ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Иса Цечоев - имам мечети села Али-Юрт в Назрановском районе Ингушетии, влиятельный проповедник, в адрес которого высказывались обвинения в радикализации молодежи и в связях с джихадистским подпольем. Деятельность имама осуждал, в частности, глава Чечни Рамзан Кадыров. В 2016 году на имама Цечоева было совершено покушение. В марте 2017-го в доме богослова ФСБ проводила обыск.
Иса Цечоев является одним из больших шайтанов
Родился Иса Цечоев в Али-Юрте 1. В 1971 году окончил физико-математический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Служил в армии. До ноября 1990 года работал учителем математики в сельской средней школе. В свободное от работы время изучал арабский язык и шариат.
Как пишет Иса Цечоев в своей автобиографии, он был религиозным с самого детства: "Еще учась в восьмом классе, начал изучать Коран, молиться и соблюдать пост".
В 1990 году на съезде мусульман в Урус-Мартане Цечоев был избран заместителем первого муфтия Чечено-Ингушетии Шахида-Хаджи Газабаева, что вызвало протест со стороны последователей кадирийского толка суфиев, составляющих большинство в Ингушетии. После этой ситуации Цечоев уехал учиться в Алжир, где получал религиозное образование в Университете исламских наук имени амира Абул-Кадира в городе Константина. Став в 1994 году выпускником факультета исламского фикха (юриспруденции) и его основ, Цечоев вернулся в Ингушетию 2.
По возвращению, в 1995 году, он открыл в Малгобеке медресе под названием "Спецшкола арабского языка и мусульманского права". Однако уже в 1998 году школа была закрыта. Муфтий Ингушетии Магомед Албогачиев назвал заведение "рассадником бандитизма", а создателя медресе обвинил в "радикализации молодежи" 3.
Большая часть бывших учеников Цечоева стала шахидами
Сам Цечоев о закрытии школы и о судьбе ее выпускников рассказывает иначе: "В августе 1998 года президентом республики Аушевым Р.С. совместно с муфтиятом республики была проведена конференция, на которой было решено закрыть именно наше медресе. (Другие медресе проповедовали тарикат 4 муфтията). Не было ни одного факта проявления экстремизма или "ваххабизма". Был лишь общий разговор и просьба муфтия закрыть медресе. Ни один учащийся или преподаватель медресе не был замечен в экстремистских проявлениях" 5.
Бывший руководитель пресс-службы главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова - Калой Ахильгов, говоря о проповедях Цечоева, охарактеризовал их как непривычные для Ингушетии. "Ислам, который проповедовал Иса Цечоев – традиционный, но необычный для Ингушетии, привыкшей к постсоциалистической полуобрядовой форме ислама. Цечоев – ученый, и его ислам чище, чем тот, который до этого знали в Ингушетии", - отметил Ахильгов в одном из интервью 6.
После закрытия медресе, по словам Цечоева, он связи с бывшими учениками не поддерживал, однако преподавал Коран и фикх после вечернего намаза в общей мечети села Али-Юрт, имамом которой являлся до января 2000 года.
Цечоев много раз получал угрозы от боевиков, которые на него злились за призывы к миру. А его слово было очень важно, потому что молодые ему верят. боевики хотели, чтобы он влился в их ряды и даже возглавил их борьбу
В 2001 году Цечоев уехал в Ирак, где работал переводчиком в российской организации "Мосэнергомонтаж", занимавшейся восстановлением теплоэлектростанции в городе Басра. Чуть больше года спустя вернулся в Ингушетию.
В 2009 году Цечоев "по настоянию друзей", "чтобы не быть объектом сплетен и кривотолков", вновь уехал за рубеж 7. Потом вновь вернулся в Ингушетию.
После теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году журналист "Голоса Америки" Фатима Тлисовa опубликовала статью, в которой указывала на то, что Магомед Евлоев, предполагаемый смертник, совершивший подрыв в авиатерминале, принадлежал к числу прихожан мечети в Али-Юрт, имамом которой был Цечоев. Тлисовa при этом сообщала, что "официальная точка зрения" в Ингушетии состоит в том, что Цечоев - это "человек, принесший в республику ваххабизм" и "вербовщик боевиков" 8. Кроме того, в статье были приведены слова источника в ингушских спецслужбах о том, что "большая часть бывших учеников Цечоева – около 65 процентов – стала шахидами или погибла в перестрелках с федералами" 9.
Цечоев назвал публикацию "клеветническими сплетнями" и в ответ выпустил обращение, в котором заявил: "Что касается Евлоева Магомеда, которого считают исполнителем теракта в аэропорту Домодедово, то я знаю его и его родителей только как односельчан. Он никогда не был моим учеником, я с ним ни разу даже не разговаривал на какую-либо тему" 10.
По рассказу Калоя Ахильгова, однажды на собрании духовных лидеров Ингушетии, посвященном уходу молодежи в подполье, Цечоеву уже приходилось отрицать обвинения в пособничестве боевикам. "Тогда на Ису Цечоева многие начали нападать, обвиняя его в пособничестве боевикам и в радикализации молодежи. Но Иса всех заставил замолчать, заявив, что все обвинения о причастности к уходу молодежи в лес – пустые, так как он не считает войну на Кавказе джихадом, а значит, не может призывать молодых вступать в ряды джихадистов, - отмечает Ахильгов".
