21:16 / 17.07.2016Роль черкесов в конфликте в Турции вызвала дискуссию среди активистов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Турция приняла черкесов после изгнания, поэтому диаспора в этой стране должна принимать участие в политической жизни страны, заявил черкесский общественный деятель Ибрагим Яганов. Положение черкесов в Турции - хуже, чем остальных нацменьшинств, и поддерживать власти у них нет причин, считает координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш. 

Как писал "Кавказский узел", 15 июля в Турции противники правительства из числа военных предприняли попытку государственного переворота. По данным на сегодня, погибли 265 человек, были ранены более 1500. Уроженцы Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии приняли участие в шествиях и митингах в Стамбуле, приветствуя подавление турецкими властями попытки военного переворота.

Действующие турецкие власти не заинтересованы в поддержке репатриации черкесов в Россию, поэтому неудачный переворот на этом процессе ничего не изменит, поскольку только лишь усилит влияние Эрдогана в стране, сказали ранее опрошенные "Кавказским узлом" черкесские активисты. 

Спор о необходимости черкесским активистам выступать в поддержку Эрдогана разгорелся в соцсетях. В частности, в комментариях к сообщению члена черкесской общественной организации "Черкесфед", в котором он написал, что для черкесов Турция является родиной и каждый представитель диаспоры должен отстаивать интересы Эрдогана. 

"Я согласен с этим мнением однозначно, - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" заявления коллег из Турции черкесский общественный деятель Ибрагим Яганов. - Раньше мы тоже думали, что все черкесы должны вернуться на историческую родину. Но историческая родина сама нуждается в сильной, многочисленной и развитой диаспоре, которая проживала бы во всем мире".

По его мнению, "те черкесы, которые проживают несколько поколений в больших странах, должны иметь свой взгляд и принимать участие в политической жизни страны".

"Турция приняла их после изгнания из родины, и пренебрегать тем, что там происходит, они не могут. И только будучи сильными и влиятельными в стране проживания, они могут быть полезны для своей исторической родины. Выходить на улицу или не выходить, защищать Эрдогана, или нет - это их личное право, и мы это оспаривать не можем", - подчеркнул Яганов. 

Координатор общественного движения "Черкесский союз" Руслан Кеш, напротив, считает призывы неуместными в условиях, когда черкесы "не имеют в Турции должного уважения как единая нация".

"Я сильно удивлен, какая началась активная пропаганда со стороны некоторых черкесских активистов Турции в поддержку Эрдогана. И это при том, что положение черкесов Турции как национального меньшинства - гораздо хуже, чем других нацменьшинств. Такая активность при отсутствии каких-либо объективных данных по улучшению положения черкесов в Турции как нации, не только удивляет, но и вызывает вполне понятные вопросы", - заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам координатора "Черкесского союза", "политика насильственной ассимиляции черкесов в Турции, запреты на употребление родного языка, изменение фамилий на турецкие привела к тому, что черкесы сохранились там вопреки, а не благодаря действиям государства". "Сейчас есть данные, что такая активность некоторых черкесских активистов больше связана с их личными интересами. Черкесам пора задуматься о первоочередных интересах народа, начиная с расширения использования языка, а не быть марионетками правящих режимов", - заключил Кеш. 

Репатриант из Турции Хилми Ачмиз, проживающий в Майкопе с 1994 года, считает призыв выйти на улицы с поддержкой правящей власти вполне естественным.

"Черкесы - такие же граждане Турции, как и турки, и курды, и грузины, и оставаться в стороне от того, что происходит в стране, они не могут. Здесь вопрос не столько поддержки или не поддержки Эрдогана, сколько отношения к военному перевороту и поддержки именно демократического строя. То, что происходит сейчас, далеко от демократии", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Однако он не согласился с тем, что Турция - родина черкесов. "Кто бы что ни утверждал, для черкесов родина - только Черкесия. Ни один здравомыслящий черкес такого не скажет. И подобные заявления говорят о том, что люди преследуют корыстные цели", - заключил Ачмиз.

Первый председатель "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент" Адыгеи Альмир Абрегов считает подобные призывы признаком безысходности положения черкесов не только в Турции, но и на родине.

