ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сельским жителям сложно за большим объемом работы уследить, имеют ли они при себе пропуск, однако из-за отсутствия документа при себе они оказываются нарушителями границы, заявили участники акции в приграничном южноосетинском селе Велит. Представители КГБ республики ответили им, что таково распоряжение властей.
"Кавказский узел" писал, что о необходимости свободного передвижения сельчан Южной Осетии и Грузии в приграничной зоне заявлял после посещения региона заместитель главы Агентства США по международному развитию Томас Мелиа. Российские пограничники в Южной Осетии ведут работы по обустройству границы с Грузией. По словам местных жителей, колючая проволока проходит прямо по территории населенных пунктов.
Протестную акцию группа жителей села Велит Знаурского района Южной Осетии, около 20 человек, устроила 1 июля на улице, передает корреспондент "Кавказского узла". (дополнение от 12:49 02.07.16: Акция началась в 11 утра, когда местные жители, успев пораньше завершить домашние дела, собрались в центре села у старого дуба. На старой лавочке под деревом местные мужчины обычно обсуждают все свежие политические новости и происшествия, поэтому данное место и было выбрано для общего сбора сельчан. На шум пришли представители КГБ и Погрануправления).
"Мы получаем пропуска раз в год. Срок их истекает ровно через 12 месяцев. Получить их не сложно, проблема заключается в том, что пропуск надо постоянно носить с собой, даже если просто за ворота вышел", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" участница акции Венера.
По ее словам, люди в Велите в основном занимаются скотоводством и пропускной режим затрудняет их работу.
"В каждом доме от трех до пяти голов крупного рогатого скота. Утром мы выпускаем скотину на выпас. Корова границ не ведает – вечером, перед тем, как загнать коров в хлев, их надо еще и найти. Порой они уходят за пределы границы, и оказываются на территории грузинского пастбища. Приходится идти за ними, чтобы вернуть. И все – получается, раз я пошла за коровами, и на обратном пути мне встретился пограничник, а при себе у меня не будет пропуска, – я уже нарушитель границы", – пояснила Венера.
Пока в районе Велита граница не обозначена забором или колючей проволокой. О месте прохождения границы между Грузией и Южной Осетией свидетельствуют пограничные знаки и указатели, установленные вдоль границы, передает корреспондент "Кавказского узла".
Иногда пропуск можно просто забыть, отметила другая сельчанка Зинаида. Важным моментом является и специфический уклад сельской жизни.
"У сельской женщины в гардеробе по пять халатов – все они имеют свое предназначение. В одном халате мы выполняем домашнюю работу, готовим, убираем. Во втором халате, для грязных работ, мы убираем под скотиной, насыпаем им корм, чистим хлев. Такой халат висит на гвозде у входа. Быстро накинула, и, выполнив все работы, обратно повесила на место. В третьем, чистом халате надо коров подоить, молоко процедить и сыр сделать. Объясните мне – как мне в постоянной процедуре смены халатов, перекладывать пропуск из кармана в карман, и не забывать его, не уронить его и так далее!", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" женщина.
(дополнение от 12:49 02.07.16: В четвертом халате домохозяйки пекут пироги. "Халат, в котором женщины пекут пироги, должен быть кристально чистым. Ни в коем случае не допускается, чтобы на халате случайно оказался волос хозяйки или волос скотины, пух и пыль. В этом халате мы замешиваем тесто, готовим начинку для пирогов, и нельзя, чтобы в пироги попали волосы или еще какая соринка", – пояснила участница акции Венера.
Наконец, пятый халат у женщин предназначен для выходов. "Если в селе кто-то умер, или свадьба у кого-то, или праздник религиозный, то мы надеваем нарядный халат. Платьев шикарных не носим. В селе все как одна семья, –перед кем красоваться-то?", - сказала местная жительница).
Еще одна участница акции Элина рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что ездит в Велит раз в неделю, к свекрови и свекру в гости. Проблем с получением пропуска у нее нет, но вот для ее пожилых родственников, которые никак не могут привыкнуть везде носить пропуск с собой, это проблема.
"Ну, они уже старые. Привыкли жить своими домашними заботами, и так увлечены своим хозяйством, что не могут жить в строгом режиме. Они порой в домашней одежде и галошах могут выйти во двор в поисках бычков, и так забрести, что, пока ищут, и границу перейдут", – пояснила Элина.
К участникам акции вышли представители КГБ Южной Осетии. Она попытались объяснить, что пропуска – это "не прихоть пограничников, а исполнение правительственного постановления".
"Вы получаете пропуск сроком на год. Ваши гости и родственники, которые к вам собираются приезжать также свободно могут получить пропуск в любое время суток. Даже если к вам едут посреди ночи, вам никто не откажет в оформлении пропуска. Это приграничная зона, и такие правила, как наличие пропуска, прописаны в постановлении, которое мы обязаны исполнять", – заявил протестовавшим представитель КГБ.