ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Небольшие еврейские общины на юге России постепенно угасают из-за оттока молодежи, а более крупные общины пытаются справиться с этим с помощью инициатив для детей и подростков. Об этом "Кавказскому узлу" рассказали представители еврейских общин, которые отмечают сейчас Хануку.
Как сообщал "Кавказский узел", в этом году иудеи отмечают Хануку с вечера 24 декабря по вечер 1 января 2017 года.
Ханука - восьмидневный еврейский праздник свечей. Ритуал зажигания свечей отсылает к преданию о чуде, произошедшем при освящении Храма после победы в 164 году до нашей эры войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха, запрещавшего иудаизм. Согласно преданию, во время войны между греками и евреями в разгромленном еврейском храме осталась нетронутой лишь одна свеча, которая продолжала гореть восемь дней.
Празднование Хануки дает возможность привлечь молодежь к благотворительности
О том, как отмечается Ханука в этом году, корреспонденту "Кавказского узла" рассказали представители волгоградской и дербентской еврейских общин.
Община Волгоградской области провела праздничный вечер в детском саду, праздник в молодежном клубе EnerJew и акцию помощи маломобильным членам общины. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" рассказала председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе.
"В рамках последней акции молодые общинные активисты ездили со сладким угощением, ханукальными пончиками, к тем, кто не смог прийти в синагогу по состоянию здоровья. Таким образом молодежь приобретает опыт общения с людьми, нуждающимися в заботе", – пояснила она.
В Дербенте Ханука отмечалась сообразно традициям прошлого, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель еврейской общины Дербента Роберт Илишаев.
"Это зажигание ханукальных светильников: как у каждого дома, так и в синагоге, и праздничные застолья с традиционными блюдами. Кроме того, 25 и 28 декабря в синагоге прошли праздничные мероприятия для детей", – отметил он.
На Ставрополье первую ханукальную свечу зажгли в краевом центре на площади Двухсотлетия. На мероприятие собрались несколько десятков человек, среди них были не только члены еврейской общины. Участники праздника танцевали, слушали музыку и угощались праздничными пончиками. Кроме того, в ставропольской филармонии и городском драмтеатре представители еврейской общины провели концерты, передает СТВ.
Подробнее о праздновании Хануки в синагогах и домах евреев на Юге России можно прочесть в посте историка Наимы Нефляшевой, опубликованном в ее блоге на "Кавказском узле".
Крупнейшая община на юге России - пятигорская, самая древняя - дербентская
На территории ЮФО и СКФО сейчас действует почти 30 еврейских общин, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.
"Значительное число верующих, несколько тысяч человек, насчитывают общины в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Волгограде, Нальчике, Пятигорске, Астрахани, Дербенте и Махачкале. Остальные – более мелкие, насчитывающие несколько десятков или сотен верующих", – пояснил он.
Пятигорская еврейская община является в регионе крупнейшей, она в значительной степени сформирована за счет переселенцев из республик Северного Кавказа и стран Южного Кавказа, добавил Горин.
"Самая древняя из общин – дербентская. Присутствие евреев в окрестностях Дербента фиксировали еще в XIII веке. Общины Астрахани, Ростова-на-Дону, Нальчика, Буйнакска, Хасавюрта и Махачкалы беспрерывно существуют с XIX века. В остальных городах еврейские общины в советский период были уничтожены и восстановились лишь после начала либерализации религиозной жизни, в конце 1980-х", – сказал он.
На Северном Кавказе насчитывается свыше десяти тысяч горских евреев, отметил в свою очередь заместитель директора Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ Давид Мордехаев.
"Большинство из них в настоящий момент действительно сконцентрировано в Пятигорске, где живет около семи тысяч горских евреев, прибывших туда в основном из республик Северного Кавказа и Азербайджана. Меньшие по размеру, но тоже значительные общины, есть в Нальчике, Дербенте и Махачкале. И есть совсем небольшие общины – в Буйнакске и Хасавюрте", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Горские евреи - еврейская этнолингвистическая группа (община). Проживают в основном в Азербайджане и Дагестане. Самоназвание горских евреев — джухур. Основными центрами концентрации горских евреев являются: в Азербайджане — Баку и город Куба (где большинство горских евреев проживают в предместье Красная Слобода); в Дагестане — Дербент, Махачкала и Буйнакск, отмечается в материале "Горские евреи", размещенном на сайте Электронной еврейской энциклопедии.
