ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Генерал армии, министр обороны (1992-1996), осуществлявший руководство печально знаменитым "новогодним" штурмом Грозного в Первую чеченскую войну.
Павел Грачев родился 1 января 1948 года в деревне Рвы Ленинского района Тульской области, РСФСР 1.
По окончании в 1964 году школы он решил связать свою жизнь с Вооруженными силами, поступив в 1965 году в Рязанское высшее военно-десантное училище, которое и окончил в 1969 году с золотой медалью.
Прошел службу от командира разведывательного взвода (1969) до командира учебного парашютно-десантного батальона 242-й учебной воздушно-десантной дивизии (1975). В 1972 году вступил в ряды КПСС 2.
В 1981 году с отличием окончил Военную академию им.М.В.Фрунзе и был направлен в Афганистан, где принимал участие в боевых действиях, командуя 345-м гвардейским отдельным парашютно-десантным полком (1982-1983), а в 1985-1988 годах 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизией.
В мае 1988 года получил звание Героя Советского Союза.
В декабре 1990 года стал командующим Воздушно-десантными войсками СССР.
В событиях начала 1990-х Павел Грачев открыто встал на сторону Бориса Ельцина - во время августовского путча 1991 года, когда отказался выполнить приказ ГКЧП о введении войск в Москву, и в период конституционного кризиса осенью 1993 года, дав добро на обстрел Белого дома из танков.
18 мая 1992 года Грачев был назначен министром обороны России 3.
Джохар Дудаев, избранный в октябре 1991 года президентом и провозгласивший Чечню независимым государством, подписал в марте 1992 года постановление парламента, согласно которому все воинские части и их вооружения и техника, находящиеся на территории Чечни, брались под юрисдикцию Чеченской Республики.
Для российских военных в Чечне обстановка складывалась не лучшим образом. В Грозном начались нападения на российских солдат, шел неорганизованный захват оружия.
Первоначально российское правительство приняло решение не оставлять Чечне вооружение и военную технику, направив в мятежную республику Павла Грачева для разрешения проблемы "политическими методами". Первые переговоры ни к чему не привели, о чем Грачев и сообщил членам правительства, заявив, что "у Дудаева "крыша поехала", оружие добром он не отдаст" 4.
Грачев предложил ввести в республику одну дивизию ВДВ, которая должна была взять под охрану российских военных, их семьи, и обеспечить вывоз людей, вооружения, техники, боеприпасов. Это, по словам Грачева, "можно было сделать практически без стрельбы, ну с небольшой стрельбой - чтобы отгонять группы бандитов, которые мешали бы вывозу. Тогда у Дудаева не было организованных отрядов, обученных боевиков" 5. Но члены правительства на это не пошли, снова утвердив политический вариант решения проблемы.
Во следующий приезд Грачеву удалось договориться с Дудаевым и поделить вооружение пополам - 50 на 50.
Примерно за неделю российским военным удалось вывезти "всю секретную технику, средства связи, документацию - шифры, коды. Почти все танки, орудия. На артсистемах, которые оставались, вынули клинья затворов, без которых они не пригодны для стрельбы" 6. За ходом отправки оружия наблюдали люди Дудаева, заподозрившие российских военных в обмане и воспрепятствовавшие дальнейшему вывозу.
В силовой операции - провальном захвате Грозного 26 ноября 1994 года, когда дудаевцы расстреляли из гранатометов танки и российских военнослужащих-контрактников, Павел Грачев и регулярная российская армия участия не принимали. Операция была подготовлена ФСБ и ФСК (Федеральная служба контрразведки). Начальник управления ФСБ по Москве и Московской области Евгений Савостьянов организовал вербовку добровольцев - в их числе оказалось много офицеров Таманской и Кантемировской дивизий.
В Координационный совет операции от Минобороны входил начальник Генштаба - Михаил Колесников, которому Грачев категорически запретил привлекать солдат срочной службы 7.
Утром 28 ноября, когда по всем телевизионным каналам показали пленных, которые признавались, что они - российские военнослужащие, нанятые по контракту ФСК, Павел Грачев заявил: "Только безграмотные командиры могут воевать танками в городе. Такого никогда не должно быть. Сначала идет пехота, потом танки. Танк, он ничего не видит, танк в поле хорош, а в городе он слепой, там обязательно должна быть пехота, охраняющая танк. Поэтому так и получилось. Если бы воевала российская армия, то, по крайней мере, одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все вопросы" 8.
