ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Организованный фондом Михаила Шемякина конкурс "Шар в искусстве", выставка работ с которого открылась сегодня в Майкопе, стал шансом для молодых художников юга России, в том числе непрофессионалов, показать публике свои работы и ознакомиться с тем, что делают их коллеги, рассказали организаторы и участники мероприятия. По их мнению, сама выставка и тот факт, что все работы опубликованы в каталогах фонда Шемякина, мотивируют художников для новых проектов.
"Кавказский узел" писал, что фонд Михаила Шемякина ежегодно проводит конкурсы для художников из ЮФО и СКФО, по итогам которых в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе проходят тематические выставки. Например, в 2013 году прошла выставка с темой "Рука в искусстве", а в 2011 - "Крик в искусстве".
Михаил Шемякин - знаменитый художник, скульптор и искусствовед. Лауреат Государственной премии России, народный художник Адыгеи и Кабардино-Балкарии, а также кавалер ордена Рыцаря искусств Франции, который вручен ему за большой вклад в развитие изобразительного искусства. Шемякин является автором лекционно-демонстрационного цикла "Воображаемый музей: антология форм", который был показан на телеканале "Культура", и тематические выставки, организованные художником в Адыгее, стали продолжением этого цикла.
Оценкой работ занимались эксперты фонда Шемякина
Выставка "Шар в искусстве" открылась сегодня, передает корреспондент "Кавказского узла". Выставка является частью авторского проекта "Воображаемый музей Михаила Шемякина. Антология форм". К ней был приурочен конкурс для художников из ЮФО и СКФО.
У Шемякина имеется особый интерес именно к кавказскому региону, и он уже не раз сотрудничал с музеем, где сегодня открылась выставка, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" заместитель художественного директора фонда Шемякина Галина Михайлова.
"Изначально сбор работ проводится силами самого музея. На дальнейшем этапе работы оцениваются уже художественным советом во главе с самим Михаилом Шемякиным. Со стороны фонда в оценке обязательно участвует художественный директор фонда Ольга Сазонова и ее заместитель", – пояснила она правила организации конкурса.
По словам Михайловой, главным критерием при отборе работ была полнота и точность отражения темы – "Шар в искусстве".
"И, конечно же, ее художественная интерпретация и техника исполнения, качество самих работ", – добавила она.
Для Шемякина естественен интерес к кавказскому региону, поскольку он по национальности кабардинец, а его отец родился во Владикавказе, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" директор Северокавказского филиала Музея Востока Нафисет Кушу.
"В 2010 году, на празднование 70-летия Адыгейского государственного университета, нас посетил сам Михаил Шемякин. Мы получили ответное приглашение от него, и побывали в его резиденции в Париже. Там мы увидели, насколько огромную и масштабную работу он проводит не только как художник, но и как исследователь. Эта работа несет огромное историческое значение. С тех времен у нас зародилось тесное сотрудничество и дружба с ним самим и его фондом", – пояснила она.
В это же время художник начал воплощать в жизнь проект "Воображаемого музея...". До 2016 года музей в Майкопе был единственным местом в СКФО, где работы с тематических конкурсов выставлялись, отметила Кушу.
"В этом году эстафету приняла и КБР – в Нальчике должна состоятся выставка прошлого конкурса, "Дети в искусстве", которую посетит сам художник", – уточнила она.
Конкурс показывает, что Северный Кавказ нельзя считать культурно изолированным регионом, искусство здесь активно развивается. "Но вот нести наше искусство и результаты ценнейшего исследовательского труда в народ в последние десятки лет очень нелегко", – отмечает директор филиала.
Больше всего работ на конкурсе представили жители Адыгеи
Открывшуюся выставку условно можно разделить на три части, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" куратор выставки Фатима Сулейманова. Первая ее часть – научно-исследовательский материал самого Михаила Шемякина, который он собирал в течение сорока лет. Это картины, гравюры, фотографии и вырезки из журналов, оформленные именно так, как требует сам художник.
"Большая часть экспозиции храниться в Париже, а часть перед выставкой мы привозим из фонда в Санкт-Петербурге", – пояснила Сулейманова.
Данную экспозицию уже видели жители США, Санкт-Петербурга, Кабардино-Балкарии и Ханты-Мансийска, в Адыгее она показана впервые.
