21:21 / 25.04.2016Виновные в двойном теракте в Домодедово не понесли наказания, заявили потерпевшие

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

События двойного теракта в аэропорту "Домодедово" в 2004 году расследованы неполно, не все ответственные за него понесли наказание, заявили сегодня участники пресс-конференции в Москве. Они также подняли вопросы компенсаций жертвам этого теракта и взрыва в аэропорту 2011 года. Позиция защиты потерпевших при терактах необоснованна, заявила в свою очередь пресс-служба аэропорта.

"Кавказский узел" писал, что теракты в аэропорту "Домодедово" были совершены в 2004 и 2011 годах. 24 августа 2004 года после срабатывания взрывных устройств разбились два самолета, летевшие из Москвы в Сочи и Волгоград, в результате погибли 89 человек. 24 января 2011 года взрыв был осуществлен в зале аэропорта, погибли 37 человек, еще 180 получили ранения. 

Пресс-конференция на тему:"Теракты в Домодедово: Все ли виновные наказаны?" состоялась сегодня в пресс-центре  Национальной службы новостей в Москве. На пресс-конференции были подняты вопросы объективности и полноты расследования терактов, а также поддержки потерпевших государством, передает корреспондент "Кавказского узла".

В 2005 году по делу о взрывах 2004 года были осуждены капитан милиции Михаил Артамонов, житель Краснодарского края Армен Арутюнян и сотрудник авиакомпании "Сибирь" Николай Коренков. По версии следствия, они допустили проникновение на борт самолета террористок-смертниц. В 2013 году по делу о теракте 2011 года были осуждены братья Ислам и Илез Яндиевы, Ахмед Евлоев и Башир Хамхоев.

Трунов: осужденные по делу о взрывах 2004 года являются "стрелочниками"

Расследование теракта в "Домодедово" 2004 года не было успешно завершено, реальные виновные не привлечены к ответственности, заявил на конференции представитель потерпевших Игорь Трунов. Осужденных по делу он назвал "стрелочниками" и прокомментировал версию следствия по каждому из них.

Николай Коренков был привлечен к ответственности за получение тысячи рублей чаевых после переоформления билета, однако как сотрудник  авиакомпании "Сибирь", он обязан был перебронировать билет, подчеркнул Трунов. Транспортной безопасностью Коренков не занимался.

"В задачи Коренкова не входит проверка пассажиров, их досмотр, проще говоря, обеспечение безопасности. Он лишь меняет билеты. Таким образом, к произошедшему Коренков никакого отношения не имел", – заметил адвокат.

Другой осужденный, Армен Арутюнян, по версии следствия, получил три тысячи рублей за помощь в приобретении билета для одной из предполагаемых смертниц – уроженки Чечни Сациты Джеберхановой. Кем являлась женщина, Арутюнян не знал, поэтому его вину в теракте Трунов также не усматривает.

Наконец, милиционер Михаил Артамонов признан виновным в том, что не провел досмотр прилетевших в Москву Сациты Джеберхановой и Аминат Нагаевой.

"Есть указание милиции – прилетевших с Кавказа направлять в отделение для дактилоскопирования и копирования паспортных данных. Артамонов, досмотрев ручную кладь, женщин в милицию не повел. Это "преступление" потянуло на семь лет тюрьмы", – сказал Трунов.

Вместе с тем ответственность за обеспечение безопасности в аэропорту "Домодедово" лежала на частной фирме East-Line Aviation Security, продолжил Трунов. Следствие "в этом направлении не работало вообще", а некоторые улики, в частности, пленка, "записавшая заход смертниц на самолет", были уничтожены, заявил адвокат.

"В своих письмах президенту и в суды пострадавшие писали тривиальную вещь – за безопасность в аэропорту отвечают сотрудники безопасности, но ответа ниоткуда не пришло", – сказал Трунов.

Перед прилетом в Москву Джеберханова и Нагаева также досматривались, но бомбы у них обнаружены не были, отметил адвокат. Кроме того,  взрывы прозвучали одновременно, что говорит об использовании бомб с часовыми механизмами.

"Мы настаиваем на том, чтобы версию о том, что взрывы произошли при содействии сотрудников аэропорта, проверили. Многие факты указывают на то, что женщины не могли пронести взрывчатку, но ее пронесли на лайнеры работники аэропорта, – сказал Трунов. – Мы требуем проверить сотрудников аэропорта на нарушение статей о пособничестве террористам, даче взятки должностному лицу, оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, жизни и здоровью потребителей".

Против владельца аэропорта "Домодедово" Дмитрия Каменщика и трех бывших руководителей аэропорта Вячеслава Некрасова, Андрея Данилова, Светланы Тришиной возбуждено дело в связи с терактом 2011 года. Каменщик заявлял о своей невиновности, а также о невиновности сотрудников "Домодедово". Сегодня Игорь Трунов заявил, что родственники жертв теракта 2004 года подают заявление в Следственный комитет с требованием привлечь Каменщика к ответственности и за этот теракт.

