01:59 / 22.02.2017Ученые поспорили о новом наименовании Южной Осетии

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

У предложенной президентом формулировки нового названия республики "Государство Алания" не так много сторонников, как это преподносится, считает преподаватель Югоосетинского госуниверситета Ирина Гаглоева. Республику логичнее переименовать по аналогии с северным соседом в Южную Осетию - Аланию, считает профессор Юрий Гаглойты. Добавление к названию республики термина "Государство Алания" исторически обоснованно, полагает профессор Зоя Битарова. Проведение референдума в один день с выборами президента не отвечает нормам демократии, считают сотрудники ЮОГУ Ирина Гаглоева и Юрий Дзиццойты.

Как информировал "Кавказский узел", референдум по вопросу переименования Южной Осетии в Государство Алания назначен на 9 апреля и состоится в один день с президентскими выборами.

28 декабря 2015 года президент Южной Осетии предложил переименовать ее в Южную Осетию-Аланию. В ноябре 2016 года в администрации Леонида Тибилова заявили о многочисленных обращениях местных жителей, выступающих в поддержку этой идеи. Против переименования Южной Осетии ранее выступил президент Грузии Георгий Маргвелашвили, расценив проведение референдума как покушение на государственный суверенитет Грузии.

21 февраля историки, языковеды Южной и Северной Осетии, а также представители правительства и администрации президента Южной Осетии на заседании "круглого стола" обсудили вопрос о переименовании республики в ходе референдума, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на мероприятии.

Глава медиа-центра "ИР", преподаватель кафедры истории Югоосетинского госуниверситета Ирина Гаглоева выступила против совмещения даты президентских выборов и референдума о переименовании республики.

"Выборы и референдум назначены на один день в целях экономии бюджета. Но наше государство никогда не отличалось экономией... Нас ставят в рамки, когда мы вынуждены голосовать, и вынужденное голосование с такой формулировкой вопроса переименования может сказаться на результатах референдума", - сказала Гаглоева на "круглом столе".

Вместе с тем она выразила сомнения, что у предложенной в указе президента формулировки нового названия республики "так много сторонников, как это преподносится".

Согласно указу президента Южной Осетии от 6 февраля 2017 года, на референдум вынесен вопрос: "Согласны ли вы с внесением изменения в часть 1 статьи 1 Конституции Республики Южная Осетия, изложив ее в следующей редакции: "1. Республика Южная Осетия - Государство Алания - суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Названия Республика Южная Осетия и Государство Алания равнозначны".

Заведующий кафедрой истории Осетии и Кавказоведения ЮОГУ, профессор Юрий Гаглойты заявил на "круглом столе", что предлагает переименовать Южную Осетию по аналогу с Республикой Северная Осетия - Алания.

"У нас уже есть прецедент на севере. На карте Северная и Южная Осетия - территория одного этноса. Мы - один народ, у нас один язык. А если мы в перспективе со временем объединимся с Северной Осетией, то должно быть одно название, и об этом потом бы и подумали. А пока можно просто назвать Южная Осетия - Алания", - сказал Гаглойты.

Он также добавил, что слово "государство" не понятно в вынесенном на референдум названии.

"Кто является автором этого проекта? Я помню, что было три варианта переименования названия нашей республики, и среди них не было того, которое предлагают сейчас", - отметил историк.

Бывший депутат парламента республики, заведующий кафедрой осетинского языка и общего языкознания ЮОГУ  Юрий Дзиццойты сказал на встрече, что парламент или президент должны взять на себя ответственность за перенос сроков проведения референдума, так как совмещение его по дате с президентскими выборами, считает он, не отвечает нормам демократии.

"Проведение референдума не должно быть привязано к президентским выборам. Такого нет ни в одном государстве и идет вразрез с нормами демократии", - полагает Дзиццойты. 

Он отметил, что жители соседних республик будут возмущены переименованием Южной Осетии, "ведь аланы - это раскрученный бренд".

"Кавказский узел" писал, что 16 февраля представители карачаево-черкесской республиканской общественной организации "Конгресс карачаевского народа" в открытом обращении к министру иностранных дел России Сергею Лаврову попросили его не допустить переименования Южной Осетии в "Аланию". Авторы письма считают, что такое переименование противоречит реальным фактам истории народов и регионов России.

Впервые о переименовании Южной Осетии в Аланию заговорил депутат парламента республики первого созыва Казбек Челохсаев, рассказала на "круглом столе" профессор кафедры филологических наук ЮОГУ Зоя Битарова.

"Парламент впервые был сформирован во время грузино-осетинского конфликта в 1990 году, и тогда были эти разговоры о переименовании, но тогда не так сильно на этом акцентировали внимание из-за понятных напряженных обстоятельств. Сегодня, поднимая этот вопрос, я могу сказать, что мы даже запаздываем с переименованием. Мы должны были делать это раньше. Добавление к названию республики Южная Осетия "Государство Алания" укрепит историческую действительность", - считает Битарова.

Переименование Южной Осетии не решит всех проблем, но это поможет "восстановить древнее название своего государства", полагает директор музея ценностей Северной Осетии Михаил Мамиев.

"Это важный стратегический шаг. Этноним "алан" появилось в I веке, когда сарматские и союзные им племена начали строить свое государство и назвали его Аланией", - сказал Мамиев.

Заместитель главы президентской администрации Коста Пухаев отметил на встрече, что переименование Южной Осетии восстановит исторические права осетин.

"Никто нам не может диктовать, как нам называть свою республику и посягать на доказанные историками факты. Название "Государство Алания" восстановит исторические права осетин", - полагает Пухаев.

В поддержку проведения референдума о переименовании Южной Осетии также выступили глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев, судья Конституционного суда Алан Джиоев и ректор ЮОГУ Вадим Тедеев.

Глава югоосетинского МИД Мурат Джиоев, в частности, отметил, что многие не приемлют нового названия, так как считают, что исчезает название "Южная Осетия".

"Это неправильно. Прежнее название не исчезает. К нему добавляется равнозначное "Государство Алания". Считаю единственно приемлемым названием сегодня то, которое предложено президентом. Это взвешенное решение, которое позволит сэкономить на дополнительных расходах по организации плебисцита", - сказал Джиоев.

В разделе "Нормативные акты" на "Кавказском узле" опубликован текст действующей Конституции Южной Осетии.

Автор:Арсен Козаев
22.02.2017 в 15:27Mrcommissar

Судя по тому, как в Грузии взбаламутились из-за возможного переименования Южной Осетии, значит, идея вполне здравая. Новое название республики в очередной раз продемонстрирует всему миру, что осетины никак не связаны с Грузией – ни исторически, ни политически. Поэтому грузинский МИД так бесится от любых новостей о росте гражданского и национального самосознания в Цхинвале. Хотя это неотъемлемое право любого народа вынести на референдум вопрос о названии республики и проголосовать так, как хочется. Другое дело, нельзя идею референдума смешивать со спекуляциями об объединении с Северной Осетией. Россия давно признала независимость Южной Осетии, и республика полностью самостоятельна и суверенна в своих решениях.

23.02.2017 в 11:59Магомед Магомедов2

Довольно показательно, что многие в Южной Осетии осознануют всю провокационность инициативы их президента. Надеясь войти в состав РФ, чтоб защититься от Грузии, они могут войти в состав РФ испортив отношения сразу с несколькими народами после такого ребрендинга. А учитывая, что фактически Южная Осетия на полном обеспечении РФ, так как своей экономики тупо нет, это переименование еще и удар по бюджету, а значит по зарплатам простых жителей, которые итак не в лучшем положении.