ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Власти Азербайджана хотят уменьшить количество заключенных в тюрьмах и сократить государственные расходы на их содержание, заявили правозащитники, одобрившие решение о создании в стране Службы пробации. Следующим шагом по гуманизации наказания должна стать комплексная судебно-правовая реформа, считают они.
Распоряжение "Об упорядочении деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания, а также расширении применения альтернативных видов наказания и процессуальных мер принуждения, не связанных с изоляцией от общества", было подписано президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 10 февраля.
"Госрасходы на содержание заключенных будут сокращены"
Документ предусматривает "осуществление комплексных институциональных, законодательных и практических мероприятий в целях либерализации уголовно-правовой политики, ограничения применения арестов и лишения свободы за преступления, не повлекшие большой общественной опасности, и менее тяжкие преступления".
Кроме того, документ содержит рекомендации "по устранению обстоятельств, создающих предпосылки для коррупции в сфере уголовного преследования и исполнения наказаний, а также применения информационно-коммуникационных технологий" в данной сфере. Распоряжение размещено на сайте президента Азербайджана.
Распоряжение предусматривает создание новой государственной структуры - Службы пробации при министерстве юстиции Азербайджана. "Служба создается с целью организации эффективного контроля над исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и повышения эффективности управления в этой сфере", - отмечается в тексте распоряжения.
Глава Бюро прав человека и защиты законности Саида Годжаманлы, комментируя распоряжение президента Азербайджана, предположила, что "реализация намеченных мер позволит снизить загруженность тюрем". "С одной стороны это будет способствовать гуманизации наказания, а с другой – сократит государственные расходы на содержание заключенных", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Годжаманлы.
По ее мнению, широкое применение альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы, "создаст условия для исправления осужденных без изоляции от общества, сохранит им возможности оставаться кормильцами своих семей".
"Азербайджану нужна комплексная судебно-правовая реформа"
Декриминализация ряда преступлений позволит досрочно освободить уже осужденных людей, надеется глава Общества защиты прав женщин Новелла Джафароглу. "Применение альтернативных наказаний серьезно разгрузит тюрьмы, позволит лучше обеспечивать права осужденных", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Джафароглу.
Однако эксперт в области права, член "Платформы гражданского общества" Алескер Мамедли в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" предположил, что "одним распоряжением достичь реального улучшения ситуации невозможно".
По его словам, Азербайджану нужна "комплексная судебно-правовая реформа и либерализация уголовного и административного законодательства". "Конечно, рекомендации главы государства по ограничению досудебных арестов и наказаний, не связанных с лишением свободы, являются позитивными и способствуют гуманизации наказания. Но в последние годы парламент действовал ровно в обратном направлении. Так, были увеличены сроки административных арестов. Общий срок досудебного содержания под стражей был увеличен до 19 месяцев. Помимо этого, парламент ужесточил наказания за диффамацию. Парламент должен заботиться об обществе, а не ужесточать наказания", - сказал Мамедли.
Наказание без тюремного заключения - один из способов гуманизации в правоохранительной системе, отметил автор блога "Ветер с Апшерона" на "Кавказском узле" Кямал Али, прокомментировавший распоряжение Алиева. "Но для меня маркером действительного поворота к лучшему будет освобождение политика Ильгара Мамедова. Есть на то ряд причин. Если власть выпустит его на свободу, а этого требуют все авторитетные международные организации и Евросуд, значит, у них в голове что-то сдвинулось. Все же начинается в голове, а не в указах. На бумажке можно все что угодно написать…", - отметил блогер в своем посте от 14 февраля "Нас теперь станут пробировать".
"Глава государства дает прямые указания судебной власти"
Вместе с тем необходимо реформировать саму судебную систему, сказал Мамедли. В частности, устранять практику, когда суды действуют по указке прокуратуры.
"Порой судьи выносят даже более суровые наказания, чем просит обвинение. Мы стали свидетелем этого в случае с активистом Гиясом Ибрагимовым, которому судья назначил 10 лет лишения свободы, в то время как прокурор просил на год меньше. Поэтому для реальных реформ необходимо обновление самого парламента и судейского корпуса", - сказал Мамедли.
Мамедли также скептически оценил положение распоряжения, предусматривающее привлечение исполнительной власти к обеспечению наказаний в виде принудительных работ. "На практике это может привести к тому, что местные власти станут решать вопросы благоустройства за счет труда осужденных", - заметил эксперт.
Реформы сферы юстиции и гуманизация наказания невозможны без реформирования всей политической системы, считает эксперт в области права, член правления движения "Республиканская альтернатива" Халид Багиров.
"В нынешнем распоряжении президента констатируется неэффективное использование альтернативных тюремному заключению наказаний. Но борьба с преступностью заключается не только в наказании за нарушения закона, но и в выявлении социальных причин преступности", - сказал Багиров корреспонденту "Кавказского узла".