"Здесь надо учитывать реалии жизни черкесов, для которых Черкесия - мираж, нечто недосягаемое. Турция - страна их проживания уже несколько поколений, они интегрированы в это общество. Мы помним, с какими трудностями столкнулись репатрианты первой волны в Майкопе после инцидента со сбитым российским самолетом, которых пытались выдворить из страны обратно в Турцию. Ни Кремлю, ни местной администрации не желательна репатриация, и этому процессу всячески мешают. Видя, насколько тяжело вернуться на родину, им ничего не остается кроме как быть полноценной частью турецкого государства", - заявил Абрегов корреспонденту "Кавказского узла".

Ибрагим Яганов считает, что сложности с репатриацией сирийских черкесов ставят вопрос перед турецкой диаспорой, нужны ли они на Кавказе.

"Основная проблема заключается в том, что историческая родина не готова сегодня принять даже ту часть черкесов, которая хотела бы вернуться. Хороший пример "сирийский вопрос". Россия была союзницей Сирии в этом конфликте. Российская делегация во главе с покойным Альбертом Кажаровым поехала в Сирию, встречалась с черкесской диаспорой и обещала государственную поддержку в переселении на родину. Тем не менее, репатриация не состоялась", - напомнил он.

По его словам, очень мало из сирийских черкесов вернулись на историческую родину, а те, кто вернулся, "находятся в резервации в таких селах как Благовещенка, без условий, без средств к существованию, без работы и пытаются выжить в новых российских условиях".

"Надеяться, что при таком отношении к репатриантам черкесская диаспора Турции будет массово возвращаться на родину, не приходится", - заключил Яганов.  

Так же стало известно, что вечером 15 июля погиб сотрудник полиции Анкары, черкес Джунейт Бырс. Новости о гибели Джунейта разместили на сайтах черкесских общественных организаций Турции Кавказской федерации Хасэ (Kaffed) и «Объединенной Черкесии».

Автор:Аида Герг
18.07.2016 в 14:11Titul

это мы так думаем, Дед Мороз. ДЛя Эдогана и военных все по другому. все они хорошо знают кто такие черкесы и арабы и курды

18.07.2016 в 16:32Nice

Ничего, Дед не изменилось бы. Для черкесов ничего не изменится пока они не научится отстаивать свои национальные интересы. Кроме того, ни у Эрдогана ни у оппонентов нет мысли о том чтобы дать статус черкесскому народу. Так что все их пляски - баян. 

18.07.2016 в 16:30Nice

Вопрос не в том что считают турки, вопрос в том что считают наши. Я много общалась с диаспорой, знаю их настроения и те проблемы с которыми сталкиваются при желании вернуться. У них это все конечно отбивает охоту сюда соваться. Плюс всякие недочеркесы которые смеют говорить - вы один раз с родины убежали, вот и не возвращайтесь. Нас диаспора считает обрусевшими. Мы их арабизированны и т.д. Но при всех сложностях говорить что твоя родина - это Турция, я считаю предательством по отношению к памяти тех кто тысячами погибал на турецком берегу. Если быть до конца объективным, Османская Империя делит ответственность за те потери который понес черкесский народ. Благодаря им, непогибшие от царских воиск погибали уже там. Потом их любимый Кемаль Ататюрк. Видя как черкесы воинствены порядочны и добросердечны, использовал их в своих целях и отправил восвояси. Мол, спасибо, на этом вы мне больше не нужны. То есть обманул. А мы все готовы умирать за Турецкое государство... 

19.07.2016 в 11:20Mokhmad_return

никто из черкесов Турции не собирается в нашу мухосрань возвращаться. не обольщайтесь. это их страна и они себя считают турками. Они граждане старны, которя их спасла от полного исчезновения, от истребления российской империей. Черкесы - благородный и благодарный народ, потому сегодня, когда в жизни турецкого народа сложный период - они вместе со своей страной. Вам этого не опнять. у вас одна ватная пропаганда, которая уже не в состоянии отделить искренние чувства от конъюнктуры

18.07.2016 в 17:22Nice

Эрдоган? Проставится?)))Пути Господни как говорится... Но чтобы Эрдоган проставился ты должен быть Путиным))))))))))) а точнее он должен от тебя экономически зависеть)) 

18.07.2016 в 11:07Titul

Руслан Кеш по делу говорит. Зачем нашим поддерживать Эролгана если для него нет черкесов как народа. Это внутренние турецкие разборки между сторонниками и противниками ес, я так считаю

18.07.2016 в 16:59Dead Мороз

так и есть...ну может быть..примут вопрос по идентификации, так сказать, к рассмотрению..после того,как народ вышел на его поддержку и защиту..в том числе и черкессы..в ответку он должен "проставиться"..

17.07.2016 в 22:24Nice

Не ну это же надо иметь такую наглость заявить что Турция родина черкесов. Интересно где расположена в Турции территория исторического проживания черкесов? А вообще в условиях когда и у курдов и у арабов и у узбеков и уйгурцев есть какой-никакой но статус, а положение черкесов, при всем что они сделали для становления Турции, держится на "постольку-поскольку" поддерживать Эрдогана и становится ради него под пули - клинический диагноз. Благо не все тамошние черкесы такие.  

18.07.2016 в 12:32Dead Мороз

для Эрдогана есть турки,куда и входят черкессы,единение в одну нацию,как говорится..тем более,поддерживают те,кто там родился..выразили свою позицию,не более..почему нет..к чему бла бла бла все эти..

18.07.2016 в 09:34Dead Мороз

если бы его свергли,все бы для черкессов кардинально изменилось бы?...keep talking...

18.07.2016 в 15:06Dead Мороз

Titul, ну ты в один котел всех не кидай)...курды это вообще,отдельная болезненная тема для Турции..и внутренне и внешне.

18.07.2016 в 17:40Dead Мороз

думаешь на словах тока отблагодарит?))

18.07.2016 в 17:02Dead Мороз

кстати армяне не понятно чему радовались,когда заваруха ток началась... аж плясали..в европе,сирии,т.д..видео показывали...мож и турецкие тож..в душе..хотя они там в полном шоколаде пребывают)))....в надежде,что следующий глава страны признал бы геноцид...??...

18.07.2016 в 11:02Titul

 они же все в турции считаются турками и арабы и наши

18.07.2016 в 17:55Nice

Если даже на словах отблагодарит)) Я не осуждаю Эрдогана. Он делает так как считает правильным для своей страны. В рамках политики партии. И так, в принципе, должен поступать каждый. Это правильно. Кто бы чего бы не хотел лидер должен идти намеченным путем. И в этом пути места черкесам как политической нации нет. Это сложно признать, но надо. 

18.07.2016 в 19:21Иосиф geormurgibek

черкесский вопрос что бы решился черкессия должна стать независимой самодостаточной и найти общий язык с соседями. 

должна быть программа развития как самого черкесского эьноса так и в связке с соседскими народами.

ни один пункт невыполним в блтжайшие годы. и с этим поколением и с этим воспитанием. это касается всего кавказа и всех наций

я так вижу.рад ошибиться здесь

19.07.2016 в 12:40Dead Мороз

согласен,Nice...

19.07.2016 в 10:26Nice

Все в рамках института демократии. В принципе этот процесс не может быть и не обещался быть легким и быстровыполнимым. Тут конечно все зависит от самих черкесов. 

19.07.2016 в 11:17Mokhmad_return

чушь. все черкесы считают себя турками в Турции и никого насильно Эрдоган на улицы не выводит. вот это повизгивание и поскуливание в основном идет от российских черкесов проправительственных.

19.07.2016 в 12:40Dead Мороз

так и есть...

19.07.2016 в 10:19Nice

геноцид армян они не признают. даже если на смену Эрдогану придет 153 демократа))) У них есть свои причины не считать себ виновниками геноцида. Т.е. геноцид был... но былли со стороны тех кого обвиняют... турки считают по другому. 

19.07.2016 в 12:41Dead Мороз

+

21.07.2016 в 17:55Nice

А вы со всеми черкесами в Турции общались?)) Слава Богу, Вы не правы. Далеко не все черкесы считают себя турками не смотря на попытку насильственной ассимиляции Ататюрком. И многие стремятся иметь тесные связи с родиной. О репатриации речи нет. РФ к этому не распалает. 

22.07.2016 в 09:57Nice

"Вам" - это кому?))) мне?))))