ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Приговор активисту Гиясу Ибрагимову незаконен и несправедлив и будет обжалован, заявил адвокат активиста Эльчин Садыгов. О полной поддержке своего сына заявила мать осужденного Шура Ибрагимова. Политически мотивированным назвал приговор лидер Народного фронта Азербайджана Али Керимли.
"Кавказский узел" сообщал, что Гияса Ибрагимова и активиста движения Nida Байрама Мамедова задержали в Баку 10 мая 2016 года по обвинению в незаконном обороте наркотиков. 21 октября гособвинитель заявил о том, что вина Ибрагимова в незаконном обороте наркотиков доказана и предложил приговорить его к девяти годам лишения свободы. Обвинительный приговор Гиясу Ибрагимову 25 октября вынес Бакинский суд по тяжким преступлениям. По решению суда активист приговорен к 10 годам лишения свободы.
Представители движения Nida заявили, что Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов были задержаны после появления граффити "Qul bayramınız mübarək!" (Поздравляем с праздником рабов!) и "F...k the system!" на постаменте памятника Гейдару Алиеву в Баку. Вину Ибрагимов и Магомедов не признают и говорят, что показания давали под пытками. Международная правозащитная организация Amnesty International признала их "узниками совести". Предварительное следствие по делу Ибрагимова было завершено в конце августа. Следствие в отношении Мамедова также завершено и передано на рассмотрение Бакинского суда по тяжким преступлениям.
Судебное заседание было назначено на 17.00 (16.00 мск) в зале Бакинского суда по тяжким преступлениям, вмещающем 30 зрителей. Однако желающих наблюдать за процессом оказалось больше. Это были в основном молодые активисты из движения Nida и партии Народного фронта Азербайджана, а также ее лидер Али Керимли. На скамейках, рассчитанных на 3 места, впритык помещались по четыре-пять молодых людей. Группе численностью порядка 20-25 человек мест не хватило, и они остались ждать на улице.
Перед вынесением приговора с заключительной речью выступили адвокат и сам обвиняемый.
В начале заседания адвокат Эльчин Садыгов передал председательствующему судье письменный вариант своего выступления.
«Конечно же, мы настаиваем на оправдательном приговоре. Справедливого вердикта не ожидаем, поэтому не вижу смысла выступать здесь. В письменном тексте позиция защиты подробно изложена, и это мы сделали с точки зрения наличия оснований для обжалования приговора в вышестоящих инстанциях», - сказал Садыгов.
Сам обвиняемый Ибрагимов сообщил, что подготовил письменный текст, однако перед выездом в суд в СИЗО выступление у него отобрали.
«Я не хочу защищать себя по предъявленному обвинению. Каждый совестливый человек знает, что истинной причиной ареста стал мой гражданский протест против беспредела в стране. Я не нарушал написанных законов. Но у системы есть неписаные законы, в которых рабство представляется как свобода. Когда нарушаешь эти неписаные законы, сложно избежать «наказания». Когда люди «нарушают» неписаные законы, то их арестовывают по клеветническим обвинениям», - заявил Ибрагимов.
Он отметил, что, написав лозунги на памятнике, хотел выразить протест против несправедливости, однако это было расценено как «оскорбление духа человека, которого уже нет в жизни».
«Мне в полиции говорили, что «написал бы ты на могиле своего деда…». Начальник СИЗО мне говорит, что за «подобные действия народ может тебя линчевать». Интересно, верит ли он сам в это?», - продолжил Ибрагимов.
Он отметил, что сознательно сделал выбор в пользу того, чтобы «не быть рабом системы».
«Мы осознанно не стали рабами системы. Мы были на стороне тех, кто говорил правду. Система полагала, что раздавит нас. Но они не смогли сделать это. В СИЗО нам говорят, что мы «бросили себя на дно колодца». Да, мы завели себя на дно колодца, чтобы найти там воду, чтобы смыть нечистоты этой системы. Мы сознательно встали на этот путь, и просить пощады от вас не будем», - сказал Ибрагимов.
