18:22 / 20.12.2016ЕСПЧ признал жителя Азербайджана пострадавшим от пыток

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Власти Азербайджана не организовали должным образом расследование жалобы Рамиля Пиргурбана на пытки в полиции, постановил Европейский суд по правам человека и назначил заявителю компенсацию в 19 тысяч евро. 

Занимавшийся торговлей автомобилями Рамиль Пиргурбан, 1978 года рождения, был задержан 6 марта 2010 года в Сумгаите, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" его адвокат Асабали Мустафаев.

"В полиции пытались заставить его признаться в незаконной торговле наркотиками, чтобы затем "закрыть дело" за крупную взятку. Однако таких денег у него не оказалось. И парню предъявили обвинение по статье 234.4.3 УК (незаконный оборот наркотиков в крупном размере), предусматривающей от 5 до 12 лет лишения свободы", – сообщил Мустафаев.

По словам адвоката, его подзащитный отверг обвинение и подвергся пыткам со стороны силовиков.

"Чтобы выбить у него признательные показания, его сильно избивали резиновой и деревянной дубинками, тело прижигали горящей сигаретой, пытали электрошокером", сообщил защитник.

Мустафаев был адвокатом Пиргурбана по назначению. 9 марта 2010 года его подзащитный был помещен под стражу, несмотря на то, что следователь полиции "допустил ряд нарушений, в том числе превысил 48-часовой срок досудебного задержания". Мустафаев ходатайствовал о проведении судебно-медицинской экспертизы телесных повреждений подзащитного.

"Первая экспертиза "не подтвердила" наличие телесных повреждений у задержанного. Тогда я направил жалобы на действия следователя в МВД, генпрокуратуру и другие учреждения. От аппарата омбудсмена была организована проверка, следователя отстранили от следствия. Была назначена новая экспертиза, и следствие уже не решилось вмешаться", – рассказал защитник.

Во втором экспертном заключении было подтверждено наличие у Пиргурбана следов от электрошокера, ожогов от сигареты и других повреждений.

"Тем не менее, прокуратура отказалась начинать уголовное дело по факту пыток. В то же время Сумгаитский городской суд признал факт пыток. Несмотря на то, что прокурор опротестовал это решение, вышестоящая судебная инстанция сохранила в силе вердикт. Но даже после этого прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело. Таким образом дело и дошло до ЕСПЧ", – пояснил Мустафаев.

На фоне этого уголовное дело против Пиргурбана было смягчено до статьи 234.1 (хранение наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления).

"По этой статье дело ушло в суд. На процессе прокурор, ссылаясь на недостатки в обвинительном акте, потребовал возвращения дела на доследование. И в августе 2010 года Пиргурбан был освобожден из-под стражи. Уголовное дело было потом и вовсе прекращено. Спустя некоторое время тот самый следователь полиции был арестован по другому делу", – отметил защитник.

Решение по делу "Пиргурбан против Азербайджана" было опубликовано сегодня на сайте ЕСПЧ. Суд признал нарушенными права заявителя, гарантированные статьями 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции.

ЕСПЧ постановил выплатить Пиргурбану компенсацию в виде 15 тысяч евро и еще 4 тысяч евро на возмещение судебных расходов.

Решение ЕСПЧ по делу Пиргурбана особенно важно на фоне того, что в Азербайджане распространена практика фальсификации уголовных дел именно по статьям о хранении наркотиков, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" правозащитник, глава Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Огтай Гюльалыев.

"Нередко людям просто "шьют" дела на основе надуманных обвинений. Еще несколько лет назад отдельные судьи могли выносить решения о признании факта пыток. Сегодня это практически невозможно, поскольку политико-правоохранительную систему фактически окончательно подмяли под себя суды", – сказал Гюльалыев.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями полномочного представителя Азербайджана в ЕСПЧ Чингиза Аскерова относительно решения в пользу Рамиля Пиргурбана.

Напомним, Комитет министров Совета Европы на заседании 6 – 8 декабря констатировал, что азербайджанские власти уклоняются от исполнения решений ЕСПЧ, приведя в пример дело оппозиционного политика Ильгара Мамедова.

Автор:Фаик Меджид
21.12.2016 в 14:08Игорь Сажин

Т.е. для Азербайджанской полиции пытки являются не только политическим инструментом, но и коммерческим? Государство вручило полиции насилие как технологию защиты населения, а полиция Азербайджана превратила это в бизнес? Но сами власти Азербайджана смотрят на это сквозь пальцы, потому что полиция как ради комерческих целей попирают закон, так и для защиты политических интересов отдельных групп так же готовы попирать закон? А потом, когда новые политические силы захотят перекупить полицию у нынешних политиков, полиция с легкостью простатся?