ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Суд в Нальчике вернул в прокуратуру дело о гибели двух младенцев в 2012 году в отношении завотделением патологии новорожденных республиканской больницы Любови Орловой, посчитав, что следствием не определен круг лиц, подлежащих привлечению к ответственности. В прокуратуре не согласны с решением суда и обжаловали его постановление. Сама Орлова свою вину не признает.
Как писал "Кавказский узел", в январе 2012 года в Республиканской детской клинической больнице (РДКБ) Кабардино-Балкарии умерли восемь детей, находившихся на искусственной вентиляции легких. Родители связывали гибель младенцев с отключением электричества в больнице. Минздрав республики нарушений в работе медучреждения не нашел.
Первоначально все восемь случаев смертей расследовались в рамках одного дела, обвиняемыми по нему проходили четыре врача. Впоследствии их дела были выделены в отдельное производство. Фигурантом одного из них стала заведующая отделением патологии новорожденных РДКБ Любовь Орлова.
Суд вернул дело Орловой в прокуратуру, однако ведомство настаивает на своей правоте
Любови Орловой были предъявлены обвинения по ч. 2 и ч. 3 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности двум лицам вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) УК РФ.
В обвинительном заключении отмечается, что Орлова обвиняется "по факту невыполнения в полном объеме возложенных на нее в соответствии с должностной инструкцией обязанностей" по оказанию квалифицированной помощи двум новорожденным, что повлекло их смерть.
Нальчикский горсуд начал рассмотрение дела, но в ходе процесса вынес постановление о возвращении его прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Прокуратура Нальчика не согласилась с решением суда и обжаловала его в Верховном суде КБР. Апелляционная жалоба прокуратуры Верховным судом к рассмотрению еще не назначена.
Дело в отношении Орловой было передано в суд в декабре 2014 года. Судебный процесс начался 14 января 2015 года и продолжался три месяца.
Были допрошены потерпевшие и свидетели, в том числе эксперт Мошенская из РЦСМЭ Минздрава России, в заключении которой отмечались нарушения в оказании медицинской помощи умершим новорожденным, сообщила Орлова корреспонденту "Кавказского узла".
Спустя три месяца после начала процесса обвинение заявило отвод судье Темрюку Бгажнокову на том основании, что его супруга в период работы заместителем главного врача городской поликлиники №1 участвовала в комиссии Минздрава КБР по изучению инцидентов со смертью младенцев в РДКБ. Эта комиссия не установила какой-либо врачебной ошибки. Участие в комиссии супруги судьи может косвенно свидетельствовать о его заинтересованности, говорилось в ходатайстве гособвинителя.
Суд удовлетворил ходатайство, устранившись от дальнейшего рассмотрения дела, хотя судья при этом в постановлении отметил, что его супруга не участвовала в работе комиссии, никакого решения по данному делу с ее участием не принималось.
В апреле 2015 года дело было передано судье Ахматовой, и судебный процесс начался заново. Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, в том числе четырех экспертов РЦСМЭ, исследовав материалы уголовного дела, пришел к выводу о невозможности вынесения приговора.
22 февраля этого года суд принял постановление о возвращении уголовного дела прокурору. В постановлении указывается, что одним из оснований возвращения уголовного дела прокурору является "несоответствие предъявленного обвинения фактическим обстоятельствам дела".
Суд пришел к выводу, что "круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности предварительным следствием, не был определен в полной мере".
"Эксперты, проведя комплексную судебную экспертизу, пришли к выводу, что к летальному исходу новорожденных привело отключение электричества, неправильная организация труда в РДКБ, неудовлетворительное оснащение отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, плохое санитарное состояние данного отделения, неадекватное лечение, плохой уход", - отмечается в постановлении суда, копия которого имеется в распоряжении корреспондента "Кавказского узла".
Орлова, являясь заведующей другим отделением РДКБ, не могла нести ответственность за правильное и своевременное получение лечения больными в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных, решил суд.
