ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представленные на фотовыставке "На равнине и в горах: будни детей на Северном Кавказе" около 100 работ детей в возрасте от 8 до 15 лет, живущих в Дагестане, Ингушетии и Чечне, позволяют познакомиться с жизнью региона, заявили организаторы.
Как информировал "Кавказский узел", в 2015 году дети высокогорных сел Северного Кавказа были приглашены к участию в проекте Фонда Белля. Организовали фотоконкурс волонтеры, проведя акцию по сбору старой фототехники для участников. Дети в селах Дагестана, Чечни и Ингушетии получили фотоаппараты, чтобы зафиксировать свою повседневную жизнь. Победителем фотоконкурса стала восьмилетняя Фатима Магомедова из села Мокок.
Фонд имени Генриха Белля - немецкий неправительственный гуманитарный фонд, основанный в 1987 году и связанный с партией Зеленых. Фонд поддерживает проекты в сфере развития гражданского общества, экологии и прав женщин. Отделения фонда существуют во многих странах, в том числе в России (Москва).
На открытие выставки фотографий, сделанных детьми из Ингушетии, Чечни и Дагестана, которое состоялось 6 июня в Сахаровском центре в Москве, пришли 25-30 человек. Вход на выставку - бесплатный, она продлится до 26 июня, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Фотографии призваны рассказать о жизни детей на Северном Кавказе"
Представленные работы призваны рассказать о жизни Северного Кавказа глазами детей и лучше познакомится с регионом, заявили организаторы.
"Мы живем в большой стране, о которой, к сожалению, мало знаем. И это относится, в первую очередь, к Северному Кавказу. В медийном пространстве мы очень много слышим негативного о нем, и очень мало знаем о простой жизни простых людей. А детский взгляд на это – самый искренний и непредвзятый", - заявил на открытии выставки директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.
Проект является попыткой понять, чем живут дети в этих республиках, рассказала автор проекта и программный координатор гендерной программы Фонда Белля Ирина Костерина.
"Люди в России думают, что Северный Кавказ – отдельный особый регион, и что происходит в селах, никто не знает. И мы стали думать о том, какие группы наименее визуализированы в культуре. Мы поняли, что это не только женщины, но еще и дети - кто они, чем они интересуются, чем живут", - рассказала она.
По ее словам, когда стали приходить первые фотографии, это стало своеобразным приключением. "Благодаря фотографиям, которые сделали эти дети, все люди могут познакомиться с этой жизнью, с проектом", - рассказала Ирина Костерина на открытии.
По данным организаторов, проект является попыткой понять, каково положение детей в структуре, устройстве семьи на Северном Кавказе, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Выбранный метод исследования объясняется тем, что фотография – достаточно информативный и технически доступный способ. Организаторы своими силами собрали 15 фотоаппаратов и выбрали по пять детей в селах Ингушетии, Дагестана, Чечни, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" фотограф и один из организаторов выставки Анастасия Леонова.
"Перед детьми не стояла задача придерживаться четко выбранной темы"
Детям, выбранным для участия в проекте, не ставились ограничения в темах. Они могли снимать все, что их окружает, пояснила Анастасия Леонова.
"Мы раздали им фотоаппараты и предложили определенный план съемок, никак не ограничивая в темах. Они могли снимать школу, домашнюю жизнь, игры, животных, все, что их окружает. Я просила их ничего не удалять, потому что их критерии отбора могли быть иными, нежели те, которые нас могли заинтересовать. Получилась интересная подборка, потому что мы вообще в больших городах слабо представляем, как устроена эта жизнь", - рассказала Анастасия Леонова.
Она отметила, что организаторы получили около 5-7 тысяч фотографий. "Есть кадры из семейного быта, также есть кадры, связанные с религиозными практиками, есть несколько кадров в мечети. И очень много кадров каких-то детских игр, занятий. Создается впечатление, что дети в значительной мере предоставлены сами себе. У них очень большие семьи, поэтому там большие детские коллективы образуются, и между собой они взаимодействуют. Сцены такого рода общения также представлены в работах. Это отдельный детский мир, который развивается по своим законам. Также много видов природы, особенно, горной части", - рассказала она.
По словам Леоновой, в селах, в которых живут дети-участники проекта, очень мало возможностей для развития. "В таких селах нет кружков, секций и прочего. Если что-то есть, то это делается на энтузиазме учителей, ресурсов там нет. Дети очень талантливые. Мы думаем над тем, как им помочь дальше развиваться, потому что форм таких готовых нет, и практики такой до нас еще не было. Хотелось бы, чтобы это не закончилось единичным опытом", - отметила она.
Организаторы выделили работы самой младшей из участниц – Фатимы из дагестанского села Мокок. Вместе с сестрой Фаридой и отцом она приехала на открытие.
По словам отца девочки, он работает учителем младших классов в местной школе. "Я не профессионал и никогда не фотографировал. Я занимаюсь тем, что делаю фотографии на документы", - сказал он.
"На фотографиях нет негатива, происходящего на Северном Кавказе"
При том, что на Северном Кавказе происходят негативные вещи, на фотографиях этого нет. Однако это не значит, что дети об этих вещах не знают, оценил выставку социолог "Левада-центра" Алексей Левинсон.
"Выставка сильна тем, чего на ней нет", - заявил он на открытии.
По его словам, фотографирование для этих детей "не было заурядным, это было таким магическим и священным действом, которым наделялось фотографирование ранее".
"Мы на этих снимках видим тот момент, когда не пришла еще волна совершенно безответственного фотографирования и уже появилась возможность соблюсти условия документальной съемки", - сказал он.
В фотографиях показана повседневность, ее часть, и это представляет ценность, добавил он.
У меня двойственное отношение к этому проекту. Во-первых, его выхлоп (по факту скромная выставка с мизерным для Москвы числом посетителей) не соответсвует тому пиару, который развели вокруг этого проекта. О нем писали и западные СМИ, и КУ, и не один раз. Собрали с миру по нитке (чистенько и бедненько) старые фотоаппараты никому не нужные, а потом маркировали это как визуализацию детей в культуре. Во-вторых, опять Северный Кавказ ( и на этот раз детей) помещают в этнографическую нишу, искусственно проводят мысль об особости, экзотичности региона. На самом деле та цель, о которой заявили организаторы -" проект является попыткой понять, каково положение детей в структуре, устройстве семьи на Северном Кавказе" - не достигнута. Таких же детей, предоставленных самих себе, мы найдем и в Белгородской, и в Тверской области и везде в провинциальной сельской России. С другой стороны, если детям было интересно участвовать в этом проекте, это уже хорошо. По мне лучше инициировать проекты, касающиеся образования и развития детей. Мне в репортаже КУ не хватило голоса детей, голоса самой Фатимы из села Мокок. Что для нее значило участие и победа в конкурсе? И где в сети можно познакомиться с фотографиями- победителями?