Если говорить о семьях горских евреев, то в пятигорской общине их около 1000-1500, уточнил главный раввин Ставропольского края Александр Нестеров. Что касается общины Ставрополя, то активно участвуют в ее жизни свыше 200 человек, рассказал корреспонденту "Кавказского узла".
Дербентская община, несмотря на отток молодежи, в целом не уменьшилась и насчитывает около 4000 тысяч человек, сказал корреспонденту "Кавказского узла" Роберт Илишаев.
"Где бы члены общины ни находились, они по-прежнему считают себя неотъемлемой частью общины и принимают активное участие в её жизни", – пояснил председатель еврейской общины города.
Что касается волгоградской общины, то на крупные праздники собираются до ста ее представителей, а "на Шаббат (празднование Субботы. - Прим. "Кавказского узла") приходят 30-40 человек", сообщила Яэль Иоффе.
Многие программы еврейских общин направлены непосредственно на молодежь
Все крупные еврейские общины на юге России активно реализуют различные программы, помогающие поддерживать целостность общин, рассказал Борух Горин. В частности, в этих общинах работают синагоги, есть раввины. При общинах существуют школы (Волгоград, Пятигорск, Ростов-на-Дону), детские сады (Волгоград, Пятигорск) и летние лагеря для детей (Астрахань, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи).
"В Ростове-на-Дону существует могила Пятого любавического ребе, цадика (праведника) Шолома Дов-Бера Шнеерсона, которую посещают паломники из других городов", – также отметил Горин.
По его словам, значительное место в работе общин занимает организация социальной помощи.
"Заповедь цдаки, помощи бедным, – одна из основных в иудаизме. Для большинства общин это актуально, поскольку значительная часть верующих – пенсионеры. Кроме того, поскольку евреи – "народ Книги", то в каждой общине, даже самой маленькой, обязательно имеется библиотека", – пояснил глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России.
Программы для еврейских детей и подростков действительно продолжают активно развиваться, подтвердила председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе. Так, в 2015 году в волгоградской общине возникла программа EnerJew, рассчитанная на подростков.
"Этот возраст – те, кто уже вышел из воскресной школы, но не дорос до студенческой программы EuroStars (программа для евреев от 18 до 28 лет, по которой организуются их поездки в европейские страны. - Прим. "Кавказского узла") – у нас несколько провисал. Но теперь с появлением EnerJew мы закрыли этот пробел", – отметила Яэль Иоффе.
EnerJew – еврейское движение для молодежи 13-18 лет, действующее более чем в 30 городах. Среди инициатив EnerJew: организация клубов для еврейской молодежи, летних лагерей и семинаров для еврейских активистов, совместных празднований Шаббата, сообщается на сайте движения.
Вместе с тем Яэль Иоффе с сожалением заметила, что количество детей в волгоградском детском саду, который организует еврейская община, не растет. Во многом это связано с нежеланием родителей везти своих детей в детский сад, если он расположен далеко от их дома.
При общинном центре в Дербенте также функционирует детский садик и работает воскресная школа "Ахдут" ("Единение"), сообщил в свою очередь председатель общины Роберт Илишаев.
"В этой школе изучают традиции, культуру еврейского народа. Кроме того, на все религиозные праздники в общинном центре устраиваются театрализованные представления для детей, обычно с участием самих маленьких членов общины", – отметил он.
О проектах еврейской общины Дербента положительно отозвался и замдиректора благотворительного фонда горских евреев Давид Мордехаев. В частности, отметил он, в городе действует музей истории евреев Дербента, а при поддержке властей работает театр на джуури (языке горских евреев) и выпускается газета "Ватан".
Что касается общины Пятигорска, то здесь важную роль в жизни местных евреев играет общинный центр, кроме того, в городе также есть еврейские школа и детский сад, добавил Мордехаев.
Общинный центр в Пятигорске не вмещает всех желающих, поэтому сейчас в городе строится еще один, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" главный раввин Ставропольского края Александр Нестеров. О том, какие программы есть в общинах поменьше, он рассказал на примере общины Ставрополя.
"У нас есть детские клубы, кружки по занятиям музыкой, танцами и даже спортом. В этом году открылся кружок по крав-мага – израильской системе самообороны", – сказал он.
