ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Население сгоревшего села Мокок в Дагестане ждет компенсаций и визита главы республики Рамазана Абдулатипова.
"Кавказский узел" сообщал, что 24 августа премьер-министр Дагестана Абдусамид Гамидов подписал распоряжение о выделении из резервного фонда 2,415 миллиона рублей на единовременные выплаты пострадавшим от пожара жителями села Мокок. Местные жители помощь до настоящего времени не получили.
21 августа в результате пожара в селе Мокок Цунтинского района остались без жилья 480 человек, в том числе 190 детей. 22 августа министерство по национальной политике Дагестана объявило об открытии пункта сбора вещей для погорельцев. Сбор помощи жителям Мокока также объявлен Фондом Бёлля в Москве. Премьер-министр России Дмитрий Медведев распорядился помочь в восстановлении домов жителей села.
В списке пострадавших 701 человек
701 человек включен в список на возмещение утраченного имущества, еще около 50 пострадавших в список не вошли из-за прописки в иных населенных пунктах, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" местные жители.
"Предварительные списки составлены на 701 пострадавшего и имеются еще дополнительные списки в количестве до 50 человек. Количество сгоревших домов — 83, там есть двух-трехэтажные дома. Дома включаются в списки на компенсацию на основании правоустанавливающих документов. Компенсаций другого имущества не планируется. Основная масса погорельцев не смогли вынести имущество, многие остались просто в одежде, даже без документов", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" юрист администрации сельсовета "Шауринский" Абдулла Абдуллаев. Он также отметил, что потерь домашнего скота во время пожара зафиксировано не было.
Не смогли ответить в администрации на вопрос о сумме выплат пострадавшим и срокам возмещения ущерба. "По сумме выплат пока не известно. Сегодня приехали кураторы, замминистра МЧС республики. Пока здесь еще дымит, для безопасности людей туда не пускают. Пока ни о каком восстановлении жилья речи нет, людям еще ничего не выделяли. Основная проблема на сегодня состоит в том, что людям негде жить. Основная улица в селе была протяженностью 1,5 км. Вот по ней и прошелся пожар. В отдаленных местах осталось по одному-два дома. Люди в этих домах живут. Сегодня уже организовали палатки для ночевки", - отметил Абдуллаев. По его словам, люди потеряли и заготовленные к зиме продукты питания, а также корм для скота.
"То, что летом еще не собрали урожай, картофель, другие овощи, они сохранились. У нас имеется крупный рогатый скот, а то, что летом собрали, например, сено - все сгорело. Где-то около 200 с лишним голов крупного рогатого скота, и пока не знаем, что с ними делать. Либо - в соседние села, либо - продавать. Людям нечем их кормить. На зиму готовимся. Мука, сахар, фрукты, все это тоже уничтожено. Сейчас на месте работают республиканские и федеральные службы, БТИ, МЧС, Ростехинвентаризация", - сказал Абдуллаев.
Для погорельцев организовано трехразовое питание
Сегодня в селе начала работать полевая кухня, размещенная в одной из палаток, где люди получают трехразовое горячее питание, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" местные жители. "Полевая кухня в большой палатке. Трехразовое питание, с гуманитаркой проблем нет. Установлены также девять маленьких палаток. В одной из них медицинская служба, где оказывают помощь. В других палатках не было коек, потому людей не могли размещать. Сегодня привезли гуманитарную помощь, и работы по оборудованию палаток начались", - сказал также Абдуллаев.
Около четырех дней в селе не были на должном уровне организованы мероприятия по предотвращению последствий пожара, рассказали местные жители. "Три-четыре дня не было ничего организовано, хотя сообщали, что все здесь отлично. Со вчерашнего дня только начались работы. Изначально нас хотели разместить в школу, но она в аварийном состоянии, и людей туда побоялись размещать. Трехразового горячего питания на всех сейчас хватает", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Абусупьян Рамазанов.
Он также отметил, что в нескольких палатках сегодня был установлен пол, и в них начали заселять людей. "Пола не было в палатках, было холодно, потому пока невозможно жить. Сегодня пол устанавливают, уже в двух-трех палатках установили. Три палатки большие по 20 человек вместимостью. Одна палатка столовая, еще одна палатка — медпункт. В любом случае люди не поместятся в этих палатках. Здесь вертолетная площадка, готовятся к приезду главы республики, потому один ряд палаток убрали. Иного места, чтобы приземлить здесь вертолет, нет", - рассказал Рамазанов. При этом на вопрос о транспортном сообщении отметил, что "имеется автомобильное".
