ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд Калмыкии не поддержал апелляцию жительницы республики, которую администрация Элисты исключила из числа участников программы "Доступное жилье молодым семьям" в связи с достижением 35-летнего возраста. Автор жалобы намерена подать кассацию, считая, что ее права нарушены. В администрации города ссылаются на условия реализации программы.
Тагиевы исключены из программы "Доступное жилье молодым семьям" после четырехлетнего пребывания в очереди
14 сентября 2016 года Элистинский горсуд вынес решение в пользу администрации города, исключившей многодетную семью Тагиевых из числа участников федеральной программы "Доступное жилье молодым семьям" на 2017 год. 14 февраля Верховный суд Калмыкии оставил это решение в силе.
"Если участнику программы "Доступное жилье молодым семьям" на момент перерегистрации исполняется 35 лет, он исключается из списка претендентов на субсидии. Перерегистрация нужна, чтобы ежегодно подводить итоги реализации программы. Доводы, что на момент подачи заявки истец не достигал 35-летнего возраста, считаю необоснованными", - заявил на заседании Верховного суда представитель администрации города Элисты.
В свою очередь юрист Надежда Телеева, представляющая интересы истца Нигмяры Тагиевой, считает, что "конституционные права семьи Тагиевых грубо нарушены".
По словам юриста, Тагиевы были участниками программы с 2012 года. "Ежегодно они проходили регистрацию, предоставляли все необходимые документы. А в 2016 году их исключили из числа участников программы, поскольку супруги достигли 35-летнего возраста", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Надежда Телеева.
При этом она добавила, что "таким образом можно вовсе не выдавать субсидии, ссылаясь на проблемы с финансированием", поскольку на отчетность региональных властей это никак не влияет.
"На сайте программы, которую курирует Минмолодежи, сказано, что ожидаемый результат по Калмыкии – "улучшить жилищные условия более 1500 молодым семьям". Получается, что фактически цель программы не достигается, зато показатели демонстрируют динамику. Никто же в Москве не будет разбираться, по какой причине люди выбывают из очереди – получили они субсидии или их исключили из списка под тем или иным предлогом", - пояснила Телеева, выразив надежду, что программой "заинтересуются общественные организации и антикоррупционный комитет".
По подсчетам юриста, с подобной проблемой в Калмыкии столкнулось более 50 семей.
"Мало кто из них решает судиться. Семьи в основном многодетные – у кого-то недостаточно средств, кто-то просто не хочет создавать себе проблемы. Обращения в суд были, но никому пока выиграть дело не удалось. Хотя судебная практика показывает, что в Татарстане, в соседней Волгоградской области и в других регионах аналогичные требования суды удовлетворяют. Почему в Калмыкии не так – для меня вопрос", - отметила Надежда Телеева
Юрист также заверила, что ее клиенты намерены подать кассационную жалобу и, если понадобится, дойти до Конституционного суда. "Конституционный суд должен поставить точку в этом вопросе: является ли недостаточность финансирования программы основанием для того, чтобы лишать людей гарантированной государством выплаты", - подчеркнула Телеева.
Многодетная семья вынуждена снимать жилье в пригороде
Супруг истца Нигмяры Тагиевой Хонгор Тагиев утверждает, что после судебного заседания в Элистинском городском суде его без объяснения причин доставили "на проверку" в отдел по борьбе с организованной преступностью МВД республики.
"В конце сентября после суда я уехал в село Кевюды, откуда родом. Это шестьдесят пять километров от Элисты. Два сотрудника приехали аж туда. Сказали, что меня нужно доставить в город, проверить на полиграфе. При этом они не объяснили, по какой причине меня собираются проверять, удостоверения свои не показали, но назвали фамилии. Я отказался с ними ехать – потребовал вызвать повесткой", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Хонгор Тагиев.
По его словам, на следующий день он обратился в Элистинский горотдел полиции, "но там не нашли сотрудников с такими фамилиями".
