ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Засорение водоотводов и русла реки Элистинки из-за несоблюдения норм и правил строительства стало причиной затопления 23 домовладений в столице Калмыкии, заявили “Кавказскому узлу” пострадавшие элистинцы. Юристы рекомендовали пострадавшим привлечь к экспертизе ущерба независимых экспертов.
По данным представителя администрации Элисты, с 23 февраля на территории города был введен режим повышенной готовности.
"В результате подтопления пострадало 23 подворья южного района (ул. Кирова, Байдукова, Чернышевского, Канукова) калмыцкой столицы, в которых проживает, согласно официальной регистрации, около 60 граждан", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель мэрии города.
"Ситуация в Элисте не является критической"
24 февраля на внеочередном заседании президиума правительства Калмыкии глава республики Алексей Орлов заявил, что "сложившаяся ситуация в Элисте не является критической, однако требует слаженности и четкости совместных действий правительства региона".
Орлов поручил Министерству социального развития, труда и занятости населения РК и администрации города Элисты "уточнить все категории граждан, пострадавших в результате подтопления, а также совместно с правительством республики, министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства подготовить предложения по компенсационным выплатам, пострадавшим ко вторнику, 28 февраля", передает корреспондент "Кавказского узла".
"Компенсации необходимо определить по двум направлениям – на восстановление жилищного фонда и за потерю имущества. Восстановление жилых помещений может осуществляться либо за счет компенсационных выплат самими пострадавшими, либо усилиями городских и республиканских предприятий", - уточнил глава Калмыкии.
Жителям затопленных домов предложено временно разместиться в Элистинской специальной коррекционной школе-интернате. Министерству здравоохранения Калмыкии поручено взять на особый контроль пострадавших и "в случае необходимости" оказывать медицинскую помощь. Министерству образования и науки республики - "обеспечить непрерывность учебного процесса для детей из пострадавших в результате подтопления семей".
Рабочую группу "по оперативному решению поручений главы республики, связанных с ликвидацией последствий подтопления в некоторых домовладениях Элисты и оказанию помощи пострадавшим" возглавил руководитель администрации главы Калмыкии Артур Дорджиев, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы главы республики.
"Строители засорили все русло высыхающей реки Элистинки"
Жительница улицы Кирова Елена Титаренко, чей дом пострадал в результате подтопления, говорит, что "таких катаклизмов не было более 40 лет". "Сама я здесь живу с 1978 года, но муж у меня – местный. По его словам, последний раз такое было в 1976 году", - заявила Титаренко.
Титаренко полагает, что причиной затопления стало "начатое строительство напротив ее дома". По ее мнению, вода поднялась из-за того, что строители засорили "все русло высыхающей реки Элистинки".
"Раньше вода спокойно уходила. А тут какой-то предприниматель собрался строить на нашей улице объект. Строители засыпали все водостоки, арыки засорились, сузились. Элистинка давно уже замусорена – ее никто не чистит. Когда они строили, я постоянно ходила к трактористам, просила: "Пожалуйста, не засыпьте водостоки". Обещали, что постараются. Но они люди маленькие – что скажут, то и делают. Не дай бог, сейчас сильный дождь пойдет – опять все затопит. Во вторник в мэрию пойду писать заявление. Когда комиссия приезжала, я им тоже рассказала – заверили, что разберутся, накажут виновных", - рассказала Титаренко корреспонденту "Кавказского узла".
По ее словам, "в течение часа – с 00.30 до 01.30 – вода в доме поднялась на 40 см", "пострадали вся мебель, бытовая техника". "Сейчас вода ушла, мы отмываем потихоньку дом. Но представьте, что там творится. Весь линолеум поднялся, а мы ведь 20 февраля только закончили ремонт. Все насмарку", - посетовала пострадавшая.
При этом Титаренко считает, что МЧС, республиканские и городские власти "очень оперативно" отреагировали на затопление, хотя "когда люди начали тонуть, работало всего две машины МЧС и два водовоза". "Техники, говорят, не хватает", - пояснила пострадавшая.
"24-25 февраля приходили представители администрации главы республики, правительства, мэрии. Все замерили, проверили, записали. Приняли у нас заявления. Предлагали временно разместить в школе, но у нас есть, у кого пожить – мы у родственников остановились. Предлагали также одежду – мы поблагодарили, но отказались. Говорят, что наши дома больше всех пострадали. У соседей дом в низине – их вообще сильно затопило", - добавила элистинка.
Титаренко пока не знает, как именно будет компенсироваться ущерб. "Мы написали заявления. Приходили строители, оценивали объем и общую сумму ремонта. А как, что и когда будет, пока неизвестно. Они сказали – наше дело замерить. В администрации города пообещали решить все вопросы", - сказала Титаренко.
"Главное, чтобы почистили Элистинку и водостоки. Один раз сделать – и потом просто следить за порядком", - заключила жительница дома по улице Кирова.
