00:16 / 07.09.2016Президент Азербайджана предложил ужесточить наказание за антигосударственные преступления

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В парламент Азербайджана поступил законопроект о введении уголовного наказания за попытки смены конституционного строя, нарушение территориальной целостности страны на почве религиозного фанатизма и вражды.

В порядке законодательной инициативы президента страны в Национальное собрание страны представлен законопроект о поправках в Уголовный кодекс (УК) Азербайджана, сообщил источник в парламенте.

В частности, предлагается дополнить УК новой статьей 278.2. Она предусматривает меры ответственности за действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Азербайджана, в том числе его светского характера, на захват власти, а также на нарушение территориальной целостности страны на почве религиозной вражды, радикализма, фанатизма. Подобные деяния, согласно законопроекту, влекут наказание в виде лишения свободы 15 до 20 лет, или пожизненное заключение, передает АПА.

Поступление в НС законопроекта подтвердил корреспонденту «Кавказского узла» источник в парламенте Азербайджана и сообщил, что, очевидно, документ будет представлен на пленарном заседании законодательного органа на осенней сессии, которая пройдет с 30 сентября по 30 декабря.

Заседания постоянных комитетов после летних каникул начинаются с 15 сентября, пояснил корреспонденту «Кавказского узла» заместитель председателя парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства Ровшан Рзаев. По его словам, все готовые к обсуждению законопроекты будут рассмотрены в профильных комитетах до начала осенней сессии парламента, которая открывается 30 сентября.

В целесообразности принятия поправки в УК сомневается член Национального совета демократических сил (НСДС) Намизад Сафаров.

«У нас в последние 20 лет законодательно неуклонно ужесточается. Повышают штрафы, увеличивают сроки тюремного наказания. На самом деле уголовное законодательство должно быть гуманизировано. Опыт демократических государств показывает, что именно гуманизация законодательства способствует уменьшению преступности», - пояснил Сафаров.

По его мнению, «предлагаемые нововведения в УК имеют цель устрашения общества, и в особенности верующих».

В принятии указанных поправок в УК «нет необходимости ни с точки зрения техники законодательства, ни в плане практической целесообразности», добавил эксперт.

Так, по словам Сафарова, в УК есть статья 278 «Насильственный захват власти». Она предусматривает ответственность «за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Азербайджанской Республики, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя государства».

«То есть, УК уже предусматривает ответственность за попытку насильственного захвата власти или смены конституционного строя. Нет разницы, на какой почве это совершается – религиозной вражды или чего-то еще. Тем более что и по действующему УК за попытки захвата власти и смены конституционного строя предусматривается максимальное наказание в виде пожизненного заключения», - отметил Сафаров.

По его словам, «введение в содержание указанной статьи УК «религиозного содержания» на практике может привести к произвольным толкованиям и интерпретации как действий, направленных на насильственный захват власти и смену конституционного строя, выступлений отдельных верующих и религиозных деятелей.

«Собственно, это мы видим по так называемому «Нардаранскому делу», когда перед судом предстали лидеры и члены общественного Движения «Мусульманское единство». Видимо, введение УК направлено на ограничение религиозной деятельности», - полагает Сафаров.

По его словам, территориальная целостность страны в действующем УК также достаточно защищена. Так, в УК есть статья 274 (государственная измена), которая предусматривает ответственность за умышленные деяния в ущерб суверенитета, независимости, территориальной целостности и государственной безопасности Азербайджана в виде лишения свободы на длительные сроки вплоть до пожизненного заключения. Кроме того, статья 280 УК влечет ответственность за вооруженный мятеж против территориальной целостности вплоть до пожизненного заключения.

Поправки в УК разработаны в связи с принятием с конца прошлого года пакета изменений в законодательство с целью усиления борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, считает эксперт в области права, член общественного объединения «Платформа гражданского общества» Алескер Мамедли. В законодательство были введены новые понятия, и теперь возникла необходимость установить меры ответственности за их нарушение, заметил Мамедли.