По словам Рамазанова, местным жителям предлагают восстановить жилье на прежнем месте, что представляется очень сложным. "Цифры пока не озвучиваются. Говорят, что на том же месте надо будет строить. Но это невозможно. У кого-то нижний фундамент, а для другого — это крыша. Очень сложное расположение. Говорят, что могут и на равнине выделить землю, в предгорных районах", - сообщил Рамазанов, отметив, что ранее в селе таких пожаров не было.
"В районе пожары были, люди получали жилищные сертификаты на каждого члена семьи по 450 тысяч рублей, исходя из 18 квадратов на человека. Многие хотят получить такие сертификаты, потому что здесь жить невозможно, нет условий, школа находится в аварийном состоянии", - сказал Рамазанов.
Волонтер: в Мокок доставлено много гуманитарной помощи
В настоящее время пострадавшим от пожара раздали только постельные принадлежности и продукты питания, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" волонтер Фонда имени Генриха Бёлля Патимат Магомедова. "Есть гуманитарная помощь, одежда, матрацы раздавали, одеяла, подушки, очень много гуманитарки продуктами", - отметила Магомедова.
Люди в Мококе зарабатывают сельским хозяйством, многие уезжают на заработки, рассказала также Магомедова. "Люди живут сельским хозяйством, у кого-то маятниковая миграция, люди выезжали на заработки, кто-то на пенсию живет. Пожар случился в дневное время, помимо имущества ничего не сгорело - скот, птица остались целы. Принцип построения домов таков, что крыша одного дома другому служила двором. Но все дома были впритык", - сказала волонтер.
По ее словам, сейчас люди живут в соседних селах, кто-то у родственников. "В палатках люди смогут пробыть недолго. Это высокогорье, в сентябре там будет уже холодно, и детям надо в школу ходить, а футбольное поле, где размещены эти палатки, от школы расположены далеко", - отметила Магомедова.
Чиновник: ситуация со школой в Мококе критическая
Школа осталась цела после пожара, однако ранее находилась в аварийном состоянии, рассказал представитель администрации сельсовета Абдулла Абдуллаев. "Все об этом знают - и глава республики, и министр образования. В школе людям запретили размещаться из соображений безопасности", - отметил юрист, при этом не смог пояснить, как разрешается вопрос с безопасностью самих детей.
О невозможности обучения в школе говорят и волонтеры. "Школа в аварийном состоянии. Когда я первый раз вошла в школу, мне казалось, что в следующую секунду это все обрушится на голову. Не передать, в каком состоянии эта школа, особенно зимой. Она топится печками-буржуйками, дети учатся в заполненном дымом классе. Я не могла там находиться несколько минут, не знаю, наверное, в послевоенное время такого не было. Школа в ужасном состоянии", - считает Магомедова.
О критическом положении говорит директор школы и член комиссии по ликвидации последствий пожара Магомед Абдуллаев. "Школа в аварийном состоянии, людей мы сознательно не стали размещать в ней, потому что если нагрузка будет очень большой, а там уже стены кривые, то это добром не закончится. Мы определили для них места в других школах. Какое-то количество людей в палаточном лагере будет, но все не поместятся. По поводу аварийности школы мы отправляли множество папок на имя руководства, вплоть до Москвы, но ничего не предпринимается. Детей пускать в такую школу нельзя. Если что-то случится, то крайним будут считать директора", - рассказал Абдуллаев корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил отсутствие внимания к проблеме со школой и со стороны республиканских СМИ. "Часто к нам приезжали журналисты, но почему-то и они не освещают положение в школе. Из руководства республики приезжал министр МЧС, председатель правительства приезжал, они не смогли вертолетом спуститься. В воскресенье мы ждем главу республики. Ранее он тоже обещал. В школу он вряд ли пойдет. Говорят, что до него не довели ситуацию по школе", - сказал директор.
Он также сообщил, что в случае если пострадавших от пожара включат в республиканскую программу, то компенсации будут выплачиваться из расчета 12 тысяч рублей на один квадратный метр с учетом 18 метров на человека. "Суммы известны - если это республиканская программа, то 12 тысяч рублей за один квадратный метр из расчета на одного человека 18 квадратных метров. Если федеральная - то 25 тысяч. Гуманитарную помощь прислали из всех районов Дагестана и деньгами, и продуктами. Деньги раздают людям. Сегодня прислали 100 тысяч рублей. Мы идем по порядку, по 5 тысяч раздаем. Сегодня одному, завтра другому. Люди сейчас у родственников, в соседних селах, до ближайшего - километра два, до следующего села - пять километров", - заявил Абдуллаев.