ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уходящий 2016-й год характеризовался в Азербайджане углублением экономического и социального кризиса, а также отсутствием прогресса в области прав человека. Исполнительная власть усилилась, приняв поправки в Конституцию, и на ситуацию в стране повлияла эскалация в зоне карабахского конфликта, отметили опрошенные "Кавказским узлом" активисты НПО, журналисты и представители оппозиции.
Борьба с последствиями экономического кризиса не дала результата
«Начавшиеся в 2015 году в экономике Азербайджана кризисные явления, вызванные резким падением цен на нефть, в уходящем году еще более усугубились. И это несмотря на усилия правительства провести реформы в налоговой и таможенной сфере, стимулировать экспорт продукции не нефтяного сектора посредством выплаты бизнесменам премиальных в объеме 3 процентов от вывозимой продукции», - отметил член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.
По его мнению, эти меры не привели к заметным сдвигам, потому что макроэкономическая среда оставалась очень неустойчивой.
«Дело в том, что манат после двух девальваций в 2015 году в уходящем году продолжал дешеветь, сбить инфляцию не удалось. Замерло кредитование, поскольку банки сами стали испытывать трудности. Из-за роста курса доллара и дефицита иностранной валюты в сложном положении оказались импортеры, многие из них стали просто сворачивать бизнес и уводить его в другие страны», - продолжил Джуварлы.
Правда, добавил он, правительство стало обеспечивать льготные налоговые и таможенные условия для инвесторов, создавая специальные зоны – промышленные кварталы и парки. В них начались строительство предприятий. К примеру, в Пираллахинском промышленном парке началось строительство азербайджано-российского фармацевтического завода.
Однако большинство строящихся или запланированных к строительству предприятий начнет давать продукцию не раньше 2018 года, заметил Джуварлы. Но самой кризисной точкой экономики, по его оценке, стала банковская система, которая перестала фактически выполнять свою главную функцию обеспечения финансовыми ресурсами экономики.
В банковском секторе - полноценный кризис
«Отложенные реформы в банковском секторе (более всего две девальвации 2015 года), подвели банковский сектор к полноценному кризису. За год было закрыто 10 из 42 банков, среди них один из пяти системообразующих банков страны - Bank Standart. Думаю, что на очереди закрытия еще порядка 10 банков. Однако, надо отдать должное правительству - закрытие банков не привело к потере денег вкладчиков. Посредством Фонда страхования вкладов было компенсировано в целом 721 млн. 57 тыс. манатов (407 млн. долларов)», - отметил Джуварлы.
На его взгляд, резко ухудшилось социальное положение населения. Средняя зарплата по стране составила 303 доллара, в то время как в конце 2014 года она превышала 500 долларов, отметил он.
«Номинальные доходы населения хотя и росли, но их «съедала» растущая инфляция, переваливавшая за двузначный уровень. Были повышены тарифы на коммунальные услуги – воду, газ, электричество, чего не было несколько лет. Фактически дважды за год выросли тарифы на электроэнергию. Росла безработица. По данным Центрального банка страны только за два квартала 2016 года работу потеряли порядка 190 тыс. человек», - подчеркнул Джуварлы.
Кризисные явления нашли свое отражение и в сокращении госбюджета 2017 года, заметил член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции.
На экономике негативно сказались низкие цены на нефть
2016-й год был нелегким для энергетической отрасли страны, считает глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
"Год прошел под знаком низких цен на нефть, и это в целом негативно сказывалось на экономике. Но, несмотря на это, госнефтекомпания (SOCAR) и правительство выполняли финансовые обязательства по реализации трубопроводных проектов TANAP и TAP, по которому в 2018-2019 гг. азербайджанский газ пойдет в Европу и страна увеличит доходы от экспорта углеводородов", - сказал Ильхам Шабан.
Важным событием года можно считать и подписание соглашения между SOCAR и консорциумом под управлением BP о продлении разработки месторождения "Азери-Чираг-Гюнешли" до 2050, отметил глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel.
В рамках этого соглашения Азербайджан дополнительно извлечет из этого месторождения еще 4 млрд баррелей нефти", - отметил Шабан.
