ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О многомиллионных убытках после схода селя и мизерных компенсациях заявили сегодня жители сочинского аула Тхагапш. По их словам, они вынуждены "проводить водопроводные трубы к домам за свой счет".
"Кавказский узел" сообщал, что в середине июня 46 семей из поселков Марьино, Татьяновка и аула Тхагапш, дома которых признаны наиболее пострадавшими при наводнении в Сочи, получили выплаты из фондов ЧС Краснодарского края.
4 июня в Сочи ливневые дожди вызвали сход селей и перекрыли дорогу к поселкам Лазаревского района - Алексеевке, Татьяновке, Марьино и аулу Тхагапш. 5 июня в Татьяновке, Марьино и Тхагапше был введен режим ЧС. 8 июня работы в Марьино были полностью завершены, а к восстановлению Тхагапша и Татьяновки привлекли 340 волонтеров. Инфраструктура Тхагапша была восстановлена к 9 июня.
"Кавказский узел" подготовил видеосюжет на эту тему.
"Комиссия не признала мой дом аварийным"
В ауле Тхагапш после схода селя компенсации по 100 тысяч рублей были выплачены четырем семьям, чьи дома были разрушены. Тем жителям, которые потеряли имущество, была выплачена компенсация в размере 5 тысяч 500 рублей, рассказал житель аула Тхагапш Мурат Чачух.
По утверждению Мурата Чачуха, у него в результате схода селя "пострадали дом и кухня, которая стояла отдельно от дома". Селевым потоком "уничтожило всю бытовую технику, стиральную машину, мебель, выбило двери", посетовал местный житель.
"К нам приходила комиссия и сказала, что нам дадут только компенсацию за утерю самого необходимого. На 100 тысяч рублей я куплю только стиральную машинку и холодильник, а кто мне остальное компенсирует?" - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Мурат Чачух.
При этом он отметил, что также "приходила комиссия из БТИ, которая исследовала дом на предмет аварийности". "Сказали, что дом аварийный, записывали все карандашом, я расписался карандашом в бумагах. А потом оказалось, что в моем доме можно жить, и аварийным его не признали", - отметил Мурат Чачух.
"Дом был полностью затоплен во время схода селя"
Жительница Тхагапша Нефа Сулейманова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказала, что она "вынуждена была отправить свою престарелую мать к родственникам в Лазаревское".
Отдельный дом, в котором жила 85-летняя женщина, был затоплен во время схода селевого потока, посетовала Нефа Сулейманова. По ее словам, она "спасала свою мать сама, вытаскивала из воды, которая дошла до уровня в один метр".
На участке Нефы Сулеймановой находятся еще два дома, которые строились для ее дочери и сына. "Сын дом только построил, обставил, не успели заехать, ни дня в нем не переночевали, все залило. Нам дали 100 тысяч рублей только за утерю имущества моей мамы. Сказали, что не положено давать две компенсации за один участок", - отметила женщина.
По словам Сулеймановой, "вся новая бытовая техника вышла из строя, также были снесены заборы, огород и сад". А комиссия городской администрации, которая работала в ауле, ей сообщила, что поскольку дом не был оформлен как жилая постройка, то компенсацию члены семьи не получат. "Но дом не достроен еще, мы первый этаж доделали, второй даже не начинали", - сказала Нефа Сулейманова.
"Чиновники не предоставили мне временное жилье"
Житель аула Мадин Бгано утверждает, что сотрудники МЧС после "разбора жилья от завалов запретили заходить в комнаты, так как существует угроза обрушения". Вырванные с корнем стволы деревьев, которые принес селевой поток, выбили окно, двери, поток вынес из дома мебель, рассказал житель аула.
Сейчас Мадин Бгано, по его словам, живет у родственников в ауле, а его семья - в Лазаревском. В доме ходят коровы, все заборы между домовладениями были снесены, а за счет городского бюджета были построены только уличные заграждения, посетовал Мадин Бгано.
