей каким-то газетам все же доверяют.
Кому именно? К сожалению, из приведенных итогов опроса это трудно понять. Судите сами. 1,4% опрошенных доверяют всем газетам! Оппозиционным - 20,6%, официальным - 20,3%, частным - 7,6%. Честно говоря, разделение газет по указанному принципу не представляется нам удачным. Мало что проясняют и комментарии, тем более что они не иллюстрируются конкретными примерами.
Возможно, косвенный ответ на этот вопрос содержит сводная таблица десяти наиболее популярных газет Армении: "Етер" (28,7%), "Иравунк" (23,4%), "Аравот" (23,1%), "Азг" (13,4%), "Голос Армении" (12,1%), "Айастани Анрапетутюн" (8,6%), "ТВ Канал" (7,9%), "02" (7,6%), "Айоц ашхар" (6,4%), "Айкакан жаманак" (4,7%).
Легко заметить, что три газеты ("Етер", "ТВ Канал", "02") в "десятке" - не общественно-политические издания. Так что 4-е место "ГА" (с символическим отставанием от "Азга" - 1,3%) представляется нам вполне почетным. Тем более что "ГА" оказался единственной русскоязычной общественно-политической газетой в "десятке". Это обстоятельство имеет принципиальное значение, так как, согласно этому же исследованию, одну и ту же газету, выходящую на армянском и русском языках - "Етер" и "Эфир", читают соответственно 28,7% и 4,3% (согласно другой таблице - 21,7% и 7,3%). Так что с учетом вполне естественной особенности структуры читательской аудитории Армении каждый процент русскоязычной газеты как минимум в 4 раза "весомее" процента армяноязычных газет.
Итоги исследования содержат множество других любопытных цифр и показателей. Конечно, хотелось бы, чтобы некоторые из них были бы повыше, другие - пониже. Так, можно ли хоть как-то смириться с той давно известной печальной реальностью, что 30% опрошенных - не покупают газет из-за отсутствия средств. Части из них удается, правда, прочесть газету на работе или позаимствовать у "более состоятельных" знакомых. Несомненно, газеты не читают не только из-за их недоступности, не читают, как показал опрос, и потому, что "не доверяют" газетам, и потому, что газеты "неинтересные", и потому, что "нет такой привычки". Здесь, конечно, есть о чем задуматься и нам, журналистам.
Организаторы опроса включили в свой вопросник и такой достаточно оригинальный пункт: "Какую газету вы закрыли бы, будь у вас такая возможность?". Представьте себе, что от 7% до 25% опрошенных назвали ту или иную газету, и в результате образовался список, в который вошли 6 из 7 упомянутых в десятке общественно-политических газет.
г. Ереван, 23 июля 2002 г.