ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ученые назвали исторической редкостью фотографии, сделанные в 19 веке американским путешественником в том числе на Кавказе. Среди них - изображение "афро-абхазца", который, по мнению опрошенных "Кавказским узлом" историков, мог быть потомком африканских невольников.
Сайт Mashable.com в январе опубликовал в статье «Народы Российской империи» фотографии из запасников библиотеки Конгресса США, в том числе портрет "афро-абхазца" - человека в бешмете и в папахе с оголенным кинжалом, имеющего негроидные черты лица. По данным издания, эти фотографии из коллекции американского писателя и путешественника Джорджа Кеннана, сделанные в 1870-1880-х годах.
"В 1870 году Кеннан проплыл из Санкт-Петербурга вниз по Волге до Каспийского моря, побывав в горах Кавказа и встречаясь с грузинами, армянами и другими этническими группами", - говорится в опубликованной статье, на которую пользователи соцсетей, по данным на 15.07 мск 9 марта, ссылались около 5,8 тысячи раз.
Автор статьи воздержался от подробных описаний героев фотографий и их историй. "Кавказский узел" расспросил об этом специалистов.
Арутюнов: темнокожие рабы попали в Абхазию после крушения корабля
Джордж Кеннан - известный путешественник, его интересовали вопросы рабства, крепостного права, тюрьмы и каторги, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" заведующий отделом народов Кавказа в Институте этнологии и антропологии РАН, профессор МГУ Сергей Арутюнов.
"Он автор книги о российской каторге. В основном ездил по Сибири. Путешествовал и по Кавказу, хотя Абхазию вроде бы он не посещал. Вероятно, часть фотографий для своей коллекции он мог приобрести у кого-нибудь, но значительную часть сделал сам", - рассказал Арутюнов.
По его словам, подобные фотографии с середины 19 века печатались в большом количестве, но именно эта коллекция уникальна и раньше, видимо, не публиковалась.
"Фотографии делались очень качественные, дагерротипы с высокой разрешающей способностью, печатались они не очень большими тиражами. Среди интересных изображений - портреты, панорамы, сюжетные фотографии с животными", - сказал ученый.
Комментируя фото из коллекции Кеннана, на котором изображен начальник полиции Минусинска с головой убитого волка, Арутюнов рассказал, что в других коллекциях "часто встречаются" фотографии с медведями. "В России самая большая коллекция - в Кунсткамере, есть такие фото и в других музеях. Они лежат в запасниках, но иногда выставляются. Публиковали такие фотографии и в журнале «Восточная коллекция»", - сообщил Арутюнов.
Комментируя изображение "афро-абхазца", Арутюнов пояснил, что «это известная история».
«В конце 18-го - начале 19-го века произошел такой единичный случай. Был шторм. Судно, ехавшее из Турции, вероятно в Крым, имевшее на борту в том числе несколько десятков темнокожих рабов, вероятно, родом из Судана или Сомали, которые контролировали турки, потерпело крушение у берегов Абхазии. Случай редкий еще и потому, что рабов в основном поставляли с Кавказа и Крыма на юг, а не наоборот. Абхазия не была еще российским владением, но спасли [пострадавших] вроде бы русские военные из какой-то крепости на побережье. Они были освобождены и поселены к абхазам. Позднее эти люди влились в местное сообщество. Женились на абхазках. Приобрели абхазские имена и фамилии. Их потомки в небольшом количестве есть и сейчас», - рассказал Арутюнов.
По словам историка, он встречал чернокожего абхазца в Тбилиси, где провел детство.
«Он в местном театре пожарником работал. Хотя он был чернокожим, но считал себя абхазом, и у него какое-то абхазское имя. Но в то же время их очень мало, потому что они незаметны там. Возможно, сейчас их потомки уже утратили яркие черты негроидной внешности», - предположил профессор.
Скаков: история с крушением корабля - легенда
Кавказовед Александр Скаков предполагает, что история с крушением корабля, скорее всего, легенда.
"Темнокожие абхазы не рассказывали такую историю никому. Они сами об этом помнили бы. А так они считают себя абхазами. И зачем бы русским отпускать их в абхазские села, где правили фактически самостоятельно местные князья, причем в разные концы Абхазии?" - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Скаков.
"Я не видел соответствующих документов, а они для второй половины 18 века уже были бы, к примеру, донесения в Санкт-Петербург о таком неординарном происшествии", - пояснил он.
По словам Скакова, он не знает, чтобы кто-то из ученых подробно занимался вопросом "абхазских негров".
«Они хорошо известны с 19-го века в нескольких селах Абхазии (в первую очередь - Ачандаре и Адзюбже, соответственно, в Бзыбской и Абжуйской Абхазии). В частности, о них упоминает Фазиль Искандер в "Сандро из Чегема". Со временем тип исчезает, но вроде бы какие-то потомки афро-абхазов есть и сейчас. Они себя считали уже в 19 веке абхазцами... Вероятно, это потомки невольников османского времени, осевших в Абхазии, которая, как известно, с 16 века была в сфере влияния Османской империи. По этой теме было бы интересно собрать исторический материал», - рассказал Скаков.