В стране начался системный кризис
Азербайджан переживает системный кризис, считает глава Народной партии Азербайджана, экс-премьер-министр страны (1993) Панах Гусейн.
"Экономический кризис – это результат системного кризиса. Страна оказалась в такой тяжелой ситуации из-за неправильной, авторитарной системы управления. Экономика страны управлялась административными методами. Но в период высоких цен на нефть государство худо-бедно справлялось решением социально-экономических проблем. Но сейчас, когда цены на нефть обвалились, финансовая система просела, манат обесценился", - сказал он.
Вновь появился черный валютный рынок... это показатель того, что даже банки не верят в национальную валюту
Показателем ненормальности финансовой системы можно считать дефицит долларов, считает Панах Гусейн.
"На протяжении декабря многие банки не продавали долларов, а те, кто продавали, делали это очень ограниченно. Вновь появился черный валютный рынок. Все это показатель того, что даже банки не верят в национальную валюту, хранят доллары в ожидании новой резкой девальвации маната. Вслед за кризисом в банковской и финансовой сферах произойдет обвал реальной экономики и это перейдет в политический кризис", - сказал Гусейн.
На его взгляд, экономические проблемы не решить без реформ политической и судебно-правовой системы.
«Необходимы политические реформы, проведение демократических выборов, формирование парламента и правительства, отражающего волю народа и подотчетного ему, обеспечение независимой судебной власти, способной ставить заслон произволу чиновников и силовиков. Но нынешний режим не способен провести эти реформы и потому ситуация будет еще больше ухудшаться», - считает Гусейн.
На свободу вышли более 20 политзаключенных
2016 год ознаменовался в Азербайджане противоречивыми событиями, что характерно для страны, переживающей глубокий социально-экономический кризис, считает директор информационного агентства Turan, член Комитета защиты гражданского общества Мехман Алиев.
Первым важным событием года в области прав человека Алиев назвал «стартовавший в марте процесс освобождения политзаключенных, который завершился к лету выходом на свободу более 20 политзаключенных, включая правозащитников Интигама Алиева, Расула Джафарова, Анара Мамедли, журналистов Хадиджи Исмайловой и Рауфа Миркадырова».
Начавшаяся оттепель в отношениях государство и гражданского общества не получила своего дальнейшего развития
«Однако начавшаяся оттепель в отношениях государство и гражданского общества не получила своего дальнейшего развития, что проявило себя началом судебного процесса над членами, и сторонниками движения «Мусульманского единства» и просто верующими, арестованными в ходе полицейской операции устрашения в поселке Нардаран. Всего по этим событиям были арестованы более 100 человек», - продолжил Алиев.
"Также продолжилось давление на активистов светской части гражданского общества, что вылилось в очередные аресты. В этом контексте показательно суровое наказание двум юношам – Гиясу Ибрагимову и Байраму Мамедову, запечатлевшим на памятнике Гейдару Алиеву протестное граффити "С праздником рабов", - сказал Алиев.
Примечательным эксперт назвал проведение в 2016 году судебных процессов не только над противниками режима, «но и бывшими его апологетами».
«На скамье подсудимых оказались или еще ожидают суда высокопоставленные сотрудники бывшего министерств национальной безопасности, министерства связи, Международного банка Азербайджана. Ход судебных процессов вскрыл серьезные внутренние трудноизлечимые болезни режима – коррупцию, кумовство, круговую поруку, а также отсутствие системы «сдержек и противовесов» и общественного контроля, которые призваны не допускать подобных преступных деяний со стороны силовиков и чиновников», - подчеркнул Алиев.
После освобождения политзаключенных последовали новые аресты
2016 год не привел к прогрессу ситуации с правами человека, считает глава Клуба прав человека Расул Джафаров.
На сегодняшний день у нас 119 политзаключенных
«Несмотря на то, что весной были освобождены несколько политзаключенных, вскоре последовали новые аресты. В тюремном заключении оказались молодые активисты Гияс Ибрагимов и Байрам Мамедов, которых приговорили к 10 годам лишения свободы по обвинению в незаконном обороте наркотиков, хотя очевидно, что их арестовали из-за граффити на памятнике Гейдару Алиеву. По совершенно надуманным обвинениям в связях с турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом были арестованы активисты партии Народного фронта Фаиг Амиров и Фуад Ахмедли. В начале года были продолжены аресты верующих, связанных с движением «Мусульманское единство». В итоге на сегодняшний день у нас 119 политзаключенных. Дела еще 25 человек – потенциальных политзаключенных, мы продолжаем изучать. К сожалению, перед Новым годом не последовало традиционное помилование осужденных», - сказал Джафаров.