По словами ингушского журналиста Зураба Мархиева, Цечоевым недовольны не только власти республики, но и участники вооруженного подполья. "Цечоев много раз получал угрозы от боевиков, которые на него злились за призывы к миру. А его слово было очень важно, потому что молодые ему верят. боевики хотели, чтобы он влился в их ряды и даже возглавил их борьбу", - рассказывает Мархиев 11.
В 2016 году Иса Цечоев и еще один проповедник из Ингушетии Хамзат Чумаков подверглись резкой критике со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова. 2 февраля 2016 года на съезде последователей суфийского течения в исламе, состоявшемся в мечети "Сердце Чечни" в Грозном, Кадыров, заявил, что если Чумаков и Цечоев попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы".
"Иса Цечоев является одним из больших шайтанов. Если спросить, будут ли такие люди вести проповеди в Чечне... один раз они могут попробовать по ошибке, но второй раз у них полетят головы", - сказал Кадыров в своем выступлении на чеченском языке.
Также Кадыров призвал власти Ингушетии не давать трибуны Чумакову и Цечоеву. "Если власти Ингушетии не примут меры, остановить этих двоих нам не составит труда", - добавил глава республики. Кроме того, Кадыров тогда заявил, что запрещает вести диалог с салафитами и ваххабитами. "Вести диалог с ними запрещаю, их действия ведут к развалу. Салафизма и ваххабизма у нас не должно быть и не будет", - сказал он 12.
Нападки на проповедников также допустил муфтий Чечни Салах Межидов, который 21 июня 2016 года распространил видеообращение с критикой и оскорбительными высказываниями в адрес Хамзата Чумакова и Исы Цечоева. Кроме того, 27 июня 2016 года ДУМ Чечни опубликовал видеообращение, в котором вероубеждения ингушских богословов приравниваются к убеждениям членов запрещенной террористической группировки "Исламское государство".
Салафизм – консервативное реформистское направление в суннитском исламе, появившееся в Египте в конце XIX века и широко распространившееся в мусульманском мире. Салафиты выступают за возвращение к той форме ислама, которой следовал Мухаммед и его сподвижники, за возрождение изначального коранического понимания шариатских положений. Среди умеренных салафитов существует радикалистское направление, которое исповедует джихадистский салафизм, с которым связывают запрещенные террористические группировки, такие как "Аль-Каида" и "Исламское государство". Традиционный салафизм исповедуют в Саудовской Аравии. На Северном Кавказе салафизм распространен в Чечне, Дагестане, Ингушетии 13. Иногда в качестве синонима слова салафизм используют термин ваххабизм (по имени арабского теолога 18 века Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба). Некоторые исламоведы, однако, считают такое отождествление не вполне корректным 14.
30 августа 2016 года около мечети в Али-Юрте был обнаружен автомобиль со взрывчаткой. Как сообщили источники в правоохранительных органах Ингушетии, заминировавшие автомобиль неизвестные готовили покушение именно на Ису Цечоева.
Сам Иса Цечоев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказал о том, что утром 30 августа прихожане мечети предупредили его о подозрительном автомобиле. "Я в то утро, до утреннего намаза, собрался идти в мечеть, я недалеко живу. Мне позвонили, сообщили, что рядом с мечетью стоит подозрительная машина. Рассказали, что никого в машине нет. Прихожане посоветовали мне пойти в мечеть другой дорогой. Затем ко мне приехали ребята из мечети, и мы поехали окольной дорогой. Приехав в мечеть, мы помолились, а затем окольной дорогой уехали", - заявил Иса Цечоев.
"Приехав домой, я прилег отдохнуть, а в 09.00 увидел, что вся улица в саперах, военных. И узнал, что автомобиль рядом с мечетью был заминирован", - отметил Цечоев.
Имам также заметил, что есть связь между предотвращенным взрывом в Али-Юрте и покушением на имама Чумакова, произошедшим за полгода до этого 15.
Утром 5 марта 2017 года около 15 сотрудников ингушского управления ФСБ провели у Исы Цечоева обыск. "Приходили из УФСБ, провели обыск на предмет наличия в моем доме оружия и бандитов. Силовики направили на домовладение прожекторы и пулеметы, обыскали дом, ничего не нашли", - рассказал Цечоев "Кавказскому узлу". По его словам, силовики представили постановление на обыск, подписанное прокурором, но в документе ничего не говорилось о том, в рамках какого уголовного дела проводился обыск.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров объяснил обыск в доме Цечова проверкой паспортного режима.
Опрошенные "Кавказским узлом" эксперты отметили, что обыск в доме Исы Цечоева связан с попыткой запугать этих авторитетных религиозных деятелей. В частности руководитель проекта по России "Международной кризисной группы" Екатерина Сокирянская назвала это "очевидным актом устрашения" и заявила, что, возможно, "ФСБ не поддерживает политику, направленную на религиозный диалог, на неразделение верующих по принадлежности к разным течениям в исламе, на то, чтобы, условно, "салафитские лидеры" могли свободно проповедовать и участвовать в жизни республики". Сокирянская отметила, что Ингушетия – это единственная республика, где сейчас такая политика вообще проводится. "Это могут быть последствия внутриингушского конфликта, инициированного противниками Евкурова и его политики, направленной на диалог, на то, чтобы в Ингушетии были такие лидеры и такие общины, что не нравится части суфиев и Духовному управлению мусульман" 16.
Интересно а все эти персонажи попадут в рай.?