«Однако целесообразность ужесточения законодательства с точки зрения реальной борьбы с преступностью вызывает сомнения. Уменьшению преступности способствует не ужесточение меры наказания, а гуманизация наказания, предоставление гражданам больше свобод. Приведу один пример: когда в конце 1990-х гг. в Азербайджане обсуждался вопрос об отмене смертной казни, противники этого пугали ростом умышленных убийств. Однако этого не произошло, и количество, согласно статистике, заметно уменьшилось», - сказал Мамедли корреспонденту «Кавказского узла».

На его взгляд, указанные поправки больше преследуют цели устрашения - и в особенности религиозной части общества.

«По мере дискредитации демократических ценностей, подавления прав человека, устранения институтов гражданского общества, люди больше стали искать пусти достижения справедливости в исламе. За последнее десятилетие заметно выросло число верующих, строго соблюдающих предписания ислама. Власти всегда опасались консолидации людей на религиозной почве. А сейчас на фоне экономического кризиса из-за рухнувших цен на нефть религиозный фактор как потенциальный источник дестабилизации - вдвойне опасен для правительства», - пояснил Мамедли.

Поэтому, считает он, «в УК хотят внести новые нормы с акцентом на религиозный фактор, чтобы запугать людей, сдерживать их от религиозной и гражданской активности». «Это, конечно же, ограничительные меры. Я не знаю как во всем мире, но в странах Совета Европы таких законов нет. Предлагаемые нововведения в процессе практического применения могут вступать в противоречие с нормами Европейской конвенции прав человека и, в частности, ее нормы о свободе выражения. Ведь понятие «религиозной вражды» может довольно субъективно интерпретироваться», - отметил эксперт.

Мамедли считает, что «при качестве работы наших правоохранительных органов эти опасения весьма реальны».

«К примеру, в «Нардаранском деле», совершение богословом Талехом Багирзаде молитвы в честь 12-го имама было представлено следствием как доказательство подготовки им попытки переворота (согласно доктрине шиитов, последний, 12-й имам Махди проживает в тайне с 872 года, и это продлится так долго, как Бог того пожелает. Когда он вернется мессией, он восстановит истинное правление ислама и наполнит землю справедливостью, правосудием и миром, - прим. "Кавказского узла")», - сказал Мамедли.

При этом он выразил сомнения в том, что в Азербайджане есть почва для религиозного радикализма, угрожающая основам светского строя.

«Да, были реальные проявления религиозного экстремизма. Но это были небольшие группы с чуждыми для азербайджанской исламской традиции идеями, не имеющие поддержки среди масс верующих. Однако создается впечатление, что власти больше заняты борьбой с мнимыми угрозами конституционному строю. Периодически у нас проводились процессы против таких «заговорщиков» - это и «Дело группы Саида Дадашбейли», и «дело против лидеров Исламской партии» и нынешнее «Нардаранское дело». Убедительных доказательств приписываемых обвиняемым уголовных деяний следствие не представляло, и судебные процессы выявляли политическую подоплеку этих дел», - отметил Мамедли.

Глава Центра мониторинга политзаключенных Эльшан Гасанов выразил опасения, что предлагаемые поправки в УК могут стать основой для новой волны преследования верующих.

«У нас более ста политзаключенных, и более двух третей из них верующие, причем приверженцы различных течений ислама – шиитов, суннитов, салафитов, нурсистов. Видимо, создается правовая база для осуждения неугодных верующих на более длительные сроки наказания», - заметил Гасанов.

Автор:Фаик Меджид
07.09.2016 в 09:56Маргоша

Я бы не стала называть угрозы конституционному строю мнимыми: достаточно посмотреть на последние события в Турции, Казахстане, Армении, чтобы понять, что некие силы, под личиной демократии создают протестные настроения, чтобы дестабилизировать обстановку в разных странах и привести их именно к смене конституционного строя, как это было в Украине.