04:22 / 09.02.2017Руководство турецкой школы в Батуми назвало необоснованным ее закрытие

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Школа-лицей имени Рефайдина Шахина, в которой обучается более 300 учеников, продолжит работать до получения официального документа о закрытии, сообщила "Кавказскому узлу" завуч заведения. По ее словам, закрытие учреждения связано с политикой, а не выявленными нарушениями в работе. Родители турецкой школы в Тбилиси опасаются закрытия заведения после ситуации со школой в Батуми, сообщила одна из родительниц.

Как информировал "Кавказский узел", 3 февраля право школы-лицея имени Рефайдина Шахина в Батуми проводить  обучение приостановлено после того, как в ней были выявлены несоответствия стандартам образования в Грузии, в том числе проблемы, связанные с зачислением учеников.

Исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, проживающий в США, обвинен властями Турции в организации вооруженного переворота. Попытку вооруженного переворота предприняли турецкие военные в ночь на 16 июля 2016 года. Сам Гюлен заявил, что отвергает эти обвинения. В июле 2016 года генконсул Турции в Грузии Ясин Темискан заявил, что Фонд Фетхуллаха Гюлена финансирует турецкие школы. В школах эту информацию опровергли. Однако лидеры ряда оппозиционных партий потребовали закрытия турецких школ в Грузии. Турецкие школы расположены в Тбилиси, Батуми, Кутаиси, Рустави и Марнеули.

Школа-лицей имени Рефайдина Шахина получила право на обучение детей 4 сентября 2015 году сроком на пять лет, однако вопрос об отмене этого разрешения встал после того, как выяснилось, что школа проводит обучение на турецком секторе, который не отвечает грузинским стандартам образования, сообщило министерство образования и науки Грузии.

«В рамках запланированного мониторинга были проведены две проверки - в ноябре 2016 и январе 2017 годов. В ходе мониторинга установили, что по постановлению директора школы-лицея от 5 октября 2016 года из турецкого сектора в автоматическом режиме 82 гражданина других стран перешли в грузиноязычные параллельные классы. Во время изучения их личных дел выявили, что до перевода не было признано их образование, включая экстерн. Этим действием нарушено законодательство - им ограничили право на получение общего образования, так как при переводе не было также подтверждено знание языка», - говорится в сообщении министерства от 7 февраля, поступившем «Кавказскому узлу».

Согласно сообщению, иностранцы не получали образование и не появлялись в школе из-за незнания грузинского языка, о чем стало известно в результате изучения школьных журналов. Кроме того, администрация школы не знала о местонахождении части этих учеников, отметили в ведомстве.

«Несмотря на это, они пользовались статусом активных учеников и... получали ваучерное финансирование, которое в действительности не было направлено на получение общего образования. Согласно заключению группы мониторинга, тенденция нарушения закона продолжалась на протяжении 2016-2017 учебного года», - сказано в сообщении.

Ваучер – переданный государством учащемуся подлежащий обращению финансовый инструмент, который может быть выпущен как в материализованной, так и в нематериализованной форме и предназначен  для финансирования получения учащимся общего образования, говорится в Законе Грузии "Об общем образовании".

Пунктом 4 статьи 22 этого Закона предусмотрено, что каждый родитель имеет право получения ваучера на финансирование образования ребенка, достигшего школьного возраста.

В аппарате грузинского омбудсмена сообщили "Кавказскому узлу", что приступили к изучению вопроса закрытия школы в Батуми, однако дать комментарии по этому вопросу пока не готовы.

Несмотря на лишение права проводить обучение, школа-лицей имени Шахина продолжает функционировать, поскольку не получала официального документа о закрытии. В настоящее время в школе функционирует только грузинский сектор, на котором учится свыше 300 школьников, рассказала "Кавказскому узлу" заместитель директора школы Натия Макарадзе.

По ее словам, турецкий сектор был закрыт 5 октября 2016 года, на нем обучалось 82 ученика. Но после закрытия на грузинский сектор перешли только 10 учеников, остальные ушли из школы, отметила она.

Из оставшихся 10 учеников расформированного турецкого сектора пятеро хорошо владеют грузинским языком, пятеро знают грузинский устный, при этом всем из них педагоги помогают в учебе, сообщила Макарадзе.

«После закрытия турецкого сектора у нас числилось только пять учеников, которые не посещали школу, и мы ничего о них не знали. С этим вопросом мы обратились в ресурс-центр, так как не знали, как нам действовать в этой ситуации. Нам пояснили, что по законодательству этих учеников мы можем отчислить через 90 дней после прекращения посещения занятий», - рассказала она.

По ее словам, позже четверо учеников забрали из школы свои документы, оставшийся один ученик будет отчислен по истечении 90-дневного срока.

Вместе с тем в настоящее время сотрудники ресурс-центра связываются с семьями учеников школы и предлагают им на выбор школы для перевода, отметила завуч.

Законом Грузии "О развитии качества образования" указаны правовые последствия лишения школы права проводить  обучение. Согласно статье 16 этого закона в случае лишения этого права учреждение утрачивает статус образовательного учреждения, а учащиеся вправе перейти в другое соответствующее учреждение.

«Закрытие школы мы связываем с политикой... Министерство образования и науки Грузии дезинформирует о якобы выявленных нарушениях в нашей школе. Мы ничего не скрываем, не утаиваем и детей, все можно проверить по журналам и документации», - сказала Макарадзе.

Вместе с тем завуч утверждает, что школа не связана с Гюленом и за период работы в этом учреждении, она «никогда не слышала этого имени».

Мать учеников турецкой школы в Тбилиси рассказала об опасениях после закрытия школы в Батуми

В этом учебном году в Тбилиси закрыли турецкую школу, обучение в которой проходило на английском языке. Родители учеников другой тбилисской турецкой школы, где обучение ведется на грузинском, опасаются, что ее постигнет та же участь, сообщила "Кавказскому узлу" мать двоих учеников этой школы Нино.

«В Тбилиси уже закрыли одну школу, сейчас закрывают школу в Батуми. Это связано с именем Гюлена и политикой – грузинские власти ищут повод для выполнения просьбы властей Турции. В Грузии же функционирует сеть школ, находящихся под его патронажем», - сказала она.

По ее словам, в турецкой школе нет религиозного обучения, педагогический коллектив и администрация школы являются гражданами Грузии и христианами по вероисповеданию. В школьном буфете меню составлено с учетом православных постов, при обучении на грузинском языке турецкий язык вводится как дополнительный с третьего класса, отметила Нино.

Она рассказала, что ее семья остановила выбор на турецкой школе в связи с хорошим уровнем образования и высокопрофессиональным педагогическим коллективом.

«В сравнении с грузинскими школами, где в школе только несколько учеников из этнического меньшинства, в турецкой школе ученики разных национальностей, из смешанных семей и к ним нет предвзятого отношения. Уровень полученных знаний – высокий, при поступлении в вузы им не нужны репетиторы – большинство поступают сами. Обучение платное, и оно дешевле, чем в местных платных школах», - считает Нино.

Автор:Инна Кукуджанова