11:49 / 24.02.2017Армянские политологи скептически оценили шансы на создание альтернатив Военно-Грузинской дороге

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Открытие транспортного сообщения между Россией, Грузией и Арменией через Абхазию и Южную Осетию в ближайшее время маловероятно, заявили опрошенные "Кавказским узлом" армянские эксперты. По их мнению, возможность появления альтернатив Военно-Грузинской дороге во многом зависит от отношения к этому вопросу грузинской общественности и готовности России убедить Абхазию и Южную Осетию согласиться на создание транспортных коридоров.

23 февраля глава армянского кабмина Карен Карапетян с двухдневным официальным визитом приехал в Грузию, сообщила пресс-служба правительства Армении.

В состав армянской делегации вошли, в частности, главы Минэкономики Сурен Караян, Минсельхоза Игнатий Аракелян, Минэнерго Ашот Манукян, Минтранса Ваан Мартиросян, Минкультуры Армен Амирян, Минздрава Левон Алтунян и замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян, говорится в сообщении, опубликованном на сайте правительства.

В ходе визита в Грузию будет обсуждаться вопрос альтернативного Верхнему Ларсу транспортного сообщения, сообщил журналистам 23 февраля после окончания правительственного заседания министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян.

Сейчас Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих Россию с Грузией и Арменией. В зимний период на Военно-Грузинской дороге высока вероятность сильных снегопадов и схода лавин, по этой причине она занимает третье место в рейтинге самых опасных дорог мира, составленном автомобильным интернет-ресурсом Autospies.com, говорится в справочном материале о Военно-Грузинской дороге, размещенном в разделе "Справочник"  на "Кавказском узле".

Глава Минтранса Армении, в частности отметил, что вопрос открытия транспортного сообщения через Абхазию и Южную Осетию касается российско-грузинских отношений, однако Армения, по его словам, выступает за реализацию данного проекта, передает корреспондент "Кавказского узла".

"Российско-грузинские отношения достаточно хрупкие, и говорить о перспективе открытия транспортных коммуникаций преждевременно", - сказал Мартиросян.

7 февраля в Праге спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе и замглавы МИД России Григорий Карасин решили задействовать подписанное в 2011 году соглашение о таможенном администрировании и мониторинге торговли товарами, позволяющее Грузии и России развивать торгово-экономические и транспортные отношения через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса этих территорий, сообщил 8 февраля "Коммерсант".

Григорян: появление альтернативных путей сообщения жизненно важно

Для Армении открытие альтернативного транспортного сообщения жизненно важно из-за возникающих периодически проблем с сообщением через КПП "Верхний Ларс", сказал корреспонденту "Кавказского узла" директор Армянского центра глобализации и регионального сотрудничества, политолог Степан Григорян.

"С приходом нового правительства Грузии произошли изменения в ее отношениях с Россией. Новый кабинет министров заявил о намерении прагматичного сотрудничества с ней, в частности, что не будут поднимать проблемы политического характера, вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии, а также о готовности открыть коммуникации. Грузия в этом вопросе пошла на уступку, последнее слово остается за Кремлем", - сказал Григорян.

Политолог добавил, что готовность грузинского правительства забыть о политических разногласиях с Россией позволяет сделать вывод о вероятном подписании соглашения об открытии альтернативных транспортных сообщений.

Минасян: вопрос в том, как воспримет альтернативные транспортные коридоры грузинское общество

Замдиректора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян в свою очередь высказал сомнение в появлении транспортного сообщения через Абхазию и Южную Осетию в ближайшем будущем. По его словам, проблема кроется не в российско-грузинских взаимоотношениях.

"Пока говорить о восстановлении железнодорожного сообщения через Абхазию и вовсе нет смысла. В лучшем случае, можно сказать о вероятном возобновлении сообщения по транспортному коридору через Абхазию и Южную Осетию. И вопрос тут не столько в формате взаимоотношений России и Грузии, сколько в восприятии проблемы внутри грузинского общества, а также в том, какие рычаги давления есть у России, и пожелает ли она их применить, чтобы убедить Абхазию и Южную Осетию", - сказал Минасян корреспонденту "Кавказского узла".

Меликян: России придется договариваться с Абхазией и Южной Осетией

Россия и Грузия близки к подписанию соглашения со швейцарской компанией SGS, сказал корреспонденту "Кавказского узла" научный сотрудник Центра региональных исследований Академии государственного управления Армении, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.

23 ноября 2011 года стало известно, что швейцарской компании SGS поручено контролировать поток грузов на границе Грузии с Россией, Абхазией и Южной Осетией. Соглашение о международном мониторинге на границе было достигнуто в рамках переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Меликян отметил, что швейцарская компания будет вести мониторинг по трем торговым коридорам – через Верхний Ларс, а также через Абхазию и Южную Осетию. По его словам, чтобы снять вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии, границ и таможни, было принято решение, что эти мониторы де-факто будут выполнять функцию таможенной службы.

В соглашении 2011 года указаны географические координаты, а не названия мест, это было сделано, по его словам, для того, чтобы сохранить нейтральный подход к статусу Абхазии и Южной Осетии. В частности, дислокация мониторов планируется в четырех точках абхазского и югоосетинского коридоров.

"Абхазский коридор берет начало в Адлере и заканчивается в городе Зугдиди на реке Ингури. Абхазия, по сути, остается внутри коридора. Коридор через Южную Осетию стартует около североосетинского села Нар и, пройдя через Южную Осетию, заканчивается в грузинском городе Гори. Торговые грузы будут проверяться на входе и выходе из коридоров, что лишит абхазскую сторону возможности диктовать условия. А это уже говорит о том, что может возникнуть проблема с Абхазией и Южной Осетией", - пояснил Меликян.

Эксперт считает, что для решения этой проблемы России, возможно, придется "проявить политическую волю".

"В Абхазии и Южной Осетии заявляют, что торговые отношения могут быть после их признания, а это противоречит соглашению. Понятно желание Грузии, которая не желает упоминания в качестве субъектов Абхазии и Южной Осетии. Это был консенсус в их пользу. Если у России есть желание, и она решила заключить соглашение... Москва сможет уговорить и Абхазию, и Южную Осетию не препятствовать", - подчеркнул он.

Меликян высказал также сомнение в том, что в случае заключения соглашения будет восстановлено железнодорожное сообщение через Абхазию.

"Этой дороги как таковой нет... Сейчас там построили отели, зоны отдыха. При желании восстановить дорогу встанет уже имущественный вопрос", - пояснил эксперт.

Отметим, что с 23 февраля граждане России могут въезжать в Армению по внутренним паспортам, однако это правило действует только в аэропортах Еревана и Гюмри.

Автор:Тигран Петросян