ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Материалы о политическом характере уголовного преследования корреспондента "Кавказского узла" в Чечне Жалауди Гериева опубликовали "Коммерсант" и британская газета The Guardian.
Как сообщал "Кавказский узел", 5 сентября суд приговорил Жалауди Гериева к трем годам колонии. Журналист был обвинен в хранении марихуаны, но на суде полностью опроверг версию следствия и отказался от признательных показаний. Защита обжаловала приговор и требует оправдания Гериева, указывая на многочисленные примеры фальсификации материалов дела и противоречий в доказательной базе обвинения.
Гериева задержали 16 апреля 2016 года. Следствие утверждает, что он поехал на окраину села Курчалой, чтобы употребить наркотики, хотя на этот день у журналиста был назначен рейс в Москву. Гериев рассказал суду, что его задержали именно по дороге в аэропорт. У него отобрали телефоны и рюкзак, в котором потом оказались наркотики. Силовики отвезли журналиста в лесополосу и допрашивали, скрутив ему руки проволокой и надев на голову пакет. Несмотря на это, суд счел версию обвинения заслуживающей доверия.
Интервью с защитником Гериева Алавди Мусаевым опубликовал 20 октября "Коммерсант". Мусаев сообщил, что рассмотрение жалобы на приговор своему подзащитному ожидает в первой декаде ноября и рассчитывает на оправдательный вердикт.
По словам Мусаева, до сих пор не удается выяснить окончательно все обстоятельства задержания журналиста и установить личности тех, кто за этим стоял.
"Есть свидетели, которые звонили родителям Гериева и говорили, что их сына похитили и увезли в неизвестном направлении, – сказал защитник. – Их слова подтверждает детализация телефонных разговоров. Но никаких фактов, подтверждающих, что кто-то заказал Гериева, нет. Мы по этому вопросу обратились в следственный комитет и попросили провести проверку. Думаю, по ее результатам станет ясно, почему и каким образом его задержали".
Сам Гериев исключает, что у него могли быть какие-то личные враги в республике, и связывает преследование исключительно с профессиональной деятельностью, отметил Мусаев.
"Он с первого дня настаивал на том, чтобы его дело получило огласку, но его родители были настроены категорично. Они опасались, что огласка ситуацию лишь усугубит, потому что озлобит его преследователей", – добавил адвокат.
17 октября Правозащитный центр "Мемориал" признал Жалауди Гериева политзаключенным. Правозащитники уверены, что приговор стал наказанием за его журналистскую деятельность.
В материале "Коммерсанта" также приводится комментарий руководителя программы "Горячие точки" ПЦ "Мемориал" Олега Орлова, который объяснил изданию, что признание Гериева политзаключенным, как надеются правозащитники, должно способствовать огласке обстоятельств дела Гериева.
"Я и мои коллеги не раз сталкивались с тем, что люди, которых мы признавали политзаключенными, потом нас благодарили за это. Такая моральная поддержка и внимание к делу важны для человека, который сидит", – сказал Орлов.
Ранее материалы о приговоре Гериеву и его признании политзаключенным на русском языке публиковали "Дождь", "Новая газета", Meduza, "Эхо Москвы", "Радио Свобода", "Медиазона", "Кавказская политика", "Каспаров.ру", "Открытая Россия" и другие медиа.
Дело Гериева получило огласку не только в российской прессе. Так, 10 октября о преследовании журналиста написала британская газета The Guardian. В статье рассказывается об обстоятельствах задержания Гериева, чье дело анонимный автор материала называет очередным примером давления на представителей СМИ при Рамзане Кадырове.
"Дело Гериева в Грозном почти не упоминают. Приговор стал предупреждением для всех сомневающихся и инакомыслящих, и он эффективен: я не знаю здесь ни одного журналиста, кто согласится написать материал о послевоенной Чечне, где будет хоть что-нибудь, кроме похвалы", – пишет автор статьи.
Напомним, с заявлениями в защиту Гериева выступали Союз журналистов России и международные правозащитные организации Human Rights Watch, Article 19, Free Press Unlimited, Front Line Defenders, Civil Rights Defenders, Freedom House, "Репортеры без границ", Норвежский Хельсинкский комитет и Обсерватория по защите правозащитников. Тексты заявлений опубликованы в разделе "Документы организаций" на "Кавказском узле".
На платформе Change.org продолжается сбор подписей под петицией в поддержку Гериева, авторами которой являются друзья журналиста. Число подписей уже превысило 23,5 тысячи.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
Мы по старой советской привычке считаем, что публичность опасна в решении проблем. Пора от этого как-то отходить. Публичность - это лекарство, как для тех, кто преследует, так и для самого преследуемого.