В условиях ассимиляции и мобильности молодежи общины начинают угасать
Несмотря на отдельные успехи, еврейские общины на юге России сталкиваются с большими трудностями. В основном эти проблемы укладываются в формулу "много идей – мало средств для их воплощения", рассказала Яэль Иоффе.
"Только за последнее время прекратили свое существование два региональных конкурса грантов, в которых мы регулярно участвовали. Финансовые проблемы приводят к другим проблемам – например, к кадровым. Мы не можем набрать всех специалистов, которые нам нужны. В итоге оставшимся людям часто приходится выполнять несколько функций. На таких условиях обычно удерживаются только очень мотивированные люди", – пояснила она.
Большие трудности из-за недостатка финансов испытывает, в частности, волгоградская еврейская школа "Ор Авнер". В 2015 году стоимость аренды помещений школы возросла, и учебное заведение оказалось под угрозой закрытия. Вместе с тем, пока что школа свою работу продолжает, 29 декабря отчет об успеваемости учеников был опубликован на странице Волгоградской еврейской общины во "ВКонтакте".
Большинству еврейских общин региона грозит окончательное исчезновение, опасается Борух Горин.
"Мы наблюдаем две разнонаправленных тенденции в жизни общин. В крупных общинах мы видим стремление к дальнейшему развитию, а вот у мелких и средних общин происходит постепенное сокращение численности – старшее поколение уходит, молодежь переезжает в другие регионы. Эти общины в основном сконцентрированы на социальной поддержке своих участников и "поддержке флага" – демонстрации того, что еврейское присутствие на этих территориях не исчезло. Вероятно, в дальнейшем эти общины будут медленно угасать", – сказал он.
Схожей точки зрения придерживается и Давид Мордехаев.
"Сказать, что все общины активно развиваются, нельзя. Развитие мы видим только в Пятигорске. Остальные общины скорее пытаются сохранить память о прошлом, памятники культуры и так далее", – заявил он.
Горские евреи постепенно ассимилируются, отметил, в частности, Мордехаев.
"Сокращается число носителей языка джуури. Во многом подобной ситуации способствует непростая экономическая ситуация в регионе – наиболее активная и энергичная молодежь уезжает в Москву и Пятигорск, а то и вовсе эмигрирует в США и Израиль", – пояснил он.
Более оптимистично настроен Александр Нестеров. По его словам, в общинах Ставропольского края наблюдается приток людей.
"Мы видим, что есть устойчивое развитие общин в крае. Приходят новые люди, которые, возможно, не знали об общине или своих еврейских корнях. Они узнают об общине от своих друзей, родственников, знакомых, приходят, интересуются литературой и еврейской традицией", – заверил главный раввин края.
Непосредственно в 2016 году еврейская община Дербента с серьезными проблемами не столкнулась, сказал в свою очередь Роберт Илишаев.
"Мы работаем, помогаем людям сохранять свои традиции. В нашей общине, единственной в Дагестане, есть раввин", – сказал он.
"Кавказский узел" писал о посещении членами Еврейской этнографической экспедиции в 2012-2014 годах еврейских общин целого ряда городов ЮФО и СКФО. Участники экспедиции отмечали, что общины нуждаются в раввинах и общинных центрах, а главной их проблемой является ассимиляция. В то же время, по их оценке, проблема антисемитизма в южных регионах России практически отсутствует.
Вместе с тем, напомним, что в Волгограде за последние десять лет несколько раз был осквернен памятник на месте расстрела евреев в 1942 году. В последний раз это произошло в 2015 году.
Община и религиозная община,это две большие разницы.Евреев тоже не обошло стремление к религиозной сакральности...)Хотя еврей и религиозные традиции это вроде неразделимые вещи,но видимо молодому поколению не очень нравятся все эти сходняки,которые все больше носят не традиционный,а именно религиозный подтекст.Иудейский ортадокс-брат близнец исламскому...)Даже в самом Израиле к ним относятся настороженно,и за глаза называют"пингвинами"...)
А отток населения присущ всем,а не только евреям)Рыба ищет где глубже,человек где лучше.Все лучше,чем опять строить Каганат с религией иудаизм, хватает строителей халифата...)
"... а главной их проблемой является ассимиляция". Ну, ну. 20% испанцев являются потомками евреев по мужской линии.
Прикольно...Евреи в черкессках...)
Казаки тоже в черкессках и что?