По словам кавказоведа, точно неизвестно, бывал ли Кеннан в Абхазии, но большинство фотоснимков Кеннан делал сам.
«Джордж Кеннан-старший - известный путешественник, в том числе, в Сибирь, сочувствовал революционерам. В советской историографии Кеннан непременно изображался как убеждённый, искренний и бескорыстный противник царизма», - пояснил Скаков.
Сведения об "афро-абхазцах" публиковались лишь в первой половине XX века
По данным корреспондента "Кавказского узла", первые сведения об "афро-абхазцах" в прессе появились в начале XX века, а наиболее поздние сообщения о них относятся к 1950-м годам.
В Абхазии "целое селение состоит из негров", говорится в заметке, опубликованной в 1914 году в санкт-петербургской газете "Кавказ", которую цитирует сайт "Загадки истории".
"Это село Адзюбжа, у устьев Кодора. Побывавший там еще в 1884 году французский винодел Тьебо тоже вспоминал о необычных абхазах: «Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский... По религии они были мусульмане»", - говорится в заметке.
По данным издания, советский журнал «Вокруг света» опубликовал в 1928 году статью, посвященную чернокожим жителям Кавказа. Согласно статье, в районе Абхазского Черноморья "с давних пор проживает небольшая колония африканских негров", которые попали на Кавказ в начале 19 века, когда на Кавказе процветала работорговля, и "с годами ассимилировались".
"Кавказский узел" не обладает возможностью проверить эту информацию.
Абхазский ученый и писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» высказал предположение, что абхазцы - выходцы из Египта и Абиссинии (Эфиопии), написал 25 июня 2016 года пользователь Livejournal под ником deni_didro.
"При этом Д. Гулиа многократно цитирует высказывания Геродота, Каллимаха, Периегета, Марцеллина, Диодора Сицилийского, Страбона, Дионисия, Евстафия, доказывавших, что колхи вышли из Египта. Впрочем, сами по себе цитаты еще не доказательство. Значительно весомей приводимые автором аналогии в географических названиях, именованиях божеств, именах людей и в сходстве нравов, обычаев и поверий абхазских с абиссинско-египетскими", - написал блогер.
Статья «Народы Российской империи» проиллюстрирована также другими колоритными фотографиями из библиотеки Конгресса США, которые, вероятно, еще ждут своего исследователя.
интересен вопрос - кто, откуда и куда их транспортировал. из под чьей неволи собственно освободились... по словам арутюнова выходит что, пока россия постоянно воевала с турками, последние еще и африканских рабов в россию поставляли? императорский двор еще одного пушкина искал что ли?
на самом сайте библиотеки конгресса главное фото из этого поста описывается как изображение карабахского негра-горца - http://www.loc.gov/pictures/item/99615616/ -
с одной стороны это сомнительно, ведь такая форма одежды вряд ли практиковалась во второй полвине 19 века в карабахе.
с другой на всех остальных известных фото афро-абхазцев, как правило, изображены лица не негроидной расы, а скорее по своему типу похожие на эфиопов и другие народности восточной африки и афро-аравийского субконтинента. как на фото 1914 года - семейства из адзюбжы или всадника абхазского полка черкесской сотни дикой дивизии.
так что до разгадки и прояснения конкретно этого фото еще далеко.
Горные долины издревле были местами где укрывались разные беглые люди. Люди бежали по экономическим причинам, по религиозным, вспомните побеги старообрядцев из России на Кавказа, люди бежали по этническим причинам, когда им угрожали другие этнические группы. Горы всегда, во все времена, в разных частях Земного шара были местом бегства. Думаю правы те, кто говорит о том, что компактное село связано с бегством африканских рабов из неволи в горы. То что они смогли сохранить свою антропологическую особенность несколько столетий - это вполне возможное явление. А потом под воздействием советской власти, которая все ассимилировала, они растворились в новом сообществе Советский народ.
Рабство на кавказе?да вы что!
Рабства на уавказе не было никогда.
Едва ли они поставляли рабов, это было не возможно. А вот то, что с Турции африканские рабы совершали побеги на Кавказ - в это я скорее поверю. В Турции рабовладение, насколько я помню, было довольно сильно развито и африканские рабы в том числе попадил и на невольничий рынок Турции, особенно когда это было популярно иметь в своих свитах рабов-негров. Это почему-то было рапространено о арабов. Иметь в личной охране больших черных людей, иметь в гареме черного евнуха, иметь черного повара-раба и т.п., это было популярно, это было шиком. Так что скорее всего все было связано с побегами из рабства.