С другой стороны, продолжил он, "многие проблемы упираются в отсутствие независимости суда". "Даже в самом президентском распоряжении есть прямые поручения судебной власти. То есть, с одной стороны, речь идет о повышении независимости судов, с другой - глава государства дает прямые указания судебной власти", - считает эксперт.
Национальное собрание Азербайджана 29 ноября 2016 года приняло проект поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих ужесточение наказания за оскорбления президента и устанавливающих ответственность за клевету в Интернете. Поправки направлены против критиков властей, убеждены активисты гражданского общества.
"Необходимо улучшить инфраструктуру пенитенциарных учреждений"
В последние годы власти "взяли курс на ограничение свобод и ужесточение мер ответственности за нарушение правовых норм", отметил Халид Багиров.
"В частности, ужесточены наказания за диффамацию, нарушение правил проведения массовых собраний. Другим трендом стало ужесточение наказаний политическим активистам. Если пять лет назад активистов привлекали по статье 234.1 (незаконное хранение наркотиков), предусматривающей наказание до трех лет лишения свободы, то с 2013 года стали применять более тяжкую статью 234.4.3 (незаконный оборот наркотиков в крупном размере), которая грозит тюрьмой на срок от пяти до 12 лет.
Ранее за участие в несанкционированных митингах привлекали по статье "Нарушение общественного порядка", а теперь по более тяжкой статье - "Организация и участие в массовых беспорядках", - отметил Багиров.
Он также отметил необходимость улучшения инфраструктуры пенитенциарных учреждений. "Некоторые тюрьмы расположены в непригодных для жизни местах. К примеру, в колониях близ каменных карьеров в Гызылдаше и Путе невыносимо и летом, и зимой. Летом – от жары, зимой – от холода. И круглый год там пыльно, в особенности в ветреную погоду", - отметил Багиров.
По его словам, "в тюрьмах элементарно не хватает даже туалетов". Есть колонии, где один туалет приходится на 150-200 человек, отметил эксперт. Касаясь пункта распоряжения о привлечении заключенных к труду, Багиров выразил опасение, что "это может привести к восстановлению советской системы принудительного труда".
"Необходимо провести кардинальную реформу политической системы"
Багиров также считает, что "нынешняя пенитенциарная система не обеспечивает исправления осужденных". "Попавшие в тюрьму в первый раз и совершившие преступления непреднамеренно в колониях "криминализируются". А затем вновь возвращаются в места заключения", - сказал Багиров.
На его взгляд, необходимо провести"“кардинальную реформу политической системы, сформировать независимый парламент и судебный корпус". "Все проблемы пенитенциарной и судебно-правовой системы упираются в отсутствие механизмов обеспечения подлинного народного представительства во власти и верховенства закона", - отметил Багиров.
Вместе с тем он позитивно оценил решение о создании Службы пробации.
"Эта служба будет заниматься исполнением уголовных наказаний, не связанных с лишениям свободы – условных наказаний, штрафов, общественных работ, отбывания наказания в колониях-поселениях. До сих пор этим занимались судоисполнители, круг обязанностей, которых был очень широк. Теперь судоисполнители будут заниматься исполнением решений только по гражданским и административным делам", - заявил Багиров.
"Нужно применять системы электронного контроля"
Как пояснил заведующий отделом по работе с правоохранительными органами администрации президента Азербайджана Фуад Алескеров, одной из целей учреждения Службы пробации является "создание условий для исправления осужденных без изоляции от общества".
"Институт пробации является важной составной частью уголовно-исполнительной системы большинства западных стран, таких как Швеция, США, Финляндия, Латвия, Великобритания, Дания, Эстония. Органы пробации осуществляют контроль над соблюдением условно-осужденными условий, предусмотренных в приговоре, а также обеспечивают исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы.
Современные технологические достижения позволяют установить полный контроль над поведением человека, не арестовывая его. Во многих странах мира в пенитенциарной сфере широко применяются системы электронного контроля№, - заявил Алескеров.
"Применение средства электронного контроля состоит из размещения на осужденном или обвиняемом технических средств, которые позволят определять его местонахождение, а также контролировать передвижение. Данные средства зачастую изготавливаются в форме браслетов или часов, снабжаются специальными чипами и подключаются к сетям связи", - продолжил Алескеров.
По словам Алескерова, в рамках правовых реформ предполагается также либерализация уголовно-правовой политики посредством усовершенствования законодательства, в частности, декриминализации преступлений в экономической сфере и не представляющих большой общественной опасности.
Кроме того, предусматривается принятие законов, "касающихся дальнейшего ограничения оснований для избрания меры пресечения в виде ареста за преступления, не представляющие большой общественности опасности, и менее тяжкие преступления".
В целях привлечения осужденных к общественно полезному труду, даны поручения "по созданию новых производственных отраслей в пенитенциарных учреждениях, а также отмечена необходимость в проведении мероприятий по привлечению предпринимателей в эту сферу", цитирует Алескерова государственное информационное агентство "АЗЕРТАДЖ".
Материалы о преследовании активистов в странах и регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".