 

Участники пресс-конференции заявили о низких компенсациях пострадавшим

Затем на пресс-конференции выступила пострадавшая при теракте 2011 года Елена Криволуцкая. Перед ее выступлением адвокат Трунов отметил, что ее дело находится на рассмотрении в ЕСПЧ. Кроме того, через зарубежные юрисдикции готовятся иски пострадавших при терактах 2004 и 2011 годов к аэропорту.

В своем выступлении Елена Криволуцкая подняла проблему низких компенсаций пострадавшим при терактах. Она рассказала, что до теракта являлась основным кормильцем в семье, отдавая существенную часть денег на лечение 76-летней матери и ребенка-инвалида.

"Пенсий, выплачиваемых государством, не хватает. Компенсация была мизерная, лекарства стоят очень дорого, помощи ни откуда нет... Государство считает, что мне не положены даже льготы на жилье", – заявила Криволуцкая.

Еще хуже ситуация обстоит в случае, если родственники потеряли кормильца семьи, отметил в свою очередь Игорь Трунов.

"Основная проблема – это отсутствие заработка либо высокие цены на лекарства. Зачастую ситуации плачевные", – прокомментировал адвокат.

Пострадавшие: следствие не было заинтересовано в установлении истины

Госорганы не желали внимательно заниматься расследованием, заявила на пресс-конференции руководитель общественной организации потерпевших при терактах 2004 года "Ту-134. Взорванные судьбы" Тамара Гурова. Она рассказала о том, как при помощи юристов представителям организации удалось ознакомиться с материалами дела и записями камер наблюдения.

"Следователи вели себя с нами нахально; было очевидно, что сверху дана команда вести себя с пострадавшими грубо. Нас выкидывали из Генпрокуратуры, прямо указывая – "знайте свое место", – рассказала Гурова.

Она отметила, что организация подавала в суд на службу безопасности аэропорта и на East-Line Aviation Security с требованием признать, что ими были нарушены правила досмотра, и даже выигрывала дело в суде первой инстанции, но впоследствии решения были отменены.

"Несколько раз райсуд выносил решение в нашу пользу, но затем областной его отменял", – пояснила Гурова.

О том, что следствие не было заинтересовано в установлении всех виновных в теракте, заявила на пресс-конференции и дочь Гуровой Олеся.

"После теракта все родственники были убиты горем. К сожалению, искать правду в нашей стране сложно. Когда мы знакомились с материалами уголовного дела, то поняли – правда и справедливость никому не нужны", – заявила она.

Эксперт: у службы безопасности имелись все возможности для пресечения терактов

На пресс-конференции также выступил главный редактор РИА "Индустрия безопасности" Сергей Груздь, который рассказал о технологиях, использовавшихся для обеспечения безопасности в "Домодедово".

По словам эксперта, теракты свидетельствуют "о полном провале системы обеспечения безопасности" в российских аэропортах.

На момент терактов в распоряжении службы безопасности имелись все необходимые средства для их пресечения, заключил Груздь.

О том, что возможность предотвратить теракты 2004 года была, заявлял после взрывов Владимир Устинов, бывший тогда генпрокурором России. Вместе с тем он возлагал ответственность за упущенную возможность предотвращения теракта на Михаила Артамонова. 

"Домодедово": наши сотрудники за теракты ответственности не несут

Пресс-служба аэропорта сегодня распространила заявление, в котором сообщила противоположную информацию о техническом оснащении службы безопасности.

"Виды досмотрового оборудования, применявшиеся в соответствии с требованиями нормативной базы 2004 года, не позволяли выявить взрывчатые вещества на теле человека, а реагировали лишь на металл, чем и воспользовались террористы", - говорится в заявлении. 

Сотрудники и владельцы аэропорта "Домодедово" не несут ответственности за теракты, поскольку они их не совершали, подчеркивается в пресс-релизе.

"Адвокат Трунов пытается сформировать общественное мнение так, будто аэропорт "Домодедово" и его менеджмент должны нести ответственность за непредотвращение теракта. Этот подход противоречит базовым принципам права, согласно которым ответственность наступает за деяние, а не за событие... За вред, причиненный терактом, отвечает тот, кто совершил теракт", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте аэропорта.

Кроме того, в сообщении говорится о безосновательности привлечения к ответственности Данилова, Тришиной и Некрасова. 

"В 2004 году Андрей Данилов вообще не работал в "Домодедово", Светлана Тришина занимала должность юрисконсульта и отвечала за сопровождение инвестиционных программ, Вячеслав Некрасов руководил производственным подразделением по обслуживанию взлетно-посадочных полос. Деятельность собственника также напрямую не была связана с вопросами авиационной безопасности".

На "Кавказском узле" в разделе "Справочник" опубликованы материалы "Теракты в воздухе и аэропортах, совершенные боевиками Северного Кавказа" и "Теракт в аэропорту "Домодедово" 24 января 2011 года".

Автор:Олег Краснов