Вторая часть выставки – это раздел "Дары музею". Здесь экспонируются произведения, которые поступили в собрание музея с предыдущих конкурсов шемякинского проекта, проводившихся в 2011–2015 годах: "Крик в искусстве", "Монстры в искусстве", "Рука в искусстве", "Дети в искусстве" и "Каллиграфия как образ в искусстве".
Однако самой главной частью выставки Сулейманова считает третью – лучшие из работ конкурсантов, созданные в рамках проекта "Шар в искусстве".
"Почти весь регион принимал участие – из Волгограда, из Астрахани, из Краснодара, из Ростова, Чечни, Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставрополя, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. Только Калмыкия в этом году не предоставила на конкурс своих работ", – сообщила Фатима Сулейманова.
Больше всего работ, однако, поступило именно из Адыгеи.
"Нас всегда поддерживают местные фотографы, особенно наш фотоклуб "Лаго-Наки", который с самого начала проведения конкурсов Шемякина принимал самое активное участие. Они начинают жесткий отбор работ еще у себя, выбирая лучшее" – пояснила Сулейманова.
Из 198 конкурсных работ отобраны 66 лучших
Каждый год конкурс начинается в апреле-мае, а в ноябре в Майкопе открывается выставка лучших из номинантов.
"Фонд дает нам тему предстоящего конкурса в феврале. Мы, в свою очередь, делаем рассылку подготовленной документальной формы для участия в конкурсе", – пояснила Сулейманова.
В этом году на конкурс было предложено 198 работ. Большая часть из них – это фотографии, продолжила она. Живописных работ на конкурсе практически нет, кроме фотографий там в основном представлены произведения декоративно-прикладного искусства, арт-объекты и скульптура.
Для открывшейся экспозиции было отобрано 66 самых лучших работ. Авторы этих работ признаны победителями конкурса, каждому из них выдан соответствующий сертификат, пояснила куратор.
Образ шара стал темой для нового конкурса из-за особого интереса к нему у Шемякина, рассказала Сулейманова.
"Конечно, в мировом искусстве использовано много геометрических образов, но шар особо почитаем у художников во все времена и у всех народов. Его совершенная форма проходит сквозь все мировое искусство – от шедевров Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Казимира Малевича, Михаила Шемякина до утилитарных предметов, будь то почтовые или рождественские бубенцы. Думаю, у Михаила Шемякина свое, особое отношение к этой форме, желание увидеть образ шара в современном искусстве", – считает она.
Куратор выставки также рассказала, что ни в этом году, ни в предыдущие от Союза художников России предложений о помощи в проведении выставок в рамках проекта Шемякина не поступало.
"Самую ощутимую помощь оказывают средства массовой информации: телевидение, социальные сети, печатные издания", – отметила она.
Выставка поможет художникам развиваться, считают организаторы и участники конкурса
Говоря о том, что может дать конкурс и выставка художникам, заместитель художественного директора фонда Шемякина Галина Михайлова отметила, что все работы, представленные на выставке, входят в одноименные каталоги.
"Это уже играет огромную роль для развивающихся художников и фотографов", – сказала она.
По мнению куратора выставки Фатимы Сулеймановой, самой важной стороной конкурса является его открытость и доступность.
"Любой желающий может принять участие в конкурсе, даже непрофессионал. Это дает возможность выразить себя каждому", – указала она.
Любое шевеление в мире искусства очень значимо для молодых художников
Для кавказских художников, особенно молодых, подобное мероприятие обязательно имеет большое значение, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" художница из Кабардино-Балкарии Имара Аккизова.
"Выставка дает не просто шанс к новым возможностям для художников, она дает возможность общаться, развиваться, стремиться к чему-то новому. Любое шевеление в мире искусства очень значимо для молодых художников", – подчеркнула Аккизова.
Она также рассказала, что Шемякин оказывает и другую поддержку кавказским авторам – так, для молодых художников из Нальчика была организована месячная стажировка непосредственно у самого Шемякина.
"Думаю, это принесет им невероятную пользу для их дальнейшего творчества чему-то научиться, да и просто пообщаться с таким мастером", – отметила художница.
Аккизова и сама на протяжении двух лет организовывала и вела бесплатные мастер-классы для студентов художественных училищ и школ Art-School в Нальчике. По ее мнению, советы от мастеров особенно важны для студентов, которые только начинают свои первые шаги в искусстве.