"Временное жилье мне не предоставили, спросили, где я живу, я сказал, что у родственников. Дали 100 тысяч рублей, я даже их еще не тратил, мне некогда покупать новые вещи. Ведь мой дом вот-вот рухнет", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Бгано.
Сотрудники МЧС и волонтеры расчистили улицы и домовладения аула только от больших камней и стволов деревьев. Сейчас за свой счет жители Тхагапша проводят воду к своим домам, магистральный водовод был отремонтирован силами волонтеров и сотрудников "Водоканала", заметил Бгано.
Ранее жители аула возложили ответственность за разрушение своих домов на власти, заявив, что те не прислушались к обращениям о строительстве берегоукрепительных сооружений. В середине июня в ауле началась подготовка к возведению дамбы.
"Побывавший в моем доме губернатор давал указание помочь людям"
В свою очередь житель аула Хамед Чачух рассказал, что он "не стал очищать свой дом от селевой грязи". По словам мужчины, здание, построенное 60 лет назад, "не выдержало удара стихии, и его нужно сносить". Сейчас Чачух вместе с женой живет в летней кухне. "
"Мы, конечно, можем там и зимой жить, печка там есть. Но это не жизнь. Нам тоже дали 100 тысяч рублей. Про компенсацию за разрушенный дом нам не говорят ничего", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Хамед Чачух.
Пострадавшие от стихии жители аула Тхагапш в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" также посетовали на отсутствие информации о том, что им делать дальше.
По утверждению жителей аула, им "не сообщили, нужно ли им вставать в очередь как нуждающимся в жилье". Так, дом Светланы Шхалаховой после удара каменного потока накренился, лопнул фундамент, семья женщины опасается в нем жить.
"Ко мне в дом приходил министр МЧС России Пучков, губернатор Краснодарского края Кондратьев. Он все видел своими глазами и сказал мэру Сочи Пахомову: "Нужно помочь людям". У меня невестка в октябре родит. Но куда я привезу своего внука?" - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Шхалахова.
По ее словам, жители аула "требуют от чиновников в полной мере возместить весь ущерб". "Мы будем судиться, напишем губернатору Кондратьеву, президенту Путину. Меня упрекают в том, что у меня есть квартира в Краснодаре, поэтому я ничего не получу. Но мы-то здесь живем, это мой дом, он достался мне от матери. А квартиру муж получил как военный", - сказала Светлана Шхалахова.
Жительница аула, многодетная мать Елена Хахо сообщила корреспонденту "Кавказского узла" о том, что в результате схода селя "были уничтожены ее огород и сад, которые кормили пятерых ее детей". Также были уничтожены вещи, мебель и техника. "“Мы остались без средств к существованию, муж один работает. Огород и сад нас кормят всю зиму", - рассказала Елена Хахо.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей властей региона относительно заявлений жителей сочинского аула Тхагапш.
Я живу в Лазаревском районе. После этого стихийного бедствия все мои друзья собирали деньги в помощь пострадавшим. это была наша личная инициалива, мы покупали продукты и бытовую химию, ребята отвозили это все в аул. Многие предприниматели оказали огромную помощь. Все-все жители района сделали все, что было в их силах. Я знаю работников образования, которые разбирали завалы. И это была их инициатива. И там все время дежурили представители Администрации, они там практически жили. Все отозвались на эту трагедию. И сейчас мне как-то обидно, что эти люди, получившие самую большую компенсацию, недовольны. Они бы лучше поделились со своими соседями. Это стихийное бедствие, имущество не застраховано, люди стоят дома в горах по собственной воле. А мы просто сочувствовали их горю, а сейчас это выглядет как алчность. Я думаю, надо благодарить всех за помощь, а они недовольны. Почему вы не пишете о разрушенных мостах и дорогах, которые быстро восстановили? Возможно, все деньги и ушли на это, но дороги нужны всем жителям. Или надо было бросить дороги и отдать деньги на дома? Недооформленные. Мне сейчас крайне обидно, что то, что было подвигом всех жителей района стало простым вымогательством. Я не хочу осуждать пострадавших людей, но пострадали очень многие, и, как всегда, нашлись те, кто жалуется. Печально.