В ходе заседаний Совета безопасности, где большинство членов правительства и президент Борис Ельцин проголосовали за начало широкомасштабной военной операции в Чечне 9, Павел Грачев заявил, что "70 процентов населения [Чечни] сейчас против нас. И вместо муки [которой, как говорил министр по национальным вопросам Николай Егоров, чеченцы будут посыпать дорогу российским солдатам] будут пули...", что "вводить войска нецелесообразно, особенно в декабре. Если уж и вводить, то только весной. А до этого давить Чечню экономически. Потом взять в кольцо Грозный и ждать, когда мятежники сдадутся. На остальной территории работать с населением, устраивать нормальную жизнь". Затем на заседании выступил премьер Виктор Черномырдин, предложивший снять Грачева с должности за незнание обстановки и трусость 10.
В итоге 29 ноября 1994 года Совет безопасности принял решение о военной операции против Чечни, приказав Павлу Грачеву за 10 дней подготовить план ввода войск в Чечню.
Предложенный министром обороны поэтапный план предполагал: 1 - сосредоточить войска на трех направлениях, 2 - во взаимодействии с другими силовыми структурами окружить территорию республики, 3 - с трех направлений взять в кольцо Грозный, 4 - взять Грозный, 5 - заняться политическими и экономическими вопросами, обустройством жизни 11.
5 декабря Грачев вместе с министром внутренних дел Виктором Ериным и директором ФСК Сергеем Степашиным вылетел на Северный Кавказ в Моздок "для организации переговоров с противоборствующими в Чечне сторонами", которым накануне был выдвинут очередной ультиматум - разоружиться в течение 48 часов.
6 декабря Павел Грачев при посредничестве президента Ингушетии Руслана Аушева договорился о встрече с Дудаевым, которая и прошла в 16:00 в станице Орджоникидзевской (Слепцовская), в здании администрации Сунженского района.
"В результате переговоров", по словам Грачева, "проявились ряд политических проблем, которые требуют детальной проработки... Что касается военнопленных, мы просто с президентом поговорили как военный с военным, генерал с генералом. И взгляды на этих ребят у нас полностью совпали" 12. Дудаев на встрече подчеркнул, что для решения политических вопросов необходима его встреча с президентом России.
По свидетельству фотографа Владимира Сварцевича, которого позвали делать снимок на память, между Дудаевым и Грачевым состоялся следующий разговор "Грачев спрашивает: "Ну что, Джохар, не договорились?". "Нет, Паша, не договорились", - отвечает Дудаев. "Ну что, Джохар, будем воевать?". "Да, Паша, будем воевать" 13.
Утром 11 декабря 1994 года, когда части регулярной российской армии вошли на территорию Чечни, Павел Грачев во главе оперативной группы осуществлял руководство военными операциями из штаба в Моздоке.
21 декабря Грачев поставил во главе командования войсками объединенной группировки генерал-лейтенанта Анатолия Квашнина вместо командующего войсками СКВО генерал-полковника Алексея Митюхина 14.
22 декабря российская армия начала обстрел и бомбардировки Грозного, 31 декабря начался новогодний штурм города.
Операцию по взятию Грозного разработали Квашнин и Грачев. Как показало время, план оказался провальным, сопровождался огромным количеством жертв как среди мирного населения, так и участников боевого столкновения, и потребовал значительно больше, чем изначально предполагалось, времени.
Несмотря на заявление пресс-служба российского правительства еще 2 января 1995 года, что центр чеченской столицы "полностью контролируется федеральными войсками", а "президентский дворец блокирован", только 6 марта 1995 года последние чеченские отряды покинули район Черноречья на юге Грозного и весь город оказался под контролем федеральных сил.
Генерал Лев Рохлин так оценивал результаты штурма Грозного: "План операции, разработанный Грачевым и Квашниным, стал фактически планом гибели войск. Сегодня я могу с полной уверенностью утверждать, что он не был обоснован никакими оперативно-тактическими расчетами. Такой план имеет вполне определенное название - авантюра. А учитывая, что в результате его осуществления погибли сотни людей, - преступная авантюра" 15.
Относительные успехи российской армии в установлении контроля на территории Чечни в 1995-1996 годах привели к отставке Грачева с поста министра обороны (17 июня 1996 года). Решение было принято в результате предвыборной договоренности Ельцина и Александра Лебедя, который отказался работать с Грачевым 16.
До осени 1997 года Павел Грачев находился в подчинении верховного главнокомандующего, но никакими военными действиями он уже не руководил. На его военной карьере был фактически поставлен крест.
В 1997-1998 годах он работал в "Росвооружении" - "Рособоронэкспорте", затем был президентом регионального общественного фонда содействия и помощи ВДВ "ВДВ - боевое братство".
В 2007 году его уволили в запас 17.
12 сентября 2012 года Грачев попал в Центральный военный клинический госпиталь им.А.А.Вишневского, где и скончался 23 сентября 18.