ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Георгий Маргвелашвили отказался от участия в работе конституционной комиссии и намерен задействовать альтернативное всенародное слушание проекта Конституции, сообщила пресс-спикер президента Екатерина Мишвеладзе. Оппозиционные депутаты парламента также считают, что в обсуждение проекта должна быть вовлечена общественность.
Государственная конституционная комиссия должна разработать проект главного закона страны до 30 апреля 2017 года, говорится в проекте создания комиссии от 8 декабря, выложенном на официальном сайте парламента Грузии.
Комиссию возглавит председатель парламента Ираклий Кобахидзе, среди членов комиссии – представители администрации президента и правительства, председатели Конституционного и Верховного судов, Народный защитник, президент Национального банка, секретарь совета национальной безопасности, депутаты парламента, представители неправительственных организаций и эксперты. Члены комиссии будут работать в группах.
Администрация президента Грузии отказалась от работы в составе правительства, однако намерена задействовать один из пунктов Конституции, предусматривающий всенародное рассмотрение, отметили в пресс-службе президента.
"Конституция – главный закон страны и главный документ, изменения в который должны вносить при широком включении и на основании консенсуса, что придаст доверия этому сложному процессу", - сказала на брифинге пресс-спикер президента Екатерина Мишвеладзе.
По ее словам, "Георгий Маргвелашвили неоднократно отмечал, что в стране традиционно определенные политические силы меняют Конституцию в своих интересах".
"Отказ администрации президента и совета национальной безопасности принимать участие в работе конституционной комиссии позволит задействовать механизмы баланса и равновесия, - заявила Мишвеладзе. - По мнению президента, именно максимальная активизация этих механизмов дает возможность создать этому документу общественно-политическое согласие высокой легитимации. С этой целью администрация президента намерена задействовать второй пункт статьи 102 Конституции о всенародном рассмотрении проекта Конституции", - сказала Мишвеладзе.
Политический секретарь президента Пикрия Чихрадзе заявила, что Ираклий Кобахидзе, единолично возглавив комиссию, "исходил из достаточно узкого, формального подхода".
Оппозиционные депутаты парламента считают, что в обсуждение проекта конституциональных изменений должны быть вовлечены представители общественности.
"Очень плохо, что по такому фундаментальному вопросу перешли в режим противостояния, что в целом качество всего этого стоит под вопросом", - сказала депутат от оппозиционного "Единого национального движения" Элене Хоштария в эфире грузинской телекомпании "Имеди".
В свою очередь вице-спикер парламента от оппозиционного "Альянса патриотов" Ирма Инашвили подчеркнула, что проект конституциональных изменений не должны решать "один-два эксперта, или одна-две партии", сказала она в эфире "Имеди".
Грузинские политологи считают, что отказ президента Грузии принимать участие в работе конституционной комиссии – выражение несогласия с тем, что его не сделали ее сопредседателем. Политолог Заал Анджапаридзе считает, что своими действиями Маргвелашвили начал "вставлять палки в колеса комиссии".
"В этом отказе – целый клубок взаимоотношений президента и "Грузинской мечты" и несоответствие интересов политических сил. При формате, предложенном президентом, комиссия была бы более представительной", - сказал Анджапаридзе корреспонденту "Кавказского узла".
Решением Маргвелашвили руководят эмоции, уверен политолог "Клуба независимых экспертов" Рамаз Сакварелидзе. По его мнению, отказавшись от участия в работе конституционной комиссии, "президент допустил политическую ошибку".
"Грузины - эмоциональный народ, эмоциональность характеризует и грузинских политиков тоже. Однако президент всегда находил в себе силы, чтобы занять ту позицию, которая служила интересам страны. Вдруг он сделал ребяческую вещь, это – ошибка", - сказал политолог корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, результат альтернативного слушания, инициированного президентом, зависит от того, какой позиции будут придерживаться президент и его участники. При серьезных разногласиях в позициях, парламент может не учесть мнение альтернативных слушаний.
"Конституцию должен принять парламент. Если будут небольшие редакционные замечания, то парламент может и учесть их, но при резком противостоянии президентская позиция может и не выиграть", - сказал Сакварелидзе.
Представители "Грузинской мечты" и председатель парламента Грузии не прокомментировали отказ президента.