"Так ты не варишься в своем студенчестве, а уже имеешь возможность непосредственного общения с мастером", – пояснила она.
Очень важно, что конкурс Шемякина позволяет объединить творчество художников Кавказа, продолжила Аккизова.
"Интересно потом смотреть каталоги выставки, а еще лучше, если есть возможность, посетить саму выставку. Посмотреть, как люди работают на определенную тему, как каждый для себя понимает, что такое "Шар в искусстве" или "Монстры в искусстве". На любой выставке ты откроешь для себя что-то новое, что тебя подтолкнет развиваться дальше. Видишь новую технику, новую манеру исполнения – все это так сплетено, что толкает и мотивирую с огромной силой творить дальше и больше", – сказала она.
О значимости конкурса рассказала корреспонденту "Кавказского узла" и одна из его участниц, фотограф Ольга Бережная.
"Для меня очень важно иметь такую возможность – возможность участия в этом конкурсе. Это мотивирует, дает новые силы творить, искать что-то новое, по-новому смотреть на былые вещи. Я уже не первый раз становлюсь номинантом конкурса фонда Шемякина. Приятно, что такой мастер из двух сотен выбирает и оценивает твое творение. Это стимулирует, очень", – сказала она.
Пользователи соцсетей делятся в интернете фотографиями понравившихся работ
Посетившая выставку пенсионерка Ольга Залесская, работавшая преподавателем труда в школе, призналась корреспонденту "Кавказского узла", что не все работы остались для нее понятными.
"Много для меня, может, и не совсем понятно, но все – достойно одобрения. Все представленное – огромная работа, которая сделана с душой, – сказала она. – Особый интерес-экспозиция на втором этаж: история развития темы шара впечатлила".
Некоторые из пришедших на выставку привели туда и детей.
"Мне понравилась голова из золота и красная конфетка из рекламы на той фотографии. Я тоже люблю фотографировать", – поделилась с корреспондентом "Кавказского узла" своими впечатлениями от выставки ученица второго класса Марина М.
Записи о посещении выставки появились также в соцсетях. Архитектор из Майкопа Владимир Костенко вместе с короткой записью об открытии выставки также распространил пять фотографий, сделанных из музея. На одной из них, сделанной со второго этажа, видно, что одновременно на выставке в момент съемки присутствовали по меньшей мере 23 человека. На других фото – понравившиеся посетителю работы, в частности скульптура дерева, чьи ветви и корни сплетаются в шар, и снимок женщины анфас, которая держит огромный белый шар за головой.
"Много интересного сегодня увидела на открытии выставки "Шар в искусстве", – написала в Facebook майкопский фотограф Марина Фадеева. Она также приложила к посту фото одного их экспонатов: снимок группы строителей на фоне полной луны.
Выставка будет открыта в течение месяца, до 3 декабря.
Шемякин, как и Сокуров и Гергиев,немногие кавказцы с мировым именем, кто что-то делает для региона. Во всех своих интервью Шемякин подчеркивает, что он кабардинец и гордится этим. Я знаю. что у него были громадные планы создать постоянуую школу для художников Северного Кавказа рядом со своим поместьем во франции, ему пообещал помочь Каноков, тогда президент КБР, но как-то неприлично ушел от темы и не соизволил даже объясниться. А Шемякин уже начал ремонт помещения, понадеявшись на вложения Канокова. В итоге проект сдулся. Кажется, еще и в Дагестане есть такая традиция - выходцы из села, чего-то добившиеся, строят там дороги и школы, проводят газ, а работающие в Москве врачи приезжают и осматривают пациентов, помогают лечиться в столичных клиниках. Выставка в Майкопе - это, конечно, событие. Для участников войти в каталог Шемякина - это стимул и шанс. Для жителей Майкопа - это повод оторваться от теплых кресел и пойти в музей, попробовать посмотреть на мир не сквозь замочную скважину сплетен и досужей болтовни, а с другого ракурса. Не знаю, правда, много ли людей придет сюда, когда отгремят фанфары открытия. К сожалению, в регионах нет культуры посещений музеев, да и сами музеи выглядят архаично и скучно (за редким исключением). Согласна с Нафсет Кушу, что в регионах есть талантливые люди, там своя внутренняя насыщенная жизнь, только нет инструментов, чтобы транслировать эту информацию в центр, нет возможностей регулярно посылать художников на стажировки и т.д.