Он сказал, что не боится тяжести наказания.
«Мы верим в свободу, честным людям. Моя мать здесь призвала суд «услышать зов матери». Но я хочу сказать матери, чтобы она знала, что ее сын на стороне тех, кто за правду. Прокурор попросил 9 лет, однако мог просить 12 лет. Знаю, что он после этого моего выступления пожалеет об этом. Господин судья, вы, когда будет принимать решение, не ограничивайте себя. Нас не пугают сроки, ибо мы на стороне правды. Поэтому аресты, пытки не превратят нас в рабов», - подчеркнул Ибрагимов.
Выступление Ибрагимова было встречено залом приветственными аплодисментами. Судья Энвер Сеидов дал указание «очистить зал».
На оглашение приговора, которое состоялось спустя 15 минут после удаления судей на совещание, членов группы общественной поддержки и журналистов не пустили. В зал пустили только мать активиста и его адвоката Садыгова.
«Гияса Ибрагимова незаконно приговорили к 10 годам лишения свободы. Само оглашение приговора было незаконным. Ибо согласно пункту 5 статьи 127 Конституции во всех случаях решения суда оглашаются открыто, но сегодня приговор был объявлен на закрытом для общественности заседании. Само судебное следствие было не объективным. Никаких юридически обоснованных доказательств вины Гияса не было представлено», - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Эльчин Садыгов.
По его словам, хотя закон не запрещает суду выносить сроки больше, чем просит прокурор, на практике такое происходит крайне редко.
«Политику наказания осуществляет прокуратура, и суд не может по своей инициативе устанавливать отягчающее обстоятельство. Мы подробно изложим свою позицию по этим противоречащим логике и духу права моментам в своей апелляционной жалобе», - сказал Садыгов.
«Нет, я не буду плакать. У меня в жизни есть один сын – мой Гияс. Куда он, туда и я. Им девяти лет оказалось мало, дали десять лет. Это было ожидаемое. Могли бы дать и 12 лет. От этого правительства можно ожидать любого бесчестия. Главное, что мой сын честен. И на его честном и славном пути я всегда за ним», - заявила корреспонденту "Кавказского узла" мать Ибрагимова Шура Ибрагимова.
Лидер Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, комментируя приговор журналистам у здания суда, назвал его политически мотивированным.
«Вынесение наказание большего, чем просил прокурор, свидетельствует о том, что режим сильно разгневан на Гияса Ибрагимова. Как сам говорил Гияс, он не нарушал написанных законов. Однако он нарушил неписаные законы «династического режима». Он выступил против идолопоклонничества, насаждаемого властью. Поэтому его так жестко наказали. Гияс Ибрагимов сегодня выступил с очень зрелым и смелым последним словом. И это позволяет делать вывод, что совершенные им действия были продуманным протестом», - заявил Керимли.
Глава Общества правового просвещения, правозащитник Интигам Алиев назвал назначение активисту более тяжкого наказания, чем просил прокурор, «нонсенсом».
«Это нонсенс. Это противоречит законодательству, международному праву, судейской этике, справедливости, праву. Что можно ожидать от судьи, который писал благодарственное письмо карателям в МНБ (имеется в виду министерство национальной безопасности, упраздненное в конце прошлого года – примеч. корреспондента «Кавказского узла")» - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Алиев.
23 августа 2016 г. письмо Сеидова к бывшему главе МНБ Эльдару Махмудову от 24 декабря 2007 г., в котором в связи с завершением судебного процесса «по делу Саида Дадашбейли» он просил поощрить сотрудников МНБ за «разоблачение этой преступной группы», было опубликовано на сайте gununsesi.info. Отметим, что осужденные по «Делу Саида Дадашбейли» признаны местными правозащитниками политзаключенными.
Представители стороны обвинения оказались недоступными для комментариев.