По его словам, серьезной проблемой также остается ограничение деятельности НПО.
«Несмотря на то, что ряд активистов гражданского общества были освобождены из тюрем и были сняты запреты на выезд из страны порядка 20 руководителям НПО, многие общественные объединения все еще не могут восстановить свою работу. Причины тому в усложнении системы получения донорской помощи. Она фактически стала разрешительной, и получение грантов фактически зависит от положительного решения Минюста. Продолжает оставаться сложной и система регистрации самих НПО», - отметил Джафаров.
Власти приняли реакционные поправки в Конституцию
В 2016 году ситуация с правами человека еще более ухудшилась, считает глава Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы.
В полиции откровенно требовали от задержанных больше не посещать антиправительственные мероприятия
«Помимо проблемы политзаключенных, тревогу вызывает в целом ограничение политических свобод. Это ярко проявилось в ходе митингов в преддверии конституционного референдума 26 сентября. Если раньше людей арестовывали за участие в несогласованных митингах, то теперь задержаниям и арестам подвергались и участники согласованных митингов. В полиции откровенно требовали от задержанных больше не посещать антиправительственные мероприятия», - сказал Казымлы.
Сами поправки в Конституцию Казымлы охарактеризовал как «реакционные».
«Поправки увеличили и без того большие полномочия президента Азербайджана. Он получил право назначать без согласования с кем-либо первого вице-президента и вице-президентов, распускать парламент. Эти поправки дают возможность главе государства передать власть в любое время желаемому преемнику», - отметил Казымлы.
Юрист Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Гюнай Исмайлова согласна с утверждением, что в 2016 году ситуация со свободой прессы и выражения в Азербайджане еще более ухудшилась.
«Из-за административных и финансовых препон вынуждена была прекратить выпуск печатной версии я бы сказала последняя оппозиционная газета «Азадлыг». Ее финансовый директор Фаиг Амиров был арестован, сотрудников редакции периодически вызывают в прокуратуру. Были арестованы руководители онлайн-изданий jam.az и azel.tv Фикрет Фарамазоглу и Афган Садыгов. Из-за постов в Facebook в главное управление по борьбе с организованной преступностью вызывались известные общественные и политические деятели Эльданиз Гулиев, Огтай Гюльалыев, Гезяль Байрамлы, Нуреддин Мамедли, Ариф Гаджилы. Гезяль Байрамлы столкнулась с угрозами смертью и полиция за это подвергла одного человека административному наказанию. Блогер Мехман Гусейнов подвергся атаке со стороны неизвестных после того, как опубликовал видеоматериалы о роскошных виллах ряда министров и спустя несколько дней после того, как возглавил ИСБР», - отметила Исмайлова.
Обострилась ситуация в зоне карабахского конфликта
Глава НПО «Военные журналисты» Узеир Джафаров напомнил, что 2016-й год был отмечен эскалацией армяно-азербайджанского конфликта в апреле.
«В начале апреля повседневные перестрелки в Карабахе переросли в масштабные военные действия. Азербайджанской армии удалось занять и освободить от противника ряд стратегических высот на севере и юге Карабаха. Апрельская война показала значительное усиление боеспособности азербайджанской армии. Война в то же время показала хрупкость статус-кво и необходимость начала политического урегулирования", - сказал Джафаров.
Отсутствие переговоров чревато новыми вспышками военной активности, которая может перерасти не только в локальные боестолкновения, но и полномасштабную войну
Он отметил, что последовавшая дипломатическая активность международных посредников к лету стала угасать.
"Переговоры вновь застопорились. Инцидент на государственной границе между Арменией и Азербайджаном 29 декабря вновь продемонстрировал, что отсутствие переговоров чревато новыми вспышками военной активности, которая может перерасти не только в локальные боестолкновения, но и полномасштабную войну», - резюмировал глава НПО «Военные журналисты».