ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уголовное дело против бывшего министра национальной безопасности Нахичеванской автономной республики (НАР) Вели Алескерова ведется с многочисленными грубыми нарушениями прав обвиняемого, его родственников и адвокатов, заявили адвокаты на пресс-конференции в Баку.
Пресс-конференция, на которой выступили адвокаты Вели Алескерова Вугар Хасаев и Тофиг Аллахвердиев, прошла 28 апреля. На вопросы журналистов, расследуется ли факт смерти Тураджа Зейналова, скончавшегося в СИЗО бывшего МНБ НАР, адвокаты ответили, что, нет. Защитники заявили, что все факты, связанные с деятельностью спецслужбы НАР должны расследоваться в рамках закона.
Напомним, по информации родных Тураджа Зейналова, он был арестован 24 августа 2012 года и умер через четыре дня в результате пыток, которым подвергся в МНБ НАР. Ведомство признало смерть 31-летнего Тураджа Зейналова, однако отрицало насильственный характер смерти, заявив, что покойный страдал раком кожи и умер от этой болезни.
"За долгое время адвокатской работы я выходил на многие уголовные дела, но с таким масштабом незаконных действий я сталкиваюсь впервые. Причем этот произвол творится не только в отношении обвиняемого, но и его родственников и адвокатов", - заявил на пресс-конференции адвокат Хасаев.
Алескеров был освобожден от должности в середине декабря 2015 года после массовых увольнений и арестов в азербайджанском МНБ осенью прошлого года. Он был арестован 7 марта 2016 года, ему выдвинуты обвинения по статьям 179.3.2 (присвоение в крупном размере), 308.1 (злоупотреблении должностными полномочиями) и 309.1 (превышение должностных полномочий) УК.
Дело в отношении сотрудников МНБ расследуется с октября 2015 года. Им вменяется злоупотребление полномочиями и вмешательство в работу бизнес-структур. Руководство ведомства было отправлено в отставку, само министерство власти ликвидировали. Потерпевшими признаны 65 человек.
14 марта адвокат Хасаев прибыл НАР, и встретился в СИЗО с Алескеровым, хотя поговорить со следователями прокуратуры автономии, расследующими это дело, он не смог.
"В течение дня мы дважды встретились с Вели Алескеровым. Он сообщил, что подвергался пыткам и бесчеловечному обращению, но решил пока не предавать это огласке. Он написал заявление об отказе от государственного адвоката. Вели Алескеров также сообщил, что был шокирован своим арестом и первые показания дал в состоянии стресса. В связи с этим он выразил желание дать новые показания с участием своего адвоката", - рассказал Хасаев.
Вернувшись в Баку, Хасаев составил ходатайство о проведении нового допроса Алескерова с его участием. Однако, когда он вновь приехал в Нахичевань 16 марта, он не смог попасть в республиканскую прокуратуру.
"Сержант полиции не дал мне даже ступить в здание, - утверждает адвокат. - Я пытался связаться со следователями, ведущими дела Вели Алескерова, - Эльшадом Агаевым и Эльшадом Ибрагимовым, чтобы представить им ходатайство, но они как услышали мой голос, сразу отключили телефоны. После этого я пошел на почту и отправил ходатайство официальным письмом. Потом я направился в СИЗО для встречи с подзащитным, но и там, простояв в течение двух часов, не дождался пропуска к Валеху Алескерову".
По словам Хасаева, вечером того же дня, когда он выезжал в аэропорт, чтобы вернуться в Баку, его задержали офицеры полиции, потребовав досмотра вещей. "Я им указал на незаконность действий полиции и неприкосновенность адвоката. Тогда мне пригрозили задержанием и поездкой в полицию. Все это были незаконные действия, но дабы не опоздать на самолет, позволил проверить мой портфель, в котором были всего лишь документы. Я так понял, что они опасались некоей информации, которую мне могли передать родственники Вели Алескерова", - сказал адвокат.
18 марта Хасаев получил письмо из прокуратуры НАР, в котором сообщалось, что 15 марта Алескеров отказался от адвоката. "На него было оказано давление, - уверен Хасаев. - Когда он увидел меня, был счастлив, что наконец его кто-то будет защищать. И что на следующий день он отказался вдруг от меня? 29 марта Вели Алескерова освободили под домашний арест. В беседе со мной по скайпу он подтвердил, что, вынужден был отказаться от моих услуг под жестким давлением и угрозами причинения физического ущерба родным".
Адвокат продемонстрировал видеозапись этого заявления Алескерова. Хасаев с 26 апреля вновь присоединился к защите Алескерова.