"Где-то через полчаса они позвонили. Сказали, что такие сотрудники есть – но не в горотделе, а в отделе по борьбе с организованной преступностью МВД. Попросили меня подойти – мол, со мной хотят поговорить. На этот раз приехал другой сотрудник, он показал удостоверение со словами: "Чтобы знал, на кого жаловаться". И повез меня в полицию – "на проверку". Меня подключили к полиграфу и расспрашивали о самых разных преступлениях – убийствах, кражах. После этого, правда, отстали. Больше не тревожат. Но я связываю интерес правоохранительных органов ко мне с началом судебных разбирательств. Других версий у меня нет", - добавил Тагиев.
Он подтвердил намерение добиваться права на субсидии в вышестоящих судебных инстанциях. А также уточнил, что исключение из списков претендентов произошло почти одновременно с рождением в их семье четвертого ребенка.
"9 июня 2016 года у меня родился сын. Мы хотели внести сведения о еще одном ребенке, но документы у нас уже не приняли, потому что собирались исключать из очереди. Чуть позже нас отправили в общегородскую очередь. Но там можно всю жизнь простоять", - отметил мужчина.
Многодетный отец недоумевает, почему до него не дошла очередь, если в списках он был "почти все время в первой сотне".
"В 2012 году мы подали документы и стали участниками программы "Доступное жилье молодым семьям". Выше нас в списке было шестьсот с лишним человек. В декабре в правилах появился пункт, согласно которому первоочередное право на субсидии получили многодетные семьи – имеющие трех и более детей. На тот момент у нас было трое. И в 2013-м мы стали уже в очереди 108-ми. В 2014 году мы были где-то между 70-й и 80-й строками. В 2015-м поднялись еще выше. На момент исключения, летом 2016-го, мы были 52-ми", - рассказал Тагиев.
Он также выразил уверенность, что если бы субсидии выделялись "по правилам", то его семья "давно получила бы" выплаты.
Со слов супругов Тагиевых, все эти годы семья вынуждена снимать жилье в пригороде – в собственности у них только участок.
Комментариями представителей МВД Калмыкии относительно информации Хонгора Тагиева о работе с ним правоохранителей "Кавказский узел" пока не располагает.
Власти Элисты рапортовали о соцвыплатах на жилье за три года 118 молодым семьям
В 2013 – 2015 годах в рамках подпрограммы "Молодой семье города Элисты – доступное жилье" программы "Доступное жилье молодым семьям" социальные выплаты на приобретение жилья на общую сумму свыше 50 млн рублей, в том числе из городского бюджета – около 15 млн рублей, получили 118 молодых семей, сообщил в 2015 году Сергей Раров, работавший в то время главой администрации Элисты.
На тот момент, согласно информации Рарова, 189 молодых семей были включены в список претендующих на получение социальных выплат в 2016 году, передавал "Интерфакс" в июле 2015 года.
Более свежей информацией о реализации подпрограммы "Молодой семье города Элисты – доступное жилье" "Кавказский узел" пока не располагает.
Согласно информации, размещенной на сайте программы "Молодой семье – доступное жилье", общий объем ее финансирования в Калмыкии в 2011 – 2015 годах составляет 1500 млн рублей.
В правилах предоставления соцвыплат указано, что участником подпрограммы может быть молодая семья, имеющая одного или несколько детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий, если "возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет".
"Есть повод для обращения в прокуратуру"
Формальные основания для исключения достигших 35-летнего возраста участников из программы у администрации Элисты имеются, и суды руководствуются именно этим, считает юрист московской компании "Де ЮрЭл" Даяна Корсаева.
"Чтобы получить разъяснения, что делать участнику программы, если ему исполнилось 35 лет, пока он простоял в очереди, нужно обращаться в Конституционный суд. Ведь, по сути, достигшие предельного возраста не получили субсидии по вине госорганов, а значит их права нарушены", - прокомментировала корреспонденту "Кавказского узла" дело Тагиевых Даяна Корсаева.
"Если информация о выделенных средствах корректна, то есть повод для обращения в прокуратуру. Раз уж в течение пяти лет у Тагиевых принимали заявки, то можно предположить, что в бюджете были предусмотрены средства на субсидии в том числе и для этой семьи. Иначе им отказали бы раньше", - добавила юрист.
Комментариями представителей администрации города Элисты и министерства спорта и молодежной политики относительно ситуации с делом Тагиевых "Кавказский узел" пока не располагает.