"Уголовное дело в отношении Орловой Любови Васильевны, обвиняемой по ч.2 ст.109, возвратить прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в связи с тем, что указанные в постановлении нарушения исключают возможность вынесения судом приговора либо иного решения по делу", - говорится в судебном постановлении.
26 февраля прокуратура Нальчика направила апелляционное представление в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда КБР в связи с несогласием с выводами суда.
Как пояснили корреспонденту "Кавказского узла" 19 апреля в прокуратуре Нальчика, прокуратурой обжаловано постановление суда "о направлении уголовного дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению".
"Мы считаем, что таких препятствий нет, и суд может принять решение", - заявила представитель прокуратуры Нальчика.
От более подробных комментариев она отказалась.
Орлова отрицает свою вину, в Минздраве КБР ее поддерживают
Сама Любовь Орлова своей вины в смерти младенцев не признает.
Новорожденные поступили, проходили лечение и умерли в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных РДКБ, сообщила врач корреспонденту "Кавказского узла". По ее словам, дети были закреплены за отделением патологии новорожденных, так как после реанимации их предполагалось перевести в данное отделение до полного их выздоровления.
Сама Орлова, по ее словам, с 1 по 8 января 2012 года была на каникулах. Только один день, 4 января, она дежурила по больнице. На момент осмотра младенцев состояние их было стабильное, с положительной динамикой, указывает врач.
"В первый рабочий день, 9 января, я узнала, что в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных один из младенцев умер, а второй находится в крайне тяжелом состоянии, угрожающем жизни. К вечеру 9 января он тоже умер. По записям в историях болезни детей я узнала, что в больнице 6 января было неоднократное отключение электричества, что повлекло за собой ухудшение состояния новорожденных", - рассказала Любовь Орлова.
Она также сообщила, что суд в ходе рассмотрения ее дела отказал в ее ходатайстве о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы.
В министерстве здравоохранения КБР отмечают большой опыт работы Орловой.
"Любовь Орлова работает в РДКБ врачом-неонатологом с 1987 года. В 2010 году ее назначили заведующей отделением патологии новорожденных РДКБ", - рассказали корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе министерства.
"Несмотря на то, что Орлова более двух лет находится в стрессовом состоянии из-за уголовного преследования, все возложенные на нее должностные обязанности по оказанию новорожденным детям в возглавляемом ею отделении выполняет добросовестно. За это ей в декабре 2015 года была вручена почетная грамота правительства Кабардино-Балкарии "За многолетний добросовестный труд", - сообщил представитель пресс-службы Минздрава КБР.
По его мнению, Любовь Орлова не виновна в том преступлении, в котором обвиняется.
Ранее "Кавказский узел" писал о судебном процессе по делу завотделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных родильного отделения клинической больницы №1 в Нальчике Арины Хакуловой, которая обвиняется в ненадлежащем исполнении обязанностей, в результате чего в январе 2012 года скончался недоношенный младенец. Хакулова свою вину отрицает. В основу обвинения положено заключение Российского центра судмедэкспертиз Минздрава России, согласно которому ребенок был обследован неполно. Защита опирается на экспертизу Санкт-Петербургского бюро СМЭ, в которой говорится об отсутствии связи между действиями Хакуловой и смертью младенца.
Последнее заседание по этому делу прошло 15 апреля. На нем была допрошена эксперт из Москвы - член экспертной комиссии Центра судебно-медицинских экспертиз Минздрава России Елена Бомбардирова. Она заявила об обоснованности положенного в основу обвинения заключения о наличии у новорожденного неонатального сепсиса, однако действия Хакуловой сочла верными с учетом недостаточных для полноценной диагностики условий в больнице.
Дело еще двух врачей по факту гибели младенцев в Нальчике в январе 2012 года в настоящее время находится на стадии следствия, передает корреспондент "Кавказского узла".
К сожалению вполне может быть,что родители просто хотят найти крайнего для своего успокоения. А ими часто оказываются врачи. Если прокуратура устранит допущения, то суд рассмотрит дело и вынесет справедливый вердикт.