"Мы требуем компенсировать моральный ущерб"
Еще одна пострадавшая, попросившая не указывать ее имени, также полагает, что в вода поднялась из-за несоблюдения норм строительства – но на Ярмарочном пруду, куда впадает Элистинка: "Ярмарочный пруд застроили, вода не стекает и идет в наши дворы. Все водостоки там забиты. Соседи неоднократно жаловались, никакой реакции мэрии не было".
По ее словам, размер ущерба городские власти должны определить 28 февраля.
"Власти обещают все восстановить, все сделать, но никакой конкретики пока не было. 25 февраля приходили замерщики, считали, в какую сумму обойдется ремонт. Дом старый, отопление после потопа не включается. Я просила в первую очередь сделать отопление – пока никого не было. Стены отсырели, сыплются, даже когда обои отклеиваешь. Вода до сих пор стоит. Уже много раз вычерпывали – опять поднимается", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница подтопленного дома.
При этом она так же, как Титаренко, отмечает оперативность МЧС, городских и республиканских властей.
"Мы перевезли вещи на Леваневского, в коррекционную школу, где нам предоставили временное жилье. Там сейчас примерно десять семей, остальные, видимо, по родственникам разъехались. Сотрудники МЧС очень хорошо сработали – все вещи собрали, всю мебель вынесли. Глава администрации Элисты Окон Нохашкиев приходил – вроде бы с пониманием к нам отнесся. Был у нас и глава республики. Правда, когда мы ему стали рассказывать, какой ущерб понесли, он спросил, застраховано ли что-нибудь из имущества. Но у нас небогатая семья, мы не можем позволить себе оплачивать страховки", - заявила пострадавшая.
По сведениям жительницы Элисты, вода в их доме поднялась быстро – с 21.00 до 22.00. "Мы даже двери не могли открыть, потому что вода высоко стояла. По колено в холодной воде были, пока не приехали сотрудники МЧС", - отметила жительница Элисты.
"Восемь лет здесь живу, никогда такого не было. Почему раньше водостоки нельзя было почистить? Я не хочу ни с кем ругаться, но пусть нам отремонтируют дом и компенсируют моральный ущерб", - подытожила элистинка.
"Пострадавшим следует провести строительно-техническую экспертизу"
Директор юридической компании "Де ЮрЭл" Сергей Кугнинов считает, что пострадавшим жильцам для начала следует попробовать решить проблему в досудебном порядке.
"В первую очередь необходимо выяснить уровень понимания проблемы муниципальными и республиканскими органами власти, а также перспективы урегулирования ситуации с компенсацией ущерба. Для этого надо создать инициативную группу, включить туда депутатов обоих уровней, квалифицированных юристов и провести переговоры с властями на предмет досудебного разрешения последствий и выработки мер по предотвращению подобных инцидентов в будущем", - отметил юрист.
Если же возникнут противоречия в переговорном процессе, жильцам, по его словам, потребуется "подготовиться к судебному разбирательству".
"В таком случае, во-первых, нужно провести строительно-техническую экспертизу, чтобы установить настоящие причины подтопления. Во-вторых, привлечь независимых оценщиков и установить размер ущерба. При этом важно не руководствоваться эмоциями, а трезво оценивать ситуацию и защищать свои права, используя все возможности, предусмотренные законодательством", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Сергей Кугнинов.
Юрист, прокомментировавший ситуацию с жильцами южного района Элисты на правах анонимности, согласился с Кугниновым, что пострадавшим следует провести строительно-техническую экспертизу, а также уточнил, что специалисты должны "установить, существует ли причинно-следственная связь между действиями строителей и затоплением дома". "Строительная компания обязана просчитывать такие последствия", - пояснил эксперт.
Кроме того, добавил юрист, "если подтвердится версия жильцов о засорении водоотводов и Элистинки по вине строителей, то здесь возможны неправомерные действия госорганов, которые выдавали разрешительные документы на строительство".
По его словам, санкционируют строительство "не только городские, но и республиканские власти – в частности, министерство по земельным и имущественным отношениям".
"Если эксперты выявят нарушения, то пострадавшие однозначно могут привлекать их к ответственности и требовать от них компенсации в полном объеме. Предварительно жителям затопленных домов желательно как можно скорее провести независимую оценку ущерба, чтобы суд – если до этого дойдет дело – рассматривал ее наравне с оценкой представителей городской администрации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" юрист.
И ведь самое интересно, что нарушение строительных правил - это норма, коррупционная норма. Видимо должно случится еще что-то более страшное, более гибельное и кровавое, что бы власти захотели закрутить остановить непрерывную коррупцию в строительной сфере. Много разговаривал по этому поводу со строителями. Старые строители говорят, что большая часть коррупционных преступлений на строительстве происходят благодаря обыкновенной лени следователей. Там слишком кропотливая работа нужна, а дела эти сложные дают молодым ребятам без опыта, они повозятся с бумажками несколько дней и пишут отказной. Слишком сложно, слишком, слишком. Так что в России не только коррупция убивает, но и лень.