"Вели Алескерова в ходе следствия периодически доставляли из СИЗО, а потом из дома в Государственную службу безопасности НАР, где подвергали физическому давлению, оскорблениям, унижениям", - утверждает Хасаев.
"На родственников Алескерова оказывается давление"
Хасаев утверждает, что давление оказывается и на родственников Алескерова. "Брата Вели Алескерова - Али Алескерова, продержав три дня в полиции отпустили, получив 100 тысяч манатов (65 тысяч долларов). У самого Вели Алескерова, его брата и двух сестер были изъяты квартиры, дома, предприятия, земельные участки. В целом сумма отобранной у Вели Алескерова и родственников имущества составила 6 млн манат (около 4 млн долларов)", - сказал адвокат.
Что касается сути предъявленных обвинений, то, как сообщил Хасаев, по данным следствия, Алескеров выписывал на имена сотрудников денежные премии и потом большую часть этих средств присваивал, грубо обращался с подчиненными.
"До сих пор мы не получили протокол о привлечении Вели Алескерова к уголовной ответственности и предъявлении ему обвинений. Обвинения надуманны. Как Вели Алескеров мог присвоить премии, если люди расписывались за полученные деньги. Превышением и злоупотреблением полномочий можно интерпретировать при желании любые действия любого должностного лица", - полагает Хасаев.
Другой адвокат Тофиг Аллахвердиев поехал в НАР уже 26 апреля.
"С учетом печального опыта моего коллеги Вугара Хасаева, чтобы "не светиться", я не стал сразу входить в прокуратуру. Когда я подошел к дому Алескеровых, я увидел, как его увезли на "джипе", предположительно в региональную Службу государственной безопасности (эта структура была создана в Азербайджане и НАР в декабре 2015 года на базе упраздненного министерства национальной безопасности). Я поехал туда. Поначалу в этом ведомстве отрицали нахождение здесь Алескерова. Потом это было подтверждено. Я поинтересовался, на каком основании его сюда привезли, если дело ведет прокуратура, мне ответили, что Алескерова привезли сюда на "беседу", - сказал Аллахвердиев.
По его словам, он не смог попасть в прокуратуру, поскольку его "задержали оперативники СГБ". "Они меня принудительно привезли в аэропорт, купили билет на ближайший рейс в Баку, сопроводили до салона самолета", - утверждает адвокат.
Хасаев считает, что Алескеров стал жертвой внутривластной борьбы в НАР. На его взгляд, его противники использовали "дело МНБ", чтобы "расправиться Алескеровым".
На вопрос, есть ли в материалах обвинения эпизоды, связанные с гибелью в МНБ от пыток Тураджа Зейналова или незаконными преследованиями местных активистов и журналистов, Хасаев ответил, что уже поделился информацией о сути обвинения, и оно не касается этих тем.
Представители медиа напомнили, что в период руководства Алескерова МНБ НАР это ведомство было известно репрессиями против оппозиции. Так, на давление в МНБ НАР жаловались журналисты Идрак Аббасов, Хякимэльдосту Мехтиев.
"Мы, адвокаты, выступаем за то, что все должно расследоваться в рамках закона. Если Вели Алескеров причастен к каким-то противоправным действиям, то это должно быть объективно расследовано с соблюдением его прав. Эта история еще раз подтверждает, что правоохранители, чиновники, судьи должны действовать по закону", - сказал адвокат.
Он подчеркнул, что целью проведения пресс-конференции является привлечение внимания общественности к нарушениям закона в деле Алескерова.
"Мы обращаемся к президенту Азербайджана и генеральному прокурору Закиру Гаралову с просьбой обеспечить передачу дела на следствие в одно из подразделений Генеральной прокуратуры в Баку. Пока Вели Алескеров находится в НАР, будет оставаться угроза его ареста и даже физического уничтожения", - сказал адвокат Хасаев.
Что касается версии об аресте Алескерова за близкие связи с бывшим главой МНБ Азербайджана Эльдаром Махмудовым, то Хасаев по этому поводу сказал:
"Конечно у Вели Алескерова как главы МНБ НАР с руководителем МНБ Азербайджана были служебные связи. Но каких-то дружеских отношений не было. Вели Алескеров был назначен в 2002 году, до прихода к руководству МНБ Азербайджана Эльдара Махмудова. Более того, у Алескеров с Махмудовым по некоторым вопросам были противоречия", - отметил адвокат.
Представители прокуратуры НАР и СГБ автономии оказались недоступны для комментариев.
В пресс-службе генеральной прокуратуры пока также не удалось получить комментарии.
Т.е. они создали пыточную систему, а потом эта пыточная система обрушилась на них. А те кто теперь пытают развен не понимают, что эта пыточная система не остановится и если она обойдет их, то может обрушиться на их детей?