18:00 / 04.08.2016Участники этнолагеря в Северной Осетии изучают наследие алан

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

С 1 августа в Северной Осетии работает этнолагерь "Аланский след", участниками которого являются потомки алан из Турции, Венгрии и Сирии. 5 августа участники проекта планируют побывать в Южной Осетии.

Информация о проведении этнолагеря "Аланский след" поступила на смс-сервис "Кавказского узла" 1 августа. "С 1 августа в течение недели в Северной Осетии работает этнолагерь для соотечественников за рубежом", - написал автор сообщения.

Аланы  — ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения. Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие осели на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Прямыми потомками алан являются современные осетины, отмечается в размещенных на "Кавказском узле" в разделе "Справочник" материалах "Аланы" и "Осетины".

"Мы помогаем участникам проекта не забывать свои корни"

Этнолагерь "Аланский след" начал работать 1 августа, отъезд участников запланирован на 8 августа. "Всего к нам приехали 16 осетин из Турции, 13 ясов из Венгрии, трое осетин из Сирии, еще трое – из Южной Осетии", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) Георгий Чочиев.

Впервые этнолагерь "Аланский след" был организован в прошлом году, рассказал исполняющий обязанности министра по национальным отношениям Северной Осетии Сослан Хадиков.

"Мы пригласили в Северную Осетию наших соотечественников, этнических осетин, которые проживают за границей, чтобы они посетили родину предков. В этом году мы пригласили этнических осетин Турции. Также участниками проекта являются осетины из Сирии и венгерские ясы, которые покинули Северный Кавказ в 13 веке и ушли жить на берега Дуная. Они себя называют ясами", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сослан Хадиков.

По его словам, этнолагерь "Аланский след" является "открытой площадкой и участие в нем бесплатное". "Мы просто помогаем участникам проекта не забывать свои корни, культуру, традиции и обычаи", - рассказал Сослан Хадиков.

Программа этнолагеря, по его утверждению, "предполагает погружение в культуру народа". "В рамках работы лагеря запланированы встречи с местными политиками, общественными деятелями, учеными. Будут проводиться мастер-классы по приготовлению национальных пирогов и других блюд, по национальным костюмам, танцам, пению. Также в программе – посещение исторических мест, ущелий, башен", - отметил Сослан Хадиков.

"Участники проекта обсудили вопрос сохранения осетинского языка"

Участники лагеря уже провели встречу с представителями Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева (СОИГСИ).

"Состоялась встреча участников этнолагеря с научной и творческой интеллигенцией. Встреча была построена так, что некоторые исследователи прочитали лекции. Но так как требовался постоянный перевод, то на чтение лекций ушло много времени", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" старший научный сотрудник СОИГСИ Диана Сокаева.

Она также отметила, что участники проекта "обсудили вопросы сохранения осетинского языка". "Мы говорили о том, что важно разговаривать на языке, не забывать, что мы – осетины", - добавила Диана Сокаева.

Научный сотрудник СОИГСИ, кандидат искусствоведения Дзерасса Дзлиева, рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что в ходе встречи также "был поднят вопрос взаимодействия с диаспорами".

"Обсуждались вопросы о том, как могут взаимодействовать с диаспорами осетин в Турции наши соотечественники. Со стороны министерства по вопросам национальных отношений прозвучало обещание, что этот лагерь будет проводиться каждый год. В основном, конечно, обсуждались вопросы языка. Для того чтобы чувствовать себя причастным к осетинам и к аланам, необходимо знать свой язык. Обсуждались вопросы национальной самоидентификации", - рассказала Дзерасса Дзлиева.

"В рамках работы этнолагеря будет презентована книга осетинских сказок"

В свою очередь профессор кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского госуниверситета Руслан Бзаров подчеркнул, что "в ходе встречи с участниками проекта получился живой разговор".

"Этнолагерь – не академическое мероприятие, хотя в нем и принимают участие ученые. В ходе встречи были презентованы доклады о появлении ясов в Венгрии и уходе осетин в Турцию", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Бзаров.

В рамках работы этнолагеря гостям республики будет презентована книга осетинских сказок на венгерском языке, иллюстраторами которой стали дети из Северной Осетии, сообщает издание "15-й регион".

5 августа участники проекта планируют побывать в Южной Осетии, сообщила представитель министерства культуры Северной Осетии. "Наши соотечественники приедут в Цхинвал в пятницу. Представители осетинских диаспор встретятся с руководством республики и представителями интеллигенции. Они посетят мемориальные места и Национальный музей", —  цитирует представителя министерства культуры республики Мадину Остаеву издание "Спутник-Осетия".

Автор:Анна Гилева
04.08.2016 в 18:58radiowerewolf

интересно среди ясов кто-то еще остался кто умеет разговарвать или хотя бы понимает осетинский? вроде как несколько веков уже растворились в мадьярском протсранстве. откуда тяга к корням появилась заново? 

04.08.2016 в 19:21Самый Чёрный

Музыканты, воины, а какие шикарные спортсмены! Знамениты на весь мир! Отсюда и тяга... У меня тоже этнолагерь. За неимением в окружении Осетинского языка, пошёл напрямик к иранцам... Не совсем то.. Но.. На безрыбьи...

14.08.2016 в 13:48Салеховна

очень интересный проект. Мы мало знаем об осетинской диаспоре на Ближнем Востоке, больше о черкесской, возможно, в связи с последними событиями в Сирии и темой репатриации сирийских черкесов. Как они адаптировались на новой ролине? Как сохраняли свою идентичность в советский период, когда связи с родиной были под запретом и ни о каком обмене учебниками или, тем более, визитах на родину не могло быть и речи. Я читала в фейсбуке, что СОГСИ в прошлом году ездил в фольклорную экспедицию в Турцию, интересно, что они смогли там записать, и как фольклорное наследие осетин диаспоры связано с фольклором осетин России. Этнолагерь, мне кажется, наиболее оптимальная форма общения диаспор и метрополии в современном мире - она психолоически комфортна и необременительна, особенно для человека, который впервые оказывается в такой среде. хотелось бы, чтобы визит ученых привел к каким-то масштабным совместным проектам. Тем более, что вокруг аланского наследия уже существует определенный политический фон, далекий от исторической реальности. Чего стоят "Аланские ворота" и Магас. Особенно то, как нарочито это тема продвигается в Ингушетии.

13.03.2017 в 02:21hasan-1

Некрасиво это , какие вы к черту аланы